Поиск по этому блогу

вторник, 27 марта 2018 г.

Вселенная Тарантино



Сегодня мы собрались здесь, чтобы поздравить с 55 – летним юбилеем неповторимого режиссера, сценариста, актера, да и просто славного человека  Квентина Тарантино.

Он выделяется из всех своим особым кинематографическим видением и оригинальным режиссерским почерком, спутать которые с другими - невозможно. На  формирование его стиля большое влияние  оказало сочетание арт-хаусного кино и поп-культуры. Как известно, картины Тарантино выделяются на фоне остальных своим нелинейным и нетрадиционным повествованием, как, например,  «Криминальное чтиво» или «Бешеные псы». Он  часто разбивает свои фильмы на главы, как в дилогии «Убить Билла». Его картинам свойственны длинные диалоги и монологи и огромное количество отсылок на фильмы, которые любит сам режиссер. Можно сказать, что он снимает фильмы о своих любимых фильмах.  Хоть в картинах Тарантино и присутствуют сцены с насилием и жестокостью, большинство которых находится за кадром, они не вызывают отвращения или негативных эмоций. Рука мастера превращает эти сцены в высококлассное произведение киноискусства. Но сам режиссер не терпит насилия  в реальной жизни.



 Во всех работах Квентина Тарантино присутствует особое чувство юмора, заставляющее зрителя смеяться над такими вещами, которые, по сути,  не могут быть комичными.

Тарантино является обладателем многих престижных кинонаград. Имеет два «Золотых глобуса» (был награжден ими в 1995 и 2013 годах). Британская академия кино и телевизионных искусств (BAFTA) также отмечала его заслуги в 1995 и 2013 годах. Он становился дважды лауреатом премии «Оскар» - в 1995 и  2013 годах. Все - за сценарии:  «Криминальное чтиво» и «Джанго освобожденного». Имеет «Золотую пальмовую ветвь» за 1994 год и Почетный «Сезар» за 2011 год. В 2015 году стал обладателем звезды на Голливудской аллее славы.

Ну а теперь, в честь дня рожденья мастера,  вспомним яркие моменты его творческой жизни.

Родился Квентин Тарантино 27 марта 1963 года в штате Теннеси в городе Ноксвилл. Тарантино имеет ирландские корни, а также  и корни индейского племени чероки. Мать назвала Квентина в честь героя Квентина Компсона из романа «Шум и ярость» Уильяма Фолкнера.

Квентин Тарантино на Голливудской аллее славы
Квентин Тарантино на Голливудской аллее славы

Любовь к кинематографу у Квентина  зародилась еще в детстве. В младшей  школе он посещал уроки драмы.  Много времени проводил со своим отчимом и его друзьями за просмотром сериалов и телевизионных шоу. Любимым отдыхом для семьи был поход в кино, где  Квентин посмотрел множество фильмов. Одним из самых его любимых  был «Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна».

Тарантино ненавидел школу и  часто прогуливал занятия. И в 15 лет уговорил маму, что бросит школу и завершит обучение.  Она согласилась, но при условии, что Квентин найдет работу. Он покинул школу и устроился на свою первую работу – билетером в один из кинозалов в Торрансе. По вечерам он стал посещать курсы актерского мастерства  Джеймса Беста.  В 22 года Квентин устраивается на работу в пункт видеопроката «Видео – архив» на Манхэттен-Бич. (Тарантино называл эту работу самой лучшей, до того как он стал режиссером). Во время работы  он знакомится с  Роджером Эвери (который в дальнейшем станет соавтором сценария «Криминальное чтиво» и еще нескольких проектов). Друзья проводили много времени вместе за обсуждением фильмов и активно советовали их клиентам.  Тарантино отмечал для себя, какие фильмы нравятся людям, и использовал это в будущей режиссерской работе. В период работы в видеопрокате Тарантино даже решил стать романистом и даже начал писать несколько глав. Позже он перенес беллетристические методы повествования в свои работы.

По убеждению продюсера Лоуренса Бендера, с которым Тарантино познакомился на вечеринке в Голливуде, приступает к написанию сценариев. Первый свой полноценный сценарий Тарантино написал в 1985 году, и назывался он «Капитан Пичфуз и анчоусовый бандит». К сожалению, ему не удалось реализовать свой проект. После нескольких безуспешных попыток продвижения своих работ и постоянных отказов, вместе с  Роджером Эвери берется за съемку любительского фильма «День рождения моего лучшего друга». Друзья работали над созданием этого фильма несколько лет, но работа так и не была закончена. Было отснято много материала, но, так как съемки фильма проходили в импровизированной студии, часть была уничтожена случившимся там пожаром. Из 69-ти - минутного фильма осталось только 34 минуты. «День рожденья моего лучшего друга» был показан на нескольких кинофестивалях, но в большой прокат так  и не вышел.

Кадр из фильма «День рожденья моего лучшего друга»
Кадр из фильма «День рожденья моего лучшего друга»

«После просмотра отснятого материала я помню, как мне захотелось, буквально провалиться под землю от стыда! Всё выглядело совсем не так, как мы представляли это себе. В общем, это была для меня настоящая киношкола, после которой я понял, наконец, как нужно снимать настоящее кино!»

Далее Тарантино создает «Бешеных псов»,  фильм, ставший для режиссера судьбоносным. Эта картина вышла в 1992году и быстро стала культовой. Она  получила  массу одобрительных реакций и оценок от зрителей и критиков.  

Квентин Тарантино твердо решил снять «Бешеных псов» сам. И на вырученные  деньги от продажи своего сценария к фильму «Настоящая любовь»  приступает к работе. Сценарий к «Бешеным псам» он пишет за три недели. Идея же истории - не о самом ограблении, а о событиях, разворачивающихся уже после преступления, у Тарантино зародилась задолго до написания сценария.  Также на создание «Бешеных псов», как заявлял режиссер, оказал большое влияние «Выстрел в упор» Джона Бурмена и романы Ричарда Старка.

По поводу названия фильма Квентин Тарантино никогда не давал  точного ответа. Название Reservoir Dogs - «Бешеные псы» - придумалось нечаянно во время съемок.  В одном интервью о названии он говорил так: «Это название призвано создать настроение, ничего больше. Просто верное название, просто суть фильма, и не спрашивайте меня, почему. Но основная причина, по которой я не настаиваю на его уточнении, в том, что я на самом деле верю: окончательно это определит зритель».
 
Тарантино на съемках "Бешеных псов"
Тарантино на съемках "Бешеных псов"
Квентин Тарантино самолично занимался поиском музыкального сопровождения и выбрал свои любимые хиты 70-х в стиле рок-н-ролл и бабл-гам-рок.  Режиссер руководствовался  двумя главными причинами. Первая:  на этой музыке он вырос. Вторая:  это усиление эмоциональной стороны происходящего, одновременно смягчая действия на экране.

Также Тарантино с Роджером Эвери придумали программу радиопередачи, транслирующейся в фильме. К этой радиопередаче были специально написаны все анонсы, рекламы и прочее. Режиссер назвал передачу невидимым персонажем, пронизывающим все действие фильма.

«Бешеные псы», имеющие большой успех, стали иметь множество последователей; как  в режиссёрском стиле, так и в плане повествования.

Далее Тарантино работает над «Криминальным чтивом», вышедшим в 1994 году. На этот раз он снимает фильм с нелинейной структурой. Сюжет был разделен на части, перемешан и показан в неверном порядке. До этого такая техника использовалась Жан-Люком Годаром и Франсуа Трюффо,  режиссерами французской «Новой волны».

Тарантино писал сценарий, некогда придуманный с Роджером Эвери еще во время работы в видеопрокате, в небольшой комнате без телефона в отеле целых три месяца. История фильма уместилась на множествах блокнотных листков. Тексты были неразборчивы, с массой ошибок. В порядок их приводила редактор Линда Чен. Квентин Тарантино поселился у нее на диване, и к маю 1993 - го года  текст был готов. Линда подошла к работе предельно внимательно и ответственно, но старалась она напрасно. Все исправленные ею ошибки были возвращены Тарантино в текст на место: так ему больше нравилось.  Линда Чен отказалась и от гонорара и от внесения ее имени в сценарий. Взамен она просила Квентина в ее отсутствие присматривать за ее домашним кроликом Ханни Банни.
 
За кадром "Криминального чтива"
За кадром "Криминального чтива"
К выбору актеров режиссер подошел тщательно. Тарантино хотел, чтобы в фильм вернулся герой  Майкла Мэдсена (Вик Вега) из «Бешеных псов», и поэтому роль писалась специально для него. Но досталась она Джону Траволте (Винсент Вега), который справился с ней превосходно. Вначале на роль боксера, которая досталась Брюсу Уиллису,  Тарантино рассчитывал взять более прославленного голливудского актера и задумывал пригласить  Сильвестра Сталлоне. В роли Мии Уоллес Квентин Тарантино представлял только Уму Турман. Чтобы уговорить ее исполнить эту роль, он  начинает постоянно звонить ей домой и читать сценарий по телефону.

Музыка к фильму так же, как и к «Бешеным псам», специально не писалась, а была собрана из композиций разных стилей,  таких какрок-н-ролл, сёрф-рок, поп, соул.

Фильм имел большой успех у зрителей. Считается, что «Криминальное чтиво» является важнейшим историческим кинособытием. Он дал большой толчок развитию независимого американского кино. Также фильм является обладателем более сорока наград, включая премию «Оскар» за лучший сценарий и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля в 1994 году. В 2013 году картина была внесена в реестр фильмов  США как имеющая историческое, эстетическое и культурное значение.

Далее Тарантино пишет и режиссирует одну из частей фильма «Четыре комнаты», вышедшего в 1995 году.  Снимали его четыре режиссера. Кроме Тарантино, в работе над ним участвовал его хороший друг Роберт Родригес,  Эллисон Андерс и Александр Рокуэлл. У них получился фильм, состоящий из четырех историй, объединённых одним местом действия и одним главным персонажем – ночным портье Тедом. Тарантино работал над последней частью под названием «Пентхаус — Человек из Голливуда», в основу которого лег рассказ «Человек с юга» Роальда Даля.  Картина была воспринята критиками и зрителями без восторгов. Хотя рецензенты хвалили часть, которую поставил Тарантино.

«Четыре комнаты»

В 1995 году у Тарантино был нереализованный сценарий. История о двух братьях-бандитах, которые, спасаясь от правосудия, оказываются в ночном баре, кишащем вампирами. Он хотел сам поставить этот фильм и сыграть одну из главных ролей. Но предпочел уступить режиссерское кресло своему другу  Родригесу, а сам занялся проработкой сценария. Фильм вышел в 1996 году под названием «От заката до рассвета», где Квентин Тарантино сыграл  самую значимую свою роль.
 
Квентин Тарантино в фильме "От заката до рассвета"
Квентин Тарантино в фильме "От заката до рассвета"


Следующим проектом в карьере Тарантино стала экранизация его любимого романа «Ромовый пунш» Элмора Леонарда. Фильм вышел в 1997 году под названием «Джеки Браун». Данная работа имела гораздо меньший успех, чем предыдущие фильмы; как у критиков, так и у зрителей. Хотя за работу в этой картине  Роберт Форстер выдвигался на соискание премии «Оскар»  в 1998 году за «Лучшую мужскую роль второго плана», а  Сэмюэл Л. Джексон  получил за лучшую мужскую роль «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале и номинировался на «Золотой глобус».
 
Съемки "Джеки Браун"
Съемки "Джеки Браун"
После выхода фильма Тарантино дал всего одно интервью, появился в нескольких телешоу и после этого, можно сказать, ушел из кино. На протяжении следующих шести лет он занимался продюсированием сиквелов «От заката до рассвета» и исполнял небольшие роли в фильмах для телевидения.
 
Работа на первой частью "Убить Билла"
Работа на первой частью "Убить Билла"
Вернулся он в 2003 году, с выходом фильма «Убить Билла». Картина представляла собой  сильно стилизованный боевик со смешением множества любимых стилей  Тарантино. В ней отлично соединялись спаггети – вестерн, итальянский триллер в стиле «джалло» и, конечно, уся – жанр китайского фэнтези с использованием восточных единоборств. Сценарий был написан Тарантино в соавторстве с Умой Турман еще во время работы над «Криминальным  чтивом». Вторая часть  «Убить Билла» выходит в 2004 году. В фильме уже меньше драк и больше диалогов. Тарантино считает эту картину самой лучшей из своих работ.

В 2005 году Тарантино работал над сценарием и постановкой пятого двухсерийного эпизода сериала «C.S.I.: Место преступления». Этот сезон был назван «Серьёзные опасности» и имел множество отсылок к дилогии «Убить Билла». Об этом говорит нелинейность построения серий, их  названия (серии были названы «Volume 1» и «Volume 2») и множество других вставок. На эту работу Тарантино даже был номинирован на премию «Эмми» за лучшую режиссуру.

Съемки "Убить Билла 2"
Съемки "Убить Билла 2"
Следующим большим проектом стал ««Грайндхаус» (вышел он в 2007 году). Работа велась сообща с Робертом Родригесом. Фильм представлял собой совокупность двух полнометражных фильмов и четырех несуществующих трейлеров. Картина включала в себя «Доказательство смерти» от Тарантино и «Планету страха» от Родригеса. Хоть фильмы и разные по сюжету, они все равно были связаны общими персонажами, и места действия совпадали. Если рассматривать картины в хронологическом порядке, то «Доказательство смерти» идет первым. Фильмы сняты в стиле 70—х и передают атмосферу кинотеатров тех лет. Эта совместная работа двух режиссеров потерпела крах. Поэтому было решено перемонтировать «Грайндхаус» в два самостоятельных фильма. Впоследствии Тарантино заявил, что «Доказательство смерти» является худшим его фильмом, снят топорно, но не так уж плох. Несмотря на провал, «Грайндхаус» заработал положительные отзывы кинокритиков. Также доказательством признания являлось то, что «Доказательство смерти» был включен в основной конкурс Каннского кинофестиваля.
 
Тарантино за работой над «Доказательством смерти»
Тарантино за работой над «Доказательством смерти»
Следующий проект Квентина Тарантино - фильм  «Бесславные ублюдки»,  действие которого происходит во время Второй мировой войны. Картина - об альтернативном финале войны; изначально планировалась как мини – сериал. Фильм вышел на экраны в 2009 году, но задумывался он еще в 2001 году. На написание сценария  Квентин Тарантино потратил около семи лет.   Он «дорожил каждой страницей сценария, из-за чего сюжет рос и расширялся». А впоследствии Тарантино признался, «что чувствовал  - этот сценарий его лучший из всех написанных».

На эту работу повлияли множество классических кинолент. Тарантино или заимствует или полностью копирует сцены из своих любимых фильмов.  Как в сцене визита штандартенфюрера Ланды в дом молочника Лападитта (она скопирована из картины «Хороший, плохой, злой»). На работу Тарантино повлиял и советский кинематограф. Он вдохновлялся сценами из фильмов советского проката «Иди и смотри» и «Броненосец «Потемкин».
 
Закадровое фото Кветина Тарантино во время съемок  «Бесславных ублюдков»
Закадровое фото Кветина Тарантино во время съемок  «Бесславных ублюдков»
Особое внимание стоит уделить названию картины. Квентин Тарантино  использовал прокатное название фильма режиссера Энцо Дж. Кастеллари «Этот проклятый бронепоезд»  - «The Inglorious Bastards» (известного в США как «Бесславные ублюдки»). Намеренно допустив несколько ошибок,  Тарантино получил «IngloUrious BastErds». Так что и переводить нужно с ошибками – «БеЗславные ублюТки», как предлагал киновед Андрей Плахов.

На вопрос о допущенных ошибках в названии режиссер отвечал: «Я никогда этого не стану объяснять». Но в дальнейшем все-таки объяснил так: «Почему «ублютки»? Да просто потому, что оно так произносится: «ублютки»».

Фильм «Бесславные ублюдки» был тепло принят и имел положительные отзывы критиков и зрителей. На церемонии  «Оскар» 2010 года картина была выдвинута на восемь номинаций, но получила только одну статуэтку: Кристоф Вальц одержал победу в категории «Лучшая мужская роль второго плана». Помимо этого, в этом же году фильм претендовал на «Золотой глобус» в четырех номинациях и на шесть - Британской киноакадемии  BAFTA.

В 2012 году на экраны выходит «Джанго освобождённый», в стиле спагетти-вестерна. На написание сценария Тарантино вдохновил итальянский фильм «Джанго» режиссера Серджио Корбуччи

Эту картину Квентин Тарантино задумывал еще в 2007 году. «Я хочу сделать фильм про ужасные страницы истории Америки, связанные с рабством, причём хочу сделать это в жанре спагетти-вестерна. Я попытаюсь иметь дело с тем, с чем Америка ещё не имела дела, потому что она стыдится этого, и другие об этом не говорят, так как считают, что не имеют на это право».
 
На съемочной площадке "Джанго освобожденного"
На съемочной площадке "Джанго освобожденного"
«Джанго освобожденный»  в 2013 году номинировался на премию «Золотой глобус» в четырех номинациях. Одержал победу в двух – за «Лучшую мужскую роль второго плана» (Кристоф Вальц) и «Лучший оригинальный сценарий».  В том же году на церемонии вручения премии «Оскар» был номинирован в пяти категориях. Одержал победу в тех же номинациях, что и на «Золотом глобусе».

Следующим проектом Тарантино является «Омерзительная восьмерка». Фильм в жанре вестерн выходит на экраны в 2015 году. Действие его переносит зрителя во времена после Гражданской войны в США.  Картина была объявлена в 2013 году и планировалась Тарантино как продолжение «Джанго освобожденного». Вскоре он заявил, что это будет самостоятельный фильм.  В 2014 году он отменяет этот проект, так как сценарий  был без его ведома опубликован в Интернете. Но вскоре опять возвращается к работе. Вдохновлялся Тарантино телесериалами в жанре вестерн 60-х годов.  Один из них стал телесериал «Корн», который рассказывает историю чернокожей семьи.

«….А что если снять фильм, где будут только плохие персонажи и никаких других? Никаких героев, никаких Майклов Лэндонов — только кучка мерзавцев в одной комнате. Все рассказывают свои истории, которые могут быть правдой, а могут и ложью. Запереть их в одной хижине с пургой за окнами, дать каждому по револьверу и посмотреть, что будет».
 
Во время съемок "Омерзительной восьмерки"
Во время съемок "Омерзительной восьмерки"
В 2016 году фильм удостоился премии «Золотой глобус», BAFTA и «Оскара» за лучшую музыку к фильму (Эннио Морриконе).

Сейчас Квентин Тарантино ведет подготовительный  процесс к съемкам своего следующего фильма - триллера «Однажды в Голливуде».  Определяется актерский состав фильма. В картину приглашены актеры Брэд Питт, Леонардо ДиКаприо и актриса Марго Робби. Съемки картины запланированы на июнь текущего года. А выход на экран планируется в августе 2019 года.

Желаем успехов Квентину Тарантино с его новым проектом и с нетерпением ждем премьеры!

Текст: Марины Тищенко