Сколько их было, этих безымянных высот…
Впервые
мини – сериал «На безымянной высоте» (реж. Вячеслава Никифорова) мы смотрели в
год его выхода на телеэкран - 2004. Я не люблю фильмы о войне, но этот… «зацепил»
всю нашу семью; то есть очень понравился. Позже мы приобрели диск и иногда
пересматриваем сериал перед Днем Победы или в сам этот день.
А теперь я захотела написать о нем.
Это
– качественный фильм о войне. По моему мнению, лучшие картины об этом времени
были созданы в советскую эпоху. Особенно ценны, наверное, те, которые были сняты непосредственно в
военные годы, когда все наши киностудии находились в Средней Азии. Но, думаю,
«На безымянной высоте» можно смело поставить в один ряд с теми шедеврами.
Веет
от этой картины добротой, человечностью, чем – то настоящим. Фильм, конечно,
очень патриотичен, потому что пропитан любовью к Родине. Зритель чувствует это,
верит и, может быть, еще больше будет любить свою страну, посмотрев такое кино.
Действие
происходит в 1944 году в Белоруссии. Нашим надо было во что бы то ни стало взять и удержать безымянную высоту, а то сорвется наступление. И бойцы стоят до
последнего. Очень тяжелый был бой, погибли почти все (кроме Коли
Малахова). Но высоту отстояли. А тут и танки советские подоспели. Эти кадры
очень тяжелые, но, в то же время, и светлые.
А
вообще фильм «берет» тем, что много времени отведено просто армейским будням,
человеческим отношениям и тем, что лица у людей настоящие, а не «каменно
тверды» и не гордятся «всезнанием» (слова в кавычках – поэта Давида Самойлова),
без налета жесткости и напыщенности, как это сейчас часто наблюдается в
сериалах. За исключением капитана, которого в конце концов фашисты взяли в плен, и в этом чувствуется наказание за его поведение и скотское отношение к
людям.
Молодые
ребята, девчата… Это на их плечи легли фронтовые тяготы. Да и люди среднего
возраста, и старше среднего, здесь присутствуют. Все, не ропща, делают свое
дело, несут бремя войны. При этом еще
успевают мечтать, любить, восхищаться, юморить, хохотать и даже… жениться.
Потому что жизнь есть жизнь, и она продолжается даже во время войны. Надо только
оставаться человеком.
Но
в фильме есть и свои «изюминки». Для нас это Коля Малахов и снайпер Оля
Позднеева. Поведение Коли постоянно вызывает смех; он словно добрый клоун и
будто и не на войне. Даже в самом начале смешно, когда он во время боя повис на
веревке и жутко ругался. А в течение всего фильма так и вообще «разошелся»:
постоянные «приколы», хохмы, «танцы» на открытом пространстве, за что немецкий
снайпер и прострелил его фуражку, одолженную у полковника.
Поход же его прямо в логово вражеских снайперов – это
вообще нечто. У немцев буквально глаза на лоб полезли от такой наглости и
смелости; особенно когда он в придачу отхлебнул у них кофе из чашки, а
остальное вылил. А еще раньше один из
них крутил пальцем у виска по поводу Коли. Но Малахов и дело знает: мы видели,
как он воюет, не щадя себя. И, по всему видно, добрейшей души человек. Хоть и
был в тюрьме (ясно, - по дури попал), но
вот курицу зарезать не смог…
А
вот Оля восхищает своим мастерством снайпера. Да и с Колей они очень хорошо
смотрятся вместе. Хочется верить, что эти герои дошли до конца войны и остались
вместе. Я думаю, - прощальный танец в финале об этом нам и говорит. Очень
понравилась игра актеров - Алексея
Чадова и Виктории Толстогановой.
Чем
еще нравится картина… Нет отвратительных сцен жестокости, когда все просто смакуется
и выворачивает душу наизнанку. ( Надо сказать, в последнее время это модно).
Все, что нужно было показать, показано с минимальным надрывом. В большинстве же
случаев только предполагается, что вот там – то и там – то было очень страшно.
Думаю, - иначе нельзя, а то на душе останется гадкое
чувство, а никак не светлое. Показывать жестокость и лишения надо по минимуму.
И вообще надо уметь это делать, как, например, сумели создатели «Семнадцати мгновений весны». Получилось это
и у создателей сериала «На безымянной высоте».
Текст: Светланы Тищенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий