Поиск по этому блогу

понедельник, 18 февраля 2019 г.

Рецензия на фильм «Черный клановец»


История неоконченной войны

В основе фильма реальная история, которая произошла в Соединенных Штатах Америки в 1970-х годах. О ней уже была написана одноименная книга, и теперь появился фильм режиссера Спайка Ли. Главный герой –  афроамериканский парень по имени Рон Столворт. Его берут на службу в полицейский участок Колорадо работником архива. Многие из коллег к нему относятся с пренебрежением, так как он чернокожий. Но в нем течет кровь настоящего полицейского, и он жаждет работать под прикрытием. Этого ему в итоге удается достичь. Сначала он идет на собрание студенческих чернокожих организаций, где все преисполнены ненавистью к расистам, полицейским и говорят о том, что пора действовать и отстаивать свои права. Потом он внедряется в Ку-клукс-клан, но вместо него на собрания ходит европеец-еврей Флип Циммерман. Вместе они надеются предотвратить те беды, которые могут принести с собой и правые, и левые активисты.




В первую очередь хочется сказать, что «Черный клановец» - это не самый прямолинейный фильм, и чтобы сказать о нем что-то, надо некоторое время подумать. Ведь в нем не все так однозначно. Можно сказать, что это очередной фильм о притеснении афроамериканского населения США. Нет. Все не так. Он о расизме и межнациональной розни вообще. Спайк Ли и все авторы фильма говорят о примирении и осознании уроков прошлого.


«Клановец» начинается с кадров из фильма «Унесенные ветром», где Скарлетт О’Хара идет через площадь, усеянную ранеными солдатами Конфедерации. Это - жертвы расовой ненависти, и от осознания случившегося (вооруженного конфликта) должны пробирать мурашки. И тут же перейдем к концу фильма, где смонтирована хроника событий марша «Объединенных правых», который был в середине августа 2017 года в США, Шарлотсвилл (штат Вирджиния); в нем выступали против демонтажа памятника генералу Роберту Ли. В результате этого погибла девушка Хизер Д. Хейер и пострадали 19 человек. И какой вывод необходимо сделать из этой фабулы? Тот, что гражданская война в США до сих пор продолжается, а фотография Хизер в конце - это то же самое, что кадры «Унесенных ветром» вначале. Нам показывают жертв этой войны, жертв расовых противостояний.




Расовую ненависть Спайк Ли раскрывает через Ку-клукс-клан. Символы, ожесточенные лица радикально настроенных последователей арийской крови  демонстрируют, как развивается накал эмоций. Есть моменты, которые раскрывают всю глупость и абсурдность некоторых последователей «Белой силы». Например, мечты семьи убивать негров и разговоры об этом с теплой радостью от осознания, что вскоре можно будет взорвать последователей «Черной силы». Но Спайк Ли боится не только этого откровенно расизма и того, что он хочет пробиться в Белый дом (явный намек на действующего президента Дональда Трампа), но и ожесточения тех, на кого направлена ненависть. Он показывает кадры того, как афроамериканская община собирается на такие же сходки, как и Ку-клукс-клан, пропагандирует ненависть к полицейским, кричит о своих правах и говорит о надвигающейся войне, а все, внемля речам оратора, поднимают правые руки и кричат: «Черная сила!». И через реплики главного героя Рона Столворта он говорит о том, что насильственный метод – это путь в никуда, ведь надо менять систему изнутри и последовательно. Он на стороне полицейских и не верит, что в этой структуре только расизм. Режиссер заступается за нормальных людей, для которых расовые различия ничего не значат и каждый видит в другом сначала человека. Это понятно в той сцене, где черный, еврей, белый нормально говорят, смеются и пьют пиво.  Еще в фильме звучит мысль: чем больше задумываешься, тем больше становишься либо правым, либо левым, и это и приводит к ненависти. Хотя здесь также можно спорить: слишком смазанно высказана данная мысль. Получается: чтобы не было расовой ненависти, не должно быть памяти о традициях и истории. Но это тоже путь в пропасть. Надо знать историю и брать из прошлого уроки, а не просто забывать ее.


За всеми этим рассуждениями о смысле фильма отодвинули назад разговор о качестве «Черного клановца». Но это и понятно, так как после просмотра ты задумываешься о том, что тебе сказали, и пытаешься понять нить рассуждения режиссера. Но техническая составляющая фильма получилась убедительной. Джон Дэвис Вашингтон (он Рон Столворт) постарался сделать своего героя как можно более диким и решительным полицейским. Это  ему удалось, но не видна сильная проработка внутреннего мира, как это мы можем видеть в работе Адама Драйвера, сыгравшего  Флипа Циммермана. Роль не самая сложная, но спокойствие и уверенность, исходящие от актера, убеждают нас в профессионализме его героя. И он вспоминается как один из тех актеров, который ведет фильм, хотя и был вторым по значению. Надо сказать несколько слов о Лоре Хэрриер, активистке черного движения. Актрисе удалось в небольших эпизодах выглядеть так, как того требовал ее радикальный настрой. А актер Яспер Пяякконен стал тем отшибленным на голову украшением фильма, который наиболее ярко демонстрирует безумство расовой ненависти.




«Черный клановец» - это прекрасный сценарий, где много символов и сравнений, наглядно демонстрирующих расовое противостояние. Это - хорошая игра, которая помогает повысить планку качества фильма. Это - сильная режиссерская работа, в которой, правда не хватает мощи в особенно драматичных моментах. Несмотря на это, фильм действительно достойный номинант на «Оскар», так как поднимает острые социальные темы и смело говорит о них.


Текст: Дмитрия Тищенко

Комментариев нет:

Отправить комментарий