«Некоторые строят ограды, чтобы не вошли вовнутрь, а
другие – чтобы не вышли наружу»
Глядя на главного героя фильма «Ограды» (2016, реж.
Дензел Вашингтон), хочется сказать: «Твердолобый эгоист». Трой Максон и правда
такой. Живет по своей прихоти, не обращая внимания на желания членов семьи. То есть
деспот. Картина «Ограды», конечно, больше будет интересна семейным людям 40 –
60 –ти лет. Да, может, и более молодым, но семейным. Здесь дело не в том, какая
семья: афро – американская ли, белая ли; это вообще может быть в любой стране и
в любое время. Хотя насчет времени, видимо, я ошибаюсь. Скажем так – от
послевоенного (40 – е годы) периода по наши дни. Наверное, раньше было больше
морали, религиозности, ответственности за семейные ценности. В фильме же
действие происходит в серелине 50 – х - начале 60 - х.
Вначале
сложилось впечатление, что Трой – неплохой, как говорится, мужик. Тянет семью,
каждую пятницу отдает жене всю зарплату. Говорит о ней (жене) своему другу
хорошие слова. Но дальше видим, что у Троя постянно все не так, всем вокруг он
недоволен. Старший сын играет в музыкальной группе – он его критикует, ругает за это. Если
Лайнз попросит у отца взаймы денег, -
тысяча нравоучений типа «ты должен», «я не обязан». А сын только в музыке и видит
смысл жизни, только она помогает ему подниматься по утрам с постели. Но Трой
даже и мысли не допускает, что Лайнз однажды добьется успеха и деньги станет
зарабатывать, занимаясь именно любимым делом.
Младший сын – Кори – любит футбол. Но отец категорически
запрещает ему заниматься этим, да и спортом вообще. Говорит, надо работать по
дому и в супермаркете. Он постоянно оскорбляет 17 – летнего юношу, для которого
мнение отца в таком возрасте очень важно, навязывает ему свой стиль жизни.
Доводы Троя - темнокожим ничего не
добиться, им нигде нет дороги. Но это только прикрытие; так можно было сказать
и о другом: например, в таком возрасте ничего не добиться, с такой внешностью
ничего не добиться и тому подобное. На самом деле Кори, по всему видно, ценят в
футбольной команде, да и самому Трою дали работу водителя, как он и хотел.
Просто он сам в молодости занимался бейсболом, очень любил это, но потерпел
неудачу – теперь и сыну желает того же. И это отнюдь не родительская забота
(эта версия тоже вроде прикрытия), а элементарная зависть к сыну. Особенно это
видно в эпизоде, когда Кори пришел к отцу в футбольной форме. Трой мальчика
просто «поедал» глазами, и в них скользнула явная зависть. Однажды сын спросил
отца: «Почему ты меня не любишь?», на что отец ответил: «А кто сказал, что я
должен тебя любить?»
В фильме затронута проблема отцов и детей. Это ярко
просматривается в разговоре Троя и его друга Джима Боны. Говорили о своих
отцах. Отзывались о тех плохо. У Боны отец всю жизнь искал «землю обетованную»,
переходя от женщины к женщине. И неизвестно, нашел ли. На сына у него времени
вообще не было.
Отец же самого Троя тоже был деспотом и отбил у сына
молоденькую девчонку, и 14-летний Трой перестал бояться отца. «Пришел
мой черед его гонять, бить вожжами».
Но сам теперь такой же, и не хочет видеть этого. Его отец отбил девчонку,
а он у сыновей отбивает успех и саму жизнь – не одно и то же ли? Никогда дети
не дождались от него похвалы. Только упреки. И только Бона (друг) похвалил
Лайза: «Ты хорош, раз играешь у Грилли».
Отец же даже не согласился прийти в клуб послушать, как играет сын, хотя тот
сколько раз уговаривал.
Трою уже 53 года, как я поняла. Но, как говорится,
ума не набрался. В своих неудачах винит обстоятельства. Да и есть ли они
вообще, неудачи? На мой взгляд, все у него нормально, кроме обстановки в
собственной голове.
Жена – Роуз – говорит ему: «Времена меняются, мир меняется, а ты этого не видишь». Роуз вообще можно назвать святой. Обычная
женщина, но мудрая и терпеливая. Всю себя посвятила мужу, потому что так надо,
принято. Любила его. Хотя и возразит иногда, как например: «Я тебе не собака, чтобы по крику бежать»,
а ведь «бежит». Все делает, как он хочет. Все ему, повелителю.
Сколько лет Роуз просит Троя сделать ограды вокруг
двора, но он никак не соберется сделать.
Сделал только тогда, когда услышал «дыхание» смерти. Требует от сына,
чтоб тот работал по дому, а сам ничего в доме и во дворе не делает. И Роуз,
развешивая белье в открытом всем дворе, успокаивает себя, призывая Господа: «Иисус, будь мне оградой каждый день». Эта
молитва и ограждает ее от всего. А Трой, который не хочет делать ограду вокруг
двора, «настроил» этих «оград» всем в другом плане. Это моральные «ограды»;
никому ничего нельзя, все должны подчиняться только ему.
Противоположность Трою – его брат Габ. Стальная
пластина в голове, а вот мирровоззрение – правильное. Он умеет радоваться жизни
и всегда приносит Роуз розу: «Роза. Почти
такая, как ты». А ведь сам Трой вряд ли хоть раз принес жене цветы. Он
хотел радовать только себя. От этого и другую женщину завел – видите ли, там он
может открыто смеяться и чувствовать себя самим собой; там он отдыхает душой.
Роза, узнав об измене мужа, справедливо спросила: «А где же то место, в котором я устрою себе хорошо?».
Возможно, фильм «Ограды» заставит кого-то задуматься о себе, увидеть себя в
Трое. Хотя сам Трой как жил, так и умер со своими убеждениями. Сына выгнал
вообще из дома, принес Роуз внебрачную новорожденную дочь, обеих женщин
потерял: любовница умерла, а жена не простила измены. Так и махал до конца
своей битой, пока не упал…и все.
А Роуз была вознаграждена за свое терпение, смирение
и доброту Приняв чужую девочку, посчитала это за благословение; будто этот
ребенок, которого она хотела, но не смогла иметь. Господь за это дал ей
сохранить жизненную силу.
В конце вся семья собирается во дворе, чтобы идти на
похороны Троя: Роуз и трое его детей – все от разных женщин; был тут и Габ. По
его желанию и звуку трубы небо как бы открылось. Засияло солнце, осветив своими
лучами двор Максонов и всех их... «Святой
Петр открыл врата», как об этом всегда мечтал Габ, а Трой, наверное, обрел покой (возможно, по
молитвам жены).
Картина «Ограды» выдвинута на соискание премии
«Оскар» в 4-х номинациях – «Лучший фильм», «Лучший адаптированный сценарий»,
«Лучшая мужская роль» (Дензел Вашингтон), «Лучшая женская роль второго плана»
(Виола Дэвис). Желаю успеха, особенно актерам: актерский дуэт очень впечатлил.
Текст: Светланы Тищенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий