Вдохновившись
юбилеем фильма «Человек с бульвара Капуцинов», я решила написать немного о том,
как зарождался и укреплялся, развивался в первое время этот замечательный вид искусства – кино.
Сколько же лет кино? Как у каждого вида
искусства, у кино есть своя история.
Сначала
был «волшебный фонарь». Он появился в XVII веке.
«Волшебный фонарь» использовали, чтобы
показать какие – либо картинки. Устройство состояло из закрытого ящика со
свечой внутри или позже масляной лампой
и увеличительным стеклом (еще позже – электрической лампочкой). На стенах или на потолке возникали
изображения (туманные картинки). Туманные, потому что резкости не хватало,
картинки были словно размыты. «Волшебный фонарь» сохранился до наших дней: эпидиаскопом,
диапректором, фильмоскопом.
«В 1839 году мир узнал об
изобретении фотографии. Это были французские изобретатели Луи Даггер и Никсефор
Ньепс.
Американский изобретатель Томас
Эдисон сделал два крупных открытия – электрическую лампочку и фотограф – прибор
для записи и воспроизведения звука. Затем он изобрел кинетоскоп, аппарат для
показывания движущихся предметов. В довольно громоздком ящике, стоящем на полу,
размещался сложнейший механизм. Он управлялся движением кинопленки. В верхней
части ящика – окошечко – окуляр. Любой человек, пригнувшись к нему, мог увидеть
коротенький фильм под названием «Чихание Фреда Отто». Фред работал механиком у
Эдисона. Это был первый в мире киноаппарат и первый в мире фильм. Созданный Эдисоном
аппарат был электрическим: внутри ящика пленку освещала небольшая лампочка, а
весь механизм работал от батареи аккумуляторов. Новое изобретение было запущено
в серийное производство. В 1894 году в Нью – Йорке, на Бродвее, открылся первый
салон кинетоскопов, где каждый за 25 центов мог стать кинозрителем. Вскоре
плата была снижена до пяти центов, а потом до двух. Люди с удовольствием
смотрели миниатюрные картинки. «Чихание Фреда» вскоре сменилось более
драматичной историей – «Казнь Марии, королевы Шотландии». Затем появилась
модная танцовщица Аннабель Мур, которая танцевала танец мотыльков. Потом –
приехавшая в Америку испанка Кармелита; у нее был коронный танец – танец
вееров. Это нравилось. Это привлекало публику».
(«Я познаю мир. Кино»)
Однако
в 1895 году французы братья Люмьер изобрели более совершенный киноаппарат. Если
Эдисон создал киноаппарат только для одного зрителя, то братья Люмьер
позаботились о том, чтобы их изобретение могли смотреть одновременно многие
люди. Была предусмотрена проекция фильма на экран. А, кроме того, они
сконструировали такой аппарат, который можно было использовать не только для
демонстрации, но и для съемки картин.
28
декабря 1895 года в Париже, в «Гран – кафе» на бульваре Капуцинов, состоялся
первый в истории киносеанс – сеанс «Синематографа братьев Люмьер». В программе было 11 маленьких картин. Кроме всем нам
известных «Прибытие поезда» и «Политый поливальщик», демонстрировались «Веселый
скелет», «Завтрак младенца», «Морское купание» и др. «Политый поливальщик» - первая
в мире кинокомедия. «Прибытие поезда» - документальный фильм. Паровоз
надвигался из глубины и двигался будто на зрителей. Документальным является и «Выход рабочих с
фабрики Люмьер»: закончив работу, из ворот фабрики выходят работницы. Кто – то
выезжает на велосипеде.
Бульвар
Капуцинок (так ошибочно его именуют по традиции) находится во II округе
Парижа. Еще до Французской Революции на
этом месте располагался монастырь
капуцинок (капуцины – монашеский орден, получивший свое название из – за
своеобразных капюшонов монахинь).
Современный бульвар Капуцинов. Париж. |
Примечание: мы назвали свой блог – «Бульвар Синема» - в честь бульвара Капуцинок.
Фильмы
со времени проведения того сеанса стали очень популярны. Аппараты Люмьеров
стали распространяться по миру. «Увидев успех аппаратов, братья Люмьер обучили
нескольких операторов и разослали их по разным странам. Так появилась первая
кинаматографическая профессия – кинооператор. Без режиссеров, без актеров, без
лаборантов люмьеровские операторы снимали, печатали и демонстрировали свои
фильмы. Преимущественно это были события общественной жизни: праздники, визиты,
молебны, скачки, пожары. Пытались снимать и военные события, но тут же поняли,
что безопаснее имитировать перестрелки, переодевать солдатами нескольких
зевак». (Юренев Р. «Чудесное окно»)
"Прибытие поезда" |
Кино
стало быстро развиваться. До Первой мировой войны в авангарде были французы. Во
Франции возникли две крупные фирмы – «Пате» и
«Гомон». Эти фирмы снимали хронику, обозревавшую события во всем мире, в
том числе и коронацию русского царя Николая II в
Москве в 1896 году. Но, начиная с 1907 года, в России появились свои
предприниматели, начавшие собственное кинопроизводство. В далекой Америке был
открыт солнечный Голливуд.
Новый
шаг в развитии киноискусства связан с именем Жоржа Мельеса. Он приобрел аппарат
Люмьеров и стал снимать собственные картины. Но это были уже художественные
фильмы, снятые на основе литературных произведений: «Путешествие на Луну»,
«Приключения барона Мюнхаузена», «Волшебная лампа Аладдина», «Золушка». В них
были уже и актеры, но они пока мало что значили: больше всего зрителей пока что
привлекали сюжет и необычные декорации, костюмы и фокусы.
"Политый поливальщик" |
В наше время в Париже существует Французская Синематека. Это – богатейший музей кино. Здесь есть и уникальное собрание «древней» техники кино. Галерея кинокамер и аппаратов дает представление о том, как происходило зарождение и развитие кинематографа. Экспонаты здесь – деревянные ящики, отделанные бронзой и позолотой, оснащенные причудливыми ручками и отверстиями. Праксиноскоп, театрограф, хрономегафон… Есть здесь и кинетограф Жоржа Мельеса, с помощью которого он демонстрировал свои полные спецэффектов и трюков фильмы. В зале Мельеса содержится и макет его студии в Монтрее, а также реконструированная декорация из «Путешествия на Луну», которое принято считать первым научно – фантастическим фильмом. И, что самое поразительное, некоторые аппараты до сих пор работают.
Стремление
опереться на известные романы, пьесы, поэмы появилось и в других странах. Появились
кинорежиссеры, сценаристы, актеры. Во многих странах выпускали уже сотни
фильмов. Определились основные жанры игрового кино.
Американский
режиссер Дэвид Уорт Гриффит свой творческий путь начал в качестве журналиста,
автора пьес и актера странствующих театров. Начав в 1908 году сниматься в кино,
он быстро оценил его неизмеримые возможности. Гриффит стал первооткрывателем
выразительных средств кино. В его фильме «Нетерпимость» впервые был использован
монтаж.
К
началу Первой мировой войны кинематограф приобрел всеобщее признание и получил
почетное имя – «Великий немой». Распространилось и понятие «кинозвезда». Однако
война подорвала французское первенство в кинематографе на мировом рынке.
Германия, Италия, Россия начали бурно развивать собственные национальные
кинематографии. Центр же мировой кинематографии переместился в Соединенные
Штаты. Крупнейшие банки и промышленные концерны все больше заинтересовывались
кинопроизводством и вкладывали в него деньги. В Голливуд стали съезжаться
кинематографисты со всего мира, прельщенные огромными гонорарами, рекламой и
техническим совершенством американского кино. Среди американских товаров,
отправляемых на рынок опустошенной и дезорганизованной Европы, видное место
занимали фильмы. Их охотно покупали, охотно смотрели во всех странах.
Старый Голливуд |
Текст: Светланы Тищенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий