«Однажды в… Голливуде»:
путешествие в прошлое Квентина Тарантино.
Во вступительном абзаце
я обычно стараюсь несколькими словами описать сюжет фильма. Но в случае с новой
картиной Квентина Тарантино это сделать довольно сложно. «Однажды в… Голливуде»
- это фильм о Рике Далтоне и его стремлении не сгинуть в голливудской пучине?
Это картина о Клиффе Буте, ничего не требующем дублере Далтона? Или она о
восторженной Шерон Тейт, живущей в стране грез и кинематографа? У «Однажды в …
Голливуде» нет единой истории. Это - фильм
не о людях, это - фильм о застывших
воспоминаниях режиссера о 1969 годе.
Тарантино не один раз в
своих интервью говорил, что снимал по памяти: радиоприемники, автобусные остановки,
атмосфера кинотеатров и улиц города мечты с его яркими афишами. И чтобы
показать весь Голливуд, разный - счастливый и унылый, и нужны три разных героя, три разные истории.
Сюжетные линии
персонажей Леонардо ДиКаприо, Бреда Питта, Марго Робби – это очерки старого
Голливуда, объединяющие каждый в себе ключевые классовые различия этого города.
Рик Далтон – зарисовка кухни кинематографа. Это - мазки вестернов и боевиков. Она
показывает нам Голливуд изнутри, переживания актеров, дает возможность увидеть
процесс создания кино: его трудности и восторги.
История Шерон Тейн –
Голливуд светский. Перед нами бомонд американского кинематографа. Эти кадры,
вместе с Марго Робби, светятся восторгом от кино, от жизни в кино и среди
звезд. Тарантино не позволяет просочиться сюда горестям внешнего мира. В образе
Шерон Тейн он воссоздает свой детский восторг от Голливуда, который был у
когда-то шестилетнего Квентина.
Линия Клиффа Бута – это
линия грязного и унылого города. Герой Бреда Питта рассекает по улицам Лос -
Анджелеса, и мы знакомимся уже с другой его стороной. Здесь хиппи лазают по
мусоркам, регулярно ловят встречные машины, раздражают людей своим видом. Мы
видим их пристанище – заброшенное ранчо. Тарантино изображает их потерянными
животными, живущими без цели и смысла. И эти моменты сопровождаются напряженными
аккордами, чтобы сильнее заострить момент.
Именно в этих
зарисовках Квентин Тарантино знакомит нас с Голливудом 1969 года. Разным
Голливудом, где было все. Но есть у новой ленты и свои проблемы.
Одна из главных –
отсутствие четкой линии, которая бы объединяла три зарисовки о Голливуде. Такой
разнобой не идет на пользу. Три сюжета не имеют ничего общего, и когда подходят
к третьему акту, просто заканчивается каждая по отдельности.
Что касается третьего
акта, то это сильный эмоциональный переворот. Если первые часа два – это
рассуждения, философия, меланхолия, не свойственная стилю Тарантино, то третий акт меняет фильм
на 180 градусов. Тут уже появляется
прежний задор, динамичность событий и кульминация возвращает нас в традиционные
тарантиновские фильмы. Из-за этого появляется ощущение, что за один раз мы
увидели две разные ленты. Тональностью они сильно отличаются, и это также минус,
как бы хорошо не был поставлен третий акт.
Кроме этого, нельзя не
отметить, что были лишние эпизоды. Это многочисленные поездки по городу.
Понятно, что это было сделано намеренно, но отсутствие одной или двух, или
объединение нескольких в одну было бы
неплохим решением. Присутствуют ничего не говорящие флешбэки. Большинство из
них – необходимые сюжетные вставки, яркие и смешные, но есть и такие, которые
можно убрать, например, одну из отсылок к прошлому Клиффа Бута (поймете по
фильму). Она не имеет никакого значения и не меняет отношения к герою. К слову,
некоторые персонажи не так хорошо прописаны, например, тот же Клифф Бут. Он
стандартен. Также были герои, которые появились и исчезли, не привнеся в общее
повествование ничего нового и не забрав старое. Оказались пустышками.
Но не буду сильно критиковать
Квентина Тарантино, так как есть в кинематографе правило: зритель может
простить плохое начало, если яркий финал, но никогда не простит смазанную
концовку, даже если начало самое выдающееся в кинематографе. Так и здесь:
начало затянуто, есть провисающие моменты, но концовка все сглаживает. Она
спасает 9-й фильм Тарантино, так же, как это делает Леонардо ДиКаприо.
После просмотра
«Однажды в… Голливуде» в памяти остается финал, прекрасная атмосфера старого
Голливуда, и, самое главное, игра
Леонардо ДиКаприо. Актера не было на больших экранах с зимы 2015 года. И вот он
вновь перед камерой, и в этот раз просто сметает на своем пути всех. ДиКаприо
на голову выше каждого своего коллеги по съёмочной площадке. Он ловко и смешно
показывает внутренний мир своего героя.
Он очень раним. Слезы у Рика Далтона льются градом после каждого воспоминания
о почти разрушенной карьере. А эпизод в
вагончике, после нескольких неудачных дублей, может встать по мощи и крутости в
один ряд с монологом Роберта ДеНиро из «Таксиста», Марлона Брандо из «Крестного
отца», Джо Пеши из «Славных парней». Но разница здесь одна – это безумно
смешно! Смешно и его похмельное состояние, душащий кашель от сигарет и выпитых
восьми коктейлей. Рик Далтон – ранимый актер, но он отлично играет злобных убийц
Дикого Запада. И такие скачки своего героя ДиКаприо передает на экране превосходно.
Да, что удалось на 100% в «Однажды в… Голливуде», так это Рик Далтон. Идеально
прописанный персонаж. Чего не скажешь про остальных героев. Если бы фильм был
про него одного, то я моментально бы поставил картину выше «Бесславных
ублюдков», которые для меня на первом месте в творчестве Квентина Тарантино.
Несмотря на то, что
Клифф Бут оказался не таким ярким, как о нем говорили, а Марго Робби досталась
не самая сложная роль, она и Бред Питт постарались максимально эффектно и
реалистичнее показать своих героев. Хотя они явно тусклее Рика Далтона.
«Однажды в… Голливуде»
- это, как бы странно не звучало, добрый фильм Квентина Тарантино. Он говорит о
душе режиссера гораздо больше, чем все
остальные ленты. Прошлые фильмы – это демонстрация Тарантино – режиссера; «В…
Голливуде» постановщик предстает перед зрителями как Тарантино – человек. Чем
глубже мы погружаемся в 1969, тем лучше понимаем режиссера. И я вижу, что это добрый человек,
искренне любящий кинематограф. И он не хочет, чтобы с этим искусством были
связаны мрачные страницы истории. Он переписывает их, делает свой Голливуд,
который знает с детства, наполняя его своими ожиданиями. И в конце мы получаем
что-то семейное, родное до кончиков волос. Получаем заряд эмоций, которые делают
нас счастливее, которые оставляют частичку нас в 1969 годе. И это здорово!
Как бы ярко и точно
Тарантино не передал свое отношение к Голливуду, кинематографу 1969 года не
только американскому, но и итальянскому, я не могу поставить фильму высший балл
из-за погрешностей в сценарии, затянутости, нецельности эмоций и сюжета. Также
скажу: я абсолютно не разочарован, а даже признателен режиссеру за то, что не
было традиционного тарантиновского экшна и крови было меньше в 100 раз. Это круто, что
он решил поговорить со зрителями о кино. Он решил рассказать о своем отношении,
а не показать очередной фильм. И если бы он выждал еще годик или два,
отшлифовал сценарий еще больше, то «Однажды в… Голливуде» стал бы лучшим
фильмом в его карьере. И да, на мой взгляд, этот фильм уже завершает путь Квентина Тарантино в кино. Это - лучшая,
может, неотграненная, точка. Так что десятый фильм, по мне, не нужен.
Текст:Дмитрия Тищенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий