«Время, когда
исторические события и социальные явления трансформируются на индивидуумы»
(слоган фильма «Рома»)
Написать об этом фильме
я решила после того, как он оказался победителем в категории «лучший фильм» на
премии «Бафта». Причем маска от Британской киноакадемии получена не одна, а целых четыре: еще за лучшую
режиссерскую работу, лучшую операторскую работу и в категории «Лучший фильм на
иностранном языке».
В любой исторический
период живут люди, со своими проблемами и радостями. В картине «Рома» (2018,
реж. Альфонсо Куарон) показана жизнь мексиканской семьи (я так полагаю, семьи
самого режиссера, который в то время был 10 – летним мальчиком). Семья большая:
муж, жена, четверо детей и еще бабушка. У них две служанки из коренных жителей
(индейцев) – Адель и Клео.
В первой половине
фильма постоянно чувствуется семейное напряжение. Матери не видно. Она либо на работе, либо дома, но постоянно
занята тем, какое настроение у мужа (доволен ли он, недоволен).Отца семейства
встречают вечером чуть ли не торжественно. А он (господин такой); и не зря режиссер
заостряет внимание на этом – как въезжает автомобиль (медленно так, вальяжно) и
как ведет себя сидящий там человек; как видно, он здесь возвеличивается. И
показывает всем видом: мне не до восторгов, я недоволен. Но вообще – то это, по
– моему, типичное поведение мужчины, у которого есть другая женщина. Но в доме
пока что об этом не знают.
Ведь в нормальной семье
вечером обычно как… Все вместе за столом; ужинают, рассказывают, что было за день.
Должно быть весело, уютно. Сразу видно: семьи – то никакой и нет. С детьми же
постоянно Клео: кормит, укладывает спать, поднимает утром…
В первой половине
картины я даже сама почувствовала усталость от происходящего на экране. Суета
сует. Нескончаемая работа служанок, а толку нет, результата не видно как – то.
Всюду разбросаны (постоянно) вещи, и посуда будто никогда не убирается.
Служанки работают не покладая рук. Все на них. Еще и пса надо постоянно
удерживать, чтоб не выбежал за ворота. Духовная атмосфера в доме накладывается
и на сам дом. «Холодильник забит пакетами. Собачье дерьмо - повсюду».
Вторая часть фильма… В
ней – то как раз все и раскрывается; здесь все и происходит. Мать Софии и Клео
едут в магазин, чтобы купить кроватку для будущего малыша Клео. А тут…какая –
то демонстрация на улице, и начинаются расстрелы демонстрантов. Причем и в
самом магазине тоже (некоторые демонстранты пытались здесь спрятаться, но их
преследовали). Я не знала, что это за событие. После просмотра фильма изучила
вопрос.
Как оказалось,10 июня
1971 года в Мехико произошло массовое убийство студентов – демонстрантов. Во
время инцидента было убито 120 протестующих. Из – за чего же все произошло?
Президент Луис
Эчеверрис обещал реформы образования. Был конфликт в Университете Нуэво –
Леона. Студенты требовали демократизации образования, контроля над
университетским бюджетом со стороны студентов и преподавателей. Были также и
другие требования, касающиеся социальной политики правительства, включая
реальные демократические свободы и контроль над социальной системой со стороны
рабочих, крестьян, студентов и интеллектуалов; требовали также качественного
образования.
Демонстрация состоялась
в Праздник Тела и Крови Христовых. Я изучила и этот вопрос. В Католической
церкви это праздник, посвященный почитанию Тела и Крови Христа, в которые пресуществляется
хлеб и вино во время Евхаристии. Отмечается в четверг, следующий за Днем Святой
Троицы. Имеет статус торжества, высшая степень в иерархии католических
праздников.
Итак, в большой
религиозный праздник произошло кровавое событие. Это, конечно, отразилось на
жизни людей, в частности Клео. У нее прямо в магазине отошли воды. Доехать до
медицинского центра быстро не удалось, так как в городе начался в хаос. Долго сидели в автомобиле, в пробке. В
результате девочка Клео родилась мертвой. Накладывается и другое. Отец ребенка
бросил Клео как только узнал о беременности. Однажды она его нашла, но Фермин
говорил с ней крайне грубо и даже устрашающе. Впоследствии стало ясно: парень –
то реально опасен. Он ведь не просто занимался боевыми искусствами. Как
оказалось (вернее, как я поняла), Фермин был в составе Ястребов («Лос
Альконес»). Группа была создана в конце 60 – х для подавления демонстраций и
предотвращения возобновления крупных народных движений. Ястребы входили и в
спортивные клубы тоже.
И этот парень был в тот роковой день на расстрелах . Причем
Клео видела, как он забежал в магазин и с жутким выражением лица стрелял в
человека. После увиденного у Клео и
начались роды. Видимо, она испытала массу чувств в одно время: и удивление, и
страх, и ужас, и …крушение мира. Она ведь Фермина, судя по всему, любила. Ждала
его ребенка…
Что я хочу сказать… О
своих личных ощущениях от увиденного. Нельзя, конечно нельзя (да грех в конце
концов!) стрелять в безоружных людей, да к тому же молодежь. Страшно. Это
событие вошло в историю как «Резня Тела Христова». Я понимаю, что Рома – это в
данном случае район Мехико (Колониа Рома). Но напрашивается сама собой аналогия
с Римом. Там когда – то распяли Христа (имею в виду в Римской империи). А здесь
не распяли ли Его еще раз в Праздник Его Тела и Крови, убив столько людей?
Но отношение у меня ко
всему двоякое. Не люблю демонстрации. Не считая тех, конечно, что были в нашем
детстве, в бытность СССР, когда мы выходили не чего – то требовать, а
веселиться. Другие вызывают подозрение и
какое – то опасение. Прочитала, что в традиции Праздника Тела и Крови Христовых
входят запрет на работу вне дома, составление и хранение букетов, плетение
венков, торжественная процессия со Святыми Дарами вокруг храма и по улицам
города, стрельба из ружей. Не лучше ли было в этот день действительно славить
Христа и «не брать работу вне дома?» Разве можно выходить на демонстрации в
подобные дни? И стрельба «из ружей» была, только теперь иного рода… Не во славу
Христа, а по людям.
Есть и еще одна линия в
фильме – женская судьба. Софию бросил муж и о детях не подумал. Полгода она
собиралась с духом, чтобы детям это сказать. И мебель всю вывез из дома. Да без
него и лучше стало в конце концов. Раньше никуда не ездили, а теперь мать
повезла детей на море. Да и чище в доме стало, несмотря на то, что содержимое
поубавилось. И Софи часто сидит с детьми за столом, да и улыбаться стала…Больше
чувствуется семья, чем было с отцом. Клео бросил ее парень (Ястреб и здесь). «Мы
одни. Чем бы тебе голову не морочили, мы, женщины, всегда одни», - сказала
однажды София Клео.
Картина снята в черно –
белом цвете. Думаю, это режиссерский ход, чтобы подчеркнуть всю мрачность
происходящего. Понравилось, как снято
море. Будто там присутствуешь (несмотря на отсутствие красок). Вообще мощный
фильм. Не знаю, правильно ли я поняла его идеи. Судя по слогану, вообще – то можно
сказать, что он просто о человеке в процессе исторических событий. Но я если я
все поняла правильно, о чем и написала, то…По – моему, об этих событиях в
Мексике еще никто не снимал, и это…сильно. Можно предположить, что и «Оскаров»
у фильма будет немало. Номинирован он в десяти категориях.
Текст: Светланы Тищенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий