Поиск по этому блогу

четверг, 14 февраля 2019 г.

Обзор фильма: "Рома"


«Время, когда исторические события и социальные явления трансформируются на индивидуумы» (слоган фильма «Рома»)

Написать об этом фильме я решила после того, как он оказался победителем в категории «лучший фильм» на премии «Бафта». Причем маска от Британской киноакадемии получена  не одна, а целых четыре: еще за лучшую режиссерскую работу, лучшую операторскую работу и в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

В любой исторический период живут люди, со своими проблемами и радостями. В картине «Рома» (2018, реж. Альфонсо Куарон) показана жизнь мексиканской семьи (я так полагаю, семьи самого режиссера, который в то время был 10 – летним мальчиком). Семья большая: муж, жена, четверо детей и еще бабушка. У них две служанки из коренных жителей (индейцев) – Адель и Клео.



В первой половине фильма постоянно чувствуется семейное напряжение. Матери не видно. Она  либо на работе, либо дома, но постоянно занята тем, какое настроение у мужа (доволен ли он, недоволен).Отца семейства встречают вечером чуть ли не торжественно. А он (господин такой); и не зря режиссер заостряет внимание на этом – как въезжает автомобиль (медленно так, вальяжно) и как ведет себя сидящий там человек; как видно, он здесь возвеличивается. И показывает всем видом: мне не до восторгов, я недоволен. Но вообще – то это, по – моему, типичное поведение мужчины, у которого есть другая женщина. Но в доме пока что об этом не знают.

Ведь в нормальной семье вечером обычно как… Все вместе за столом;  ужинают, рассказывают, что было за день. Должно быть весело, уютно. Сразу видно: семьи – то никакой и нет. С детьми же постоянно Клео: кормит, укладывает спать, поднимает утром…


В первой половине картины я даже сама почувствовала усталость от происходящего на экране. Суета сует. Нескончаемая работа служанок, а толку нет, результата не видно как – то. Всюду разбросаны (постоянно) вещи, и посуда будто никогда не убирается. Служанки работают не покладая рук. Все на них. Еще и пса надо постоянно удерживать, чтоб не выбежал за ворота. Духовная атмосфера в доме накладывается и на сам дом. «Холодильник забит пакетами. Собачье дерьмо - повсюду».

Вторая часть фильма… В ней – то как раз все и раскрывается; здесь все и происходит. Мать Софии и Клео едут в магазин, чтобы купить кроватку для будущего малыша Клео. А тут…какая – то демонстрация на улице, и начинаются расстрелы демонстрантов. Причем и в самом магазине тоже (некоторые демонстранты пытались здесь спрятаться, но их преследовали). Я не знала, что это за событие. После просмотра фильма изучила вопрос.

Как оказалось,10 июня 1971 года в Мехико произошло массовое убийство студентов – демонстрантов. Во время инцидента было убито 120 протестующих. Из – за чего же все произошло?


Президент Луис Эчеверрис обещал реформы образования. Был конфликт в Университете Нуэво – Леона. Студенты требовали демократизации образования, контроля над университетским бюджетом со стороны студентов и преподавателей. Были также и другие требования, касающиеся социальной политики правительства, включая реальные демократические свободы и контроль над социальной системой со стороны рабочих, крестьян, студентов и интеллектуалов; требовали также качественного образования.

Демонстрация состоялась в Праздник Тела и Крови Христовых. Я изучила и этот вопрос. В Католической церкви это праздник, посвященный почитанию Тела и Крови Христа, в которые пресуществляется хлеб и вино во время Евхаристии. Отмечается в четверг, следующий за Днем Святой Троицы. Имеет статус торжества, высшая степень в иерархии католических праздников.

Итак, в большой религиозный праздник произошло кровавое событие. Это, конечно, отразилось на жизни людей, в частности Клео. У нее прямо в магазине отошли воды. Доехать до медицинского центра быстро не удалось, так как в городе начался в  хаос. Долго сидели в автомобиле, в пробке. В результате девочка Клео родилась мертвой. Накладывается и другое. Отец ребенка бросил Клео как только узнал о беременности. Однажды она его нашла, но Фермин говорил с ней крайне грубо и даже устрашающе. Впоследствии стало ясно: парень – то реально опасен. Он ведь не просто занимался боевыми искусствами. Как оказалось (вернее, как я поняла), Фермин был в составе Ястребов («Лос Альконес»). Группа была создана в конце 60 – х для подавления демонстраций и предотвращения возобновления крупных народных движений. Ястребы входили и в спортивные клубы тоже.


И этот парень был в тот роковой день на расстрелах . Причем Клео видела, как он забежал в магазин и с жутким выражением лица стрелял в человека. После увиденного  у Клео и начались роды. Видимо, она испытала массу чувств в одно время: и удивление, и страх, и ужас, и …крушение мира. Она ведь Фермина, судя по всему, любила. Ждала его ребенка…

Что я хочу сказать… О своих личных ощущениях от увиденного. Нельзя, конечно нельзя (да грех в конце концов!) стрелять в безоружных людей, да к тому же молодежь. Страшно. Это событие вошло в историю как «Резня Тела Христова». Я понимаю, что Рома – это в данном случае район Мехико (Колониа Рома). Но напрашивается сама собой аналогия с Римом. Там когда – то распяли Христа (имею в виду в Римской империи). А здесь не распяли ли Его еще раз в Праздник Его Тела и Крови, убив столько людей?

Но отношение у меня ко всему двоякое. Не люблю демонстрации. Не считая тех, конечно, что были в нашем детстве, в бытность СССР, когда мы выходили не чего – то требовать, а веселиться.  Другие вызывают подозрение и какое – то опасение. Прочитала, что в традиции Праздника Тела и Крови Христовых входят запрет на работу вне дома, составление и хранение букетов, плетение венков, торжественная процессия со Святыми Дарами вокруг храма и по улицам города, стрельба из ружей. Не лучше ли было в этот день действительно славить Христа и «не брать работу вне дома?»  Разве можно выходить на демонстрации в подобные дни? И стрельба «из ружей» была, только теперь иного рода… Не во славу Христа, а по людям.

Есть и еще одна линия в фильме – женская судьба. Софию бросил муж и о детях не подумал. Полгода она собиралась с духом, чтобы детям это сказать. И мебель всю вывез из дома. Да без него и лучше стало в конце концов. Раньше никуда не ездили, а теперь мать повезла детей на море. Да и чище в доме стало, несмотря на то, что содержимое поубавилось. И Софи часто сидит с детьми за столом, да и улыбаться стала…Больше чувствуется семья, чем было с отцом.  Клео бросил ее парень (Ястреб и здесь). «Мы одни. Чем бы тебе голову не морочили, мы, женщины, всегда одни», - сказала однажды София Клео.


Картина снята в черно – белом цвете. Думаю, это режиссерский ход, чтобы подчеркнуть всю мрачность происходящего.  Понравилось, как снято море. Будто там присутствуешь (несмотря на отсутствие красок). Вообще мощный фильм. Не знаю, правильно ли я поняла его идеи. Судя по слогану, вообще – то можно сказать, что он просто о человеке в процессе исторических событий. Но я если я все поняла правильно, о чем и написала, то…По – моему, об этих событиях в Мексике еще никто не снимал, и это…сильно. Можно предположить, что и «Оскаров» у фильма будет немало. Номинирован он в десяти категориях.

Текст: Светланы Тищенко

Комментариев нет:

Отправить комментарий