Перед
зрителями - угасающая звезда Рэнди
«Баран» Робинсон. В восьмидесятые он был ярким рестлером, но двухтысячные – это
не его время. В кармане всегда пусто, и деньги появляются в нем крайне редко.
Это сильно отражается на его жизни: то из квартиры выселят за неуплату, то не хватает
пятисот долларов на необходимые стимуляторы физической формы. Зачем? Чтобы
каждые выходные выходить на ринг и веселить толпу зевак, любящих этот спорт. Но
вся обыденность Рэнди перечеркивается, когда после одного матча его сердце не
выдерживает и он попадает в больницу с инфарктом. Что делать? Необходимо
начинать другую жизнь – семья, простая работа, отсутствие внимания публики.
Главный герой
картины «Рестлер» Рэнди «Баран»
блистательно сыгран Микки Рурком. Но не стоит ставить яркость персонажа в
заслугу только актеру. Сценарист – Роберт Д. Сигел – отлично проработал героя. В Рэнди есть все
необходимые составляющие. Особенно ярко в нем чувствуется противопоставление
личности «Барана» этому кровавому и дикому спорту – рестлингу. Спортсмены, если
можно так сказать, а лучше выразиться, актеры крушат друг друга на ринге без
жалости, но и без какой-либо ненависти. Они просто выполняют свою работу, ведь
она нужна зрителям. И на фоне этой жестокости очень ярко, необычно, но в то же
время так проникновенно смотрится человечность Рэнди «Барана». Он всегда найдет
добрые слова для спортсменов, которые моложе его. По-доброму поговорит с
друзьями, заступится за ближнего. Когда работает в магазине на раздаче салатов
и мяса, каждому клиенту улыбнется, пожелает доброго дня, и все покупатели уходят
от него в отличном настроении. Вот этот контраст человечности в человеке, занимающемся
нечеловеческим спортом, – особенно яркая сторона картины «Рестлер». И такой ее
сделали режиссер Даррен Аронофски и
Микки Рурк, в игре которого нет фальши. Он чувствует каждую эмоциональную нить
своего героя, понимает его, растет с ним и переживает. Рэнди «Баран» и Микки Рурк – между ними стоит «равно», они
- единое целое, и нельзя их разорвать.
Стоит вернуться еще раз к сценарию, над
которым действительно старались. Кроме проработки персонажа, прекрасно проработан
его разрыв со старой жизнью и попытки настроить новую. Очень ярко, мощно и
крепко заострено то, как человек пытается построить вновь те мосты, которые
были им сожжены в былые годы. Рэнди «Баран» в расцвете своих сил, на пике своей
славы был занят лишь собой, публикой и совершенно не видел родных людей. И вот,
после инфаркта, после краха своей карьеры спортсмена, он вдруг говорит своему хорошему
другу Кэссиди: «Я не хочу быть один». Ключевое слово – «один». Страх одиночества
преследует каждого человека. Когда Рэнди выходил на ринг, когда дрался, он был
среди людей, в обществе, и он не хотел менять это общество даже на крохотное
внимание к дочери. А когда происходит ситуация со здоровьем, он понимает, что
спорт – ушел, а семьи нет и проложить к ней дорогу не так уж и просто, потому
что тропа уже давно заросла. Но он пытается несколько раз и даже находит в себе
силы, чтобы признать свои ошибки. «Я
просто хочу сказать, (слова обращены к дочери), именно
я должен был обо всем позаботиться. Я должен был сделать все, чтобы всем вокруг
было хорошо. Но что-то пошло не так, как надо. И я ушел… Ушел от тебя. Ты же
знаешь, ты ни в чем не виновата. Я пытался, пытался забыть о тебе. Притворялся,
будто тебя вообще нет. Но нельзя же… Ты моя дочка. Моя малышка.. Да, я… я старый,
побитый кусок мяса. Я одинок. Я одинок… И так мне надо. Только не надо меня
ненавидеть». И с этого момента отношения начали
налаживаться, но ситуация отрешенности доходит до пика: очередная и
окончательная ссора с дочерью, недопонимание с друзьями, после чего остается
только ринг, на котором он остался нужен. И какой вывод можно сделать? Не стоит
быть свечой, горящей с двух концов, как описал сам себя Рэнди «Баран». Это
здорово для публики. Они смотрят на такого человека, восхищаются его умением
жить одним днем, не оглядываться назад и не смотреть вперед. Но за такой образ
жизни надо платить. «В жизни можно потерять
все, что любишь, и всех, кто любит тебя». И Рэнди действительно потерял все,
кроме ринга, на который решил выйти еще раз, несмотря на перенесенную операцию
на сердце. Потому что ринг – его жизнь,
жизнь для публики. Иначе он не умеет. Но может научиться. Но чтобы уменьшить
свой огонь, не обжигать больше им родных людей, надо многое преодолеть; постараться,
чтобы миру было не все равно на тебя. Но это безразличие мира толкает
его вновь на ринг.
Нельзя пройти
мимо режиссерской работы Даррена Аронофски. Есть разные типы режиссеров: те,
которые руководят процессом жестко; и те, которые просто направляют актеров в
необходимое русло, настраивают их, а те уже сами делают свое дело правильно и
профессионально. Так было и в «Рестлере». Режиссера особенно не видно, видно
актерскую работу. Безусловно, он присутствует, говорит, как надо себя вести,
некоторые эпизоды полностью созданы им, но есть такие сцены, где он пускает
всех в кадре в свободное плавание, чтобы они могли сами сделать эпизод ярким,
эмоционально полноценным. С Микки Рурком это происходит постоянно. Он играет
без подсказок, чувствует героя и передает это на экран. Режиссер только выбирает наиболее удачные
кадры. За это ему спасибо! За то, что дал актеру самостоятельно работать и
создать запоминающегося героя в истории кино.
Такие фильмы,
как «Рестлер», действительно можно считать на вес золота. Почему? Потому что
собравшаяся съемочная группа создает историю со смыслом, с чувством, с душой.
Когда есть на что смотреть и за кого переживать – это прекрасно. Может быть,
присутствуют какие-то минусы, но они столь незначительны, что не хочется о них
говорить, тем более вспоминать. Они решительно не влияют на картину.
«Рестлер» - это
фильм о человеке, который прожил яркую жизнь и не смог адаптироваться к обычной
жизни, а обычная жизнь не смогла его принять, хотя он хотел. И кто в этом
виноват? Наверное, и та и другая сторона. Какой вывод может сделать зритель?
Каждый - свой, но если говорить обо мне, то я беру для себя следующую мысль,
которая появилась после просмотра картины: «Если ты ярко горящая свеча, горящая
для публики, то не обжигай близких людей, чтобы, когда огонь окажется меньше и
не будет привлекать зевак, не оказаться одному в темном лесу. И еще стоит,
наверное, отметить: такие яркие звезды, которые помогают людям жить, сжигают всего себя ради публики, и не
оставляют ничего для близких. Оно того стоит? В итоге получится так, как у Рэнди
«Барана»: единственной семьей у него
останется публика, а от реальной – не будет даже воспоминаний.
За глубину и
качество, за интерес и проникновенность фильму можно спокойно ставить 10 из 10.
Текст: Дмитрия Тищенко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий