История неоконченной войны
В
основе фильма реальная история, которая произошла в Соединенных Штатах Америки
в 1970-х годах. О ней уже была написана одноименная книга, и теперь появился
фильм режиссера Спайка Ли. Главный герой – афроамериканский парень по имени Рон Столворт.
Его берут на службу в полицейский участок Колорадо работником архива. Многие из
коллег к нему относятся с пренебрежением, так как он чернокожий. Но в нем течет
кровь настоящего полицейского, и он жаждет работать под прикрытием. Этого ему в
итоге удается достичь. Сначала он идет на собрание студенческих чернокожих
организаций, где все преисполнены ненавистью к расистам, полицейским и говорят
о том, что пора действовать и отстаивать свои права. Потом он внедряется в Ку-клукс-клан, но вместо него на собрания ходит
европеец-еврей Флип Циммерман. Вместе они надеются предотвратить те беды,
которые могут принести с собой и правые, и левые активисты.
В первую очередь хочется сказать, что «Черный клановец» - это
не самый прямолинейный фильм, и чтобы сказать о нем что-то, надо некоторое
время подумать. Ведь в нем не все так однозначно. Можно сказать, что это
очередной фильм о притеснении афроамериканского населения США. Нет. Все не так.
Он о расизме и межнациональной розни вообще. Спайк Ли и все авторы фильма
говорят о примирении и осознании уроков прошлого.
«Клановец» начинается с кадров из фильма «Унесенные ветром»,
где Скарлетт О’Хара идет через площадь, усеянную ранеными солдатами Конфедерации.
Это - жертвы расовой ненависти, и от осознания случившегося (вооруженного
конфликта) должны пробирать мурашки. И тут же перейдем к концу фильма, где
смонтирована хроника событий марша «Объединенных правых», который был в
середине августа 2017 года в США, Шарлотсвилл (штат Вирджиния); в нем выступали
против демонтажа памятника генералу Роберту Ли. В результате этого погибла девушка
Хизер Д. Хейер и пострадали 19 человек. И какой вывод необходимо сделать из
этой фабулы? Тот, что гражданская война в США до сих пор продолжается, а
фотография Хизер в конце - это то же самое, что кадры «Унесенных ветром» вначале.
Нам показывают жертв этой войны, жертв расовых противостояний.
Расовую ненависть Спайк Ли раскрывает через Ку-клукс-клан.
Символы, ожесточенные лица радикально настроенных последователей арийской крови
демонстрируют, как развивается накал
эмоций. Есть моменты, которые раскрывают всю глупость и абсурдность некоторых
последователей «Белой силы». Например, мечты семьи убивать негров и разговоры
об этом с теплой радостью от осознания, что вскоре можно будет взорвать
последователей «Черной силы». Но Спайк Ли боится не только этого откровенно
расизма и того, что он хочет пробиться в Белый дом (явный намек на действующего
президента Дональда Трампа), но и ожесточения тех, на кого направлена
ненависть. Он показывает кадры того, как афроамериканская община собирается на
такие же сходки, как и Ку-клукс-клан, пропагандирует ненависть к полицейским,
кричит о своих правах и говорит о надвигающейся войне, а все, внемля речам
оратора, поднимают правые руки и кричат: «Черная сила!». И через реплики
главного героя Рона Столворта он говорит
о том, что насильственный метод – это путь в никуда, ведь надо менять систему
изнутри и последовательно. Он на стороне полицейских и не верит, что в этой
структуре только расизм. Режиссер заступается за нормальных людей, для которых
расовые различия ничего не значат и каждый видит в другом сначала человека. Это
понятно в той сцене, где черный, еврей, белый нормально говорят, смеются и пьют
пиво. Еще в фильме звучит мысль: чем
больше задумываешься, тем больше становишься либо правым, либо левым, и это и
приводит к ненависти. Хотя здесь также можно спорить: слишком смазанно высказана
данная мысль. Получается: чтобы не было расовой ненависти, не должно быть
памяти о традициях и истории. Но это тоже путь в пропасть. Надо знать историю и
брать из прошлого уроки, а не просто забывать ее.
За
всеми этим рассуждениями о смысле фильма отодвинули назад разговор о качестве
«Черного клановца». Но это и понятно, так как после просмотра ты задумываешься
о том, что тебе сказали, и пытаешься понять нить рассуждения режиссера. Но
техническая составляющая фильма получилась убедительной. Джон Дэвис Вашингтон
(он Рон Столворт) постарался сделать своего героя как можно более диким и
решительным полицейским. Это ему
удалось, но не видна сильная проработка внутреннего мира, как это мы можем
видеть в работе Адама Драйвера, сыгравшего
Флипа Циммермана. Роль не самая сложная,
но спокойствие и уверенность, исходящие от актера, убеждают нас в
профессионализме его героя. И он вспоминается как один из тех актеров, который
ведет фильм, хотя и был вторым по значению. Надо сказать несколько слов о Лоре Хэрриер, активистке черного движения. Актрисе
удалось в небольших эпизодах выглядеть так, как того требовал ее радикальный
настрой. А актер Яспер Пяякконен стал тем отшибленным на голову украшением
фильма, который наиболее ярко демонстрирует безумство расовой ненависти.
«Черный клановец» - это прекрасный сценарий, где много
символов и сравнений, наглядно демонстрирующих расовое противостояние. Это -
хорошая игра, которая помогает повысить планку качества фильма. Это - сильная
режиссерская работа, в которой, правда не хватает мощи в особенно драматичных
моментах. Несмотря на это, фильм действительно достойный номинант на «Оскар»,
так как поднимает острые социальные темы и смело говорит о них.
Текст: Дмитрия Тищенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий