«Скромный зонтик. Таких
миллионы!»
Осень. У нас на юге она начинается поздно.
Скоро дожди, слякоть, непогода. И такой атрибут, как зонтик, нам будет очень
необходим.
Мы привыкли использовать зонт в основном для защиты
от дождя. В дождливый осенний и даже зимний день этот аксессуар незаменим. Но
сотни лет назад он был изобретен вовсе
для защиты не от дождя, а от солнца. Первое изобретение, напоминающее
зонтик, согласно историческим данным, появилось более 1200 лет до Рождества Христова и использовалось жителями
Древнего Востока – Китая, Египта, Индии. Жители этих стран использовали зонт,
представляющий собой сооружение из
бамбука, листьев и птичьих перьев.
Весила эта конструкция около 3 кг и с полутораметровой ручкой. Зонт
символизировал власть и могущество.
Нередко такое
приспособление закреплялось на троне
правителя или держалось над ним специальным сопровождающим. Правом пользоваться
зонтом обладал не каждый; только
представители власти и знати , так как он являлся символом высокого социального
положения. Зонт служил исключительно для создания комфорта знати. К примеру, в
Древнем Египте и Ассирии упоминается
особая должность - носитель зонта. Огромную роль играл цвет зонта, как признак
власти. В Египте это был пестрый или золотистый цвет зонта. В Китае и Японии –
красный, в Индии – желтый.
В Китае первые
императорские зонты были очень дорогими. Каркасы изготавливались из бамбука и
обтягивались шелком. Также их украшали
перьями, драгоценными камнями и
вышивкой. В дождливую погоду использовали зонты, изготовленные из бумаги. Их
покрывали воском и лаком от повреждений каплями дождя. Но хотя такие зонты и
изготавливали из дешевого материала, все равно они были предметом роскоши.
В середине VI века
в Японии появились зонты в виде шелкового красного тента на деревянной раме с
длинной ручкой. Название таким зонтам
«каса», и родилось оно само собой. Зонты
напоминали местные широкополые, плетенные из соломы, бамбука и камыша, шляпы. Красный тент служил также атрибутом
религиозной касты и воспринимался как временное пристанище божества. Эта
традиция дошла и до наших дней. Японские красные зонты в чайной церемонии
символизируют присутствие божества.
Вскоре зонт становится
доступным для простых монахов. Для более дешевых вариантов зонтов на бамбуковую
раму натягивали промасленную бумагу.
Только в начале XVI века был придуман механизм,
позволяющий складывать зонт. Такие зонты стали называть вагаса.
Создание вагаса было очень кропотливым
делом. Для начала нужно было точно
выверить длину и места крепления бамбуковых ребер, затем связать их конским волосом. Далее ребра сверху
оклеивались бумагой кодзо, пропитанной
соком хурмы. Затем на бумажный верх
накладывалась красная краска и слой льняного или конопляного масла. Деревянные
детали покрывались лаком. Далее готовые зонты сушили в поле на солнце. Вагаса были очень прочными и долговечными и
могли служить несколько десятков лет. Художники украшали такие зонты с большой
фантазией –изображением птиц, цветов,
кругами и спиралями. В наши дни изготовление вагаса ушло в прошлое и каждая
сохранившаяся вещь считается антиквариатом.
Продолжая
путешествовать по миру, зонт в XIV
веке из Китая добрался до Европы. Особую
популярность они завоевали в Голландии и Франции. Там зонты тоже были предметом
роскоши и оставались таковыми вплоть до XVII века.
Во Франции наличие
зонта из промасленной ткани было впервые зафиксировано во времена Людовика XIII, в 1637 году. Но в моду он вошел позднее, когда невеста Людовика XIV, испанская
принцесса Мария Терезия привезла зонт в своем приданом. Галантный подвиг
Короля-Солнце, когда он прилюдно снял шляпу и держал её над головой
возлюбленной Луизы де Лавальер во время дождя, отошел в область истории уже при
его жизни. Теперь монарх мог просто подозвать слуг с зонтиком. Появление нового
предмета способствовало и появлению новой, хорошо оплачиваемой должности
-носильщик зонта.
Как
и сейчас, существовало два вида зонта. Один - для защиты от солнца – «парасоль»
или «амбрелла», другой - для защиты от
дождя – «параплюи».
Зонты
от солнца - «парасоль» - делились на два вида. Один вид представлял собой
большие и массивные складные зонты со
спицами из китового уса. На макушке у них был шнур с кольцом, которое скользя
по сложенному зонту, фиксировало его в этом положении. И весили такие зонты 4
килограмма. Также был и второй вид, представлявший собой «парасоли» плоские и
нескладные. К кругу из легкого
дерева прикреплялись узкие деревянные пластины в виде лучей, на них
натягивалась ткань, по краю пришивалась полоса из ткани, свисающая как оборка.
С внутренней стороны в центре находился диск с винтовой резьбой, куда
устанавливалась ручка. Ручку отвинчивали, что позволяло экономить место. Такие
зонты были удобными и легкими, ими пользовались вплоть до эпохи Людовика XVI.
В Россию зонтик привез
Петр I
в середине XVIII
века. Всем полюбились эти кружевные зонтики, защищающие от палящего солнца.
Наши мастера стали изобретать зонтики самых разных форм, от квадратных до
овальных.
А вот слово «зонтик»
произошло от голландского слова «зондек», обозначающего навес от солнца на
корабле. И, под влиянием русских существительных с уменьшительными суффиксами,
«зондек» превращается в «зонтик».
В начале XIX века
ручной прибор в виде трости с каркасом, обтянутым тканью, служащий защитой и от
солнца и от дождя, стали называть «зонт».
В современном понимании
изобретателем зонта принято считать путешественника, писателя и исследователя
восточной культуры Джонаса Хэнвэйя (1712-1786).
Впервые он выходит с зонтом на улицы Лондона в 1756 году. Реакция
жителей была вполне понятной и предсказуемой. Новая вещь вызвала смех, неодобрение, отторжение. Состоятельные
горожане также не одобрили новшество. Зонт в руках указывал на
несостоятельность. Но для небогатых людей, ходивших пешком, зонт стал лучшим
спутником.
После
1830-х годов в Европе зонты стали неотъемлемой частью женского костюма. Ни одна уважающая себя дама не выходила на
улицу без зонта, даже если ее ждал экипаж
у подъезда ее дома.
Привычную
для нас форму зонт приобрел в 1873 году.
Сэмюэл Фокс запатентовал конструкцию, позволяющую сделать зонт в закрытом
состоянии узким, как трость, а металлический каркас превратил зонт из «блина» в
полусферу.
В XIX веке зонт становится
модным не только у женщин, но и у мужчин.
"Брюс всемогущий" 2003 г. |
С 1808 по 1860 года было выдано более 100 патентов на усовершенствование
зонтов. Были придуманы зонт-шляпа с огромными полями (вода стекала с них по
специальному водостоку), зонт-громоотвод с приделанным к нему проводом,
зонт-тайник, зонт-очки, зонт-несессер.
Зонт в XIX веке становится символом консервативных ценностей. Его
должны были носить все джентльмены при любой погоде – в дождливую погоду
раскрытыми, в солнечную - закрытыми в виде тросточки.
Первый
магазин по продаже зонтов открылся в Лондоне в 1830 году и назывался он « JamesSmith & Sons». Он существует и по
сей день.
В XX веке зонт стал доступным и обыденным аксессуаром. Были
изобретены зонты - «лилипуты» двойного сложения в 60-х годах, а в 70-х - зонты
полуавтоматические и автоматические.
Часто зонты, зонтики встречаются
и в кино. Хочется отметить зонтик Мэри
Поппинс, потому что он волшебный, как и она сама. Вообще все имущество Мэри
Поппинс – это зонтик с ручкой в виде головы попугая и большая сумка. Зонтик,
видимо, помогал ей передвигаться по ветру.
Запомнились зонты в
фильме «Служебный роман» (1977; реж.
Эльдар Рязанов). Там есть такой шикарный яркий осенний эпизод ( очень длинный),
когда люди идут (а кто и бежит) с зонтами. Идет дождь. И звучит песня «У
природы нет плохой погоды». Зонты все такие разные, но все красочные, создающие
почему-то праздничное настроение. Потом мы видим, как эти мокрые зонты дружно
сушатся на полу статистического управления. И от этого тоже почему-то веет
уютом.
Еще запомнился
полосатый зонтик-шапочка на голове Брюса («Брюс всемогущий», 2003; реж. Том
Шедьяк). Он такой смешной (смешные оба – и зонтик, и Джим Керри в роли Брюса).
А вот в картине «Укол
зонтиком»(1980; реж. Жерар Ури) все совсем иначе. Здесь зонт предназначен не
для защиты от дождя, а для неприятных (мягко сказано) дел. Главный герой –
нелепый неудачник, вечно безработный актер Грегуар Леконт – оказывается, по
воли судьбы, втянутым в водоворот криминальных событий; что осознал, из-за своей
наивности, только в конце истории. Потом преступники поняли, что связались не с
тем человеком, но криминальное колесо уже закрутилось. «Почему
такой дурак замешан в эту кашу?!»
"Укол зонтиком" 1980 г. |
Леконт что только не
вытворял с зонтиком, не зная, какой «сюрприз» находится в нем. Он и танцевал с
ним, выкидывая такие коленца, что тот человек, который заправлял зонтик «сюрпризом», ужасался; и везде с собой возил,
не расставаясь. Зонтик как бы сам по себе иногда творил темные дела, не
замеченные Грегуаром, самым безобидным из которых было отравление кактуса в
цветочном магазине. Леконт просто наслаждался тем, что его позвали сниматься в
кино (как он думал) и даже дали авансом денег, а еще радовался новой
возлюбленной.
Очень опасной была
сцена в автомобиле, когда дети начали играть с зонтом и шумно себя вести. Они
раскрыли этот зонт, задевали им разные предметы и взрослых. Но… пронесло.
-Закрой зонтик!
-Я и хочу закрыть!
Зонтиками (обычными и
этим, отравленным) дрались с настоящим убийцей в номере отеля. И…дуракам,
видимо, правда везет.
-Это моя вещь! Вы что, сбрендили?!
Когда все завершилось
ослепительным для Леконта успехом (сценарий, кино, Канны, красавица –жена),
опять в заключительных кадрах фигурирует этот зонтик; конечно, уже
обезвреженный. Шикарный автомобиль, толпы поклонников, белый костюм и …зонтик,
сопровождающий все это великолепие.
-О, да это мой зонтик!
Текст: Марины Тищенко, Светланы Тищенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий