« - Твой синематограф - это целый мир. Ты открыл мне удивительное,
волшебное окно!
_________________________________________
-
Синематограф – это паства для страждущих.»
Исполнилось 30 лет одному из самых моих любимых фильмов –
«Человек с бульвара Капуцинов» режиссера Аллы Суриковой. Премьера картины
состоялась 23 июня 1987 года в московском кинотеатре «Мир». За год проката ее
посмотрели 60 000 000 зрителей.
Может
быть, я не все знаю, но считаю «Человек с бульвара Капуцинов» лучшим в мире
фильмом о кино. Никто (наверное) не
рассказал так верно о философии кино, о значении его в жизни человека. О том,
что кино несет людям и что должно нести. И, поскольку мой сын очень увлекается
кино, историей мирового кинематографа и
всем, что с этой темой связано, я всегда смотрю данный фильм перед его днем рождения.
Захудалый
городок Дикого Запада, которому создатели фильма дали название Санта Каролина . Джон Фест - миссионер от
кино – приезжает сюда и привозит фильмы. Так и было в начале XX века:
такие вот миссионеры ездили по миру и знакомили людей с новым видом
искусства. Мистер Фест видел вокруг себя
«мир, который несовершенен». «Порок и алчность разъединяют нас. Мы дошли до
предела, за которым – пропасть и вечный мрак. Но… выход есть. Да, да, я это
понял, когда попал на бульвар Капуцинов, на сеанс к Люмьерам. Синематограф –
вот тот мессия, который способен изменить все. Он сделает нас чище, лучше».
И
Джон едет «спасать» людей. В руках у него – «Всемирная история синематографа».
В этой книге много пустых страниц, так как история синематографа только началась. Но эти страницы ждут новых
героев. Фест считает данную книгу буквально «священным писанием».
В
Санта Каролине (как, наверное, во всех местах подобного рода) основные занятия
жителей – пьянство, разврат и драки.
Мужчины торчат безвылазно в салуне у Гарри. С утра крепко напиваются,
задирают друг друга. «Ну что, отдохнем?» - звучит вопрос – и понеслось… Такая
драка! Салун разлетается почти вдребезги. Дерутся жестоко и чем попало.
Разрушают даже и так потрепанное пианино. Потом – подсчет убытков (хозяин
доволен – опять нажива) и ремонт. Завтра – то же самое. А дома жены колотят
своих мужей.
Мистер
Фест очень быстро настроил этих людей на новый лад. Один из них – Билли –
сказал ему: «Вот так мы отдыхаем, а душе хочется чего – то другого – светлого,
большого. – Так ведь за этим я сюда пришел!» Джон Фест показывает известные
немые картины, две из них – самые первые в истории кино – «Прибытие поезда» и
«Политый поливальщик». Показана и реакция «зала» от увиденного на экране
поезда: паника, бегство, волосы – дыбом. Так, говорят, и было на самом деле.
Всем казалось – поезд сейчас съедет прямо на зрителей. В фильме есть смешная
сценка: один зритель, который прятался от поезда, вышел и с опаской спросил: «Джентльмены,
скажите, а поезд уже ушел?» «Джентльмены» довольно быстро меняются. Начинают
соблюдать этикет, прекратили пить спиртное, видят теперь в жизни что – то иное. Эти пропитые, побитые мужчины плачут,
глядя на экран. «Эта штука прочищает
мозги лучше, чем виски», - говорит Фесту один из них.
Удивительно
правильно показано, на мой взгляд, как появились кинопрофессии: киномеханик
(Билли), критик (который был философом, потом – гробовщиком, а потом,
посмотрев, что к тому времени было снято, решил писать о кино: что в нем
хорошо, и, главное, что в нем плохо); кассир (Диана). Даже главарь банды Черный
Джек, ясно, будет кем – то работать в кино. Мы видим, какими ошалелыми глазами
он смотрит в окно салуна, где в это время демонстрируется «фильма». После этого
он решил бросить заниматься разбоем (а занимался этим всю жизнь и совершил
немало преступлений). «Я знал много счастья, я испытал любовь женщин, я познал
власть денег, но все это – пыль по сравнению с этим».
Показано,
как многие принимали «в штыки» новый вид искусства, находя в этом средство для
наживы. И то, что перед кино равны все расы и народы. Но самое главное – фильмы
фильмам рознь. Стоило мистеру Фесту уехать из городка на три дня, как появился
новый «мессия» от кино. Мистер Сэконд привез совершенно иное кино – жуткие и
пошлые боевики, где дерутся не хуже, чем раньше в салуне Гарри, раскраивают
черепа и откусывают друг у друга уши и мясистые жирные руки. Жуть! Это кино
«прочистило» мозги посетителей салуна в обратном направлении – снова начались
пьянки, драки, разврат. Причем после первого же сеанса. И этим все сказано: кино учит жизни, и надо
выбирать, что смотреть; понимать, что и к чему. К нашему времени это тоже очень
даже относится. Ох, как относится…от одних фильмов душа «возносится», от других
– буквально тошнота и мысли совсем не радужные.
Так
что «Человек с бульвара Капуцинов» - это маленькая, краткая, но очень
правильная и поучительная история кино.
Очень
радует, что картина снята и в жанре комедии. Настолько смешно! Все буквально
пропитано юмором. Причем настоящим, а не
пошлым юмором. Юмором, который окрыляет и помогает жить. Особенно эти драки
между «джентльменами» в салуне – сколько бы ни смотрела – буквально хочется по
полу кататься от смеха. Или сцена с заблудившимся ковбем Дэнли, который «не
любил синематограф» и обзывал его «дерьмовым». Его просто убили дверью.
Случайно… А еще в картине просто целое созвездие замечательных советских
актеров. В этом, конечно, львиная доля успеха фильма. Как и, понятно, и режиссера, и сценариста, и
всех создателей его.
Механик,
крути киноленту!
Дежурные
лампы туши!
Вноси свою
светлую лепту
В суровые
будни души!
Свети нам
лучом из окошка…
______________________________________________________________
Волшебный луч в кромешной тьме,
Спасибо тебе, спасибо тебе, спасибо…
________________________________________________
«Билли, заряжай!»
Текст: Светланы Тищенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий