После событий первого фильма «Бегущий по
лезвию» прошло тридцать лет. Репликанты опять производятся, по уже
модифицированные, лишенные чувства протеста и беспрекословно выполняющие
приказы. Но старые модели, которые решили пойти против воли других и жить
обычной жизнью, еще остались, и за ними по-прежнему ведут охоту бегущие по
лезвию. В новой картине перед нами - репликант Кей, который мастерски выполняет
свои профессиональные задачи. Но в один прекрасный день он находит зацепку из
прошлого, которая может кардинально изменить отношение между людьми и
репликантами в скором будущем.
Первый фильм, который вышел еще 1982 году, не
имел коммерческого успеха в прокате, не имел успеха на ведущих кинопремиях,
хотя номинировался на «Оскар» за декорации и визуальные эффекты. Несмотря на
такой расклад, произведение Ридли Скотта стало культовым и осталось в истории
кино как особенно значимая лента. Так оно и есть: ведь атмосфера, мир,
созданный Скоттом, так или иначе, оказывают влияние на фильмы о мрачном будущем.
Но в плане подачи сюжет «Бегущий по лезвию» был монотонным повествованием, в
центре которого стоит вопрос свободы личности от внешних влияний. И именно эту
тему наиболее глубже продолжает разрабатывать сиквел «Бегущий по лезвию 2049».
Дени Вильнев очень аккуратно и бережно относится к
оригинальному фильму. Он не старается привнести в старый стиль вселенной
«Бегущего» какие-то новые ноты, он пытается остаться в тех же рамках. Зачем?
Наверное, чтобы зритель понимал, что мир не изменился за тридцать лет, что он
остался на том же уровне, и чтобы две картины были связаны общей нитью. В повествовании
он также не стремится ускоряться, все монотонно и затянуто; так же, как и в
первой картине. Но в фильме Вильнева внимание уделяется не расследованию, а
диалогам. Если Рик Декард (главный герой первого фильма) всецело занимался поиском
сбежавших репликантов, и на размышления
о жизни, власти и свободе у него не было времени, то у Кея – героя нового
фильма – на это время есть; и у тех, кто его окружает. Поэтому не удивляйтесь
тому, что в первом часе нового «Бегущего» почти ничего не происходит, все
спокойно и не спеша рассказывается. Стоит отдать Вильневу должное за то, что он
умеет погружать зрителя в атмосферу картины.
Если первый час и не особенно цепляет сознание, лишь декорации и игра актеров
как-то разбавляют происходящие, то перейдя экватор сеанса, к нам будто
подключаются провода, оплетают нас и создают нерушимую связь с историей фильма.
На это действует режиссерская работа, динамичность развития событий и, конечно,
прекрасная музыка, написанная Бенджамином Уоллфишом и Хансом Циммером. Становится меньше
рассуждений и больше действий. И это идет картине на пользу.
Что
же касается сценария, то авторы Хэмптон Фанчер, Майкл Грин, Филип К.
Дик, так же, как и режиссер, бережно отнеслись к оригиналу, постарались окунуть
зрителя в тот же последовательный стиль, но в этот раз позволили себе философствовать
на тему свободы, рабства, диктатуры гораздо больше. Почти каждая реплика
ключевых героев сконцентрирована на этих составляющих. Кто-то считает, что
между классами, в данном случае – репликантами и людьми, должна стоять
нерушимая стена, иначе начнется война. Кто-то уверен, что судьбы репликантов
должны быль в руках нескольких людей, которые решают за них, как им жить и где.
Сами репликанты верят в то, что они не хуже людей, и готовы бороться за свою
свободу. Но и, кроме этого, поднимается вопрос личности в этих перепетиях. И становится
понятно, что свобода для создателей фильма - это когда ты не являешься частью
системы; как ни диктаторской в лице героя Ниандера Уоллеса (Джаред
Лето), который возомнил себя повелителем репликантов, так и не в лице борцов за
свободу. И лишь Кей показывает в конце фильма, что такое свобода для создателей
«Бегущего». Это - отстраниться от всего
и просто лежать на ступеньках офиса, смотреть в небо, на снег, и ловить этот
снег руками.
Рассуждения
о свободе и личности прекрасно обыгрываются актерами. Роль главного героя
досталась набирающему популярность актеру Райану Гослингу. В фильме мы видим
персонажа, который просто выполняет свою работу и не задумывается особенно о
том, что творится вокруг. Это читается на лице. Оно спокойное, безынициативное.
Но когда он начинает чувствовать свою особенность, уникальность, то мимика
меняется, и мы уже видим удивление, ошеломление, страх, злость, разочарование,
боль, спокойствие. Все это актер передает на экране мастерски, из-за чего Кею
(так зовут героя Гослинга) можно сопереживать, волноваться за него и
сочувствовать ему. Внушает уважение работа Робин Райт, которая хоть и немного
просуществовала на экране, тем не менее запомнилась, стала цельным и интересным
персонажем со своей точкой зрения. Сильва Хукс в образе Лав также оказалась
ключевым и значимым персонажем с сильной харизмой, в которой читается
стремление к совершенству и ненависть ко
всем, кто встает на ее пути. Естественно, ярким событием стал Харрисон Форд,
появившийся на мгновение как второстепенный герой.
Хочется
сказать несколько слов о технической части фильма. Первое, что бросается в
глаза, это, конечно, декорации, которые не уступают ничем оригиналу и даже его
превосходят. Это и неудивительно: ведь технологии развивались, и поэтому
воплотить мир будущего сейчас гораздо проще, чем в 1982 году. Все это отлично
подчеркивается оператором Роджером Дикинсом, который старается преподнести
мрачное будущее нашей планеты в 2049 году в более сочном и предпочтительном
свете.
«Бегущий
по лезвию 2049» - это тот фильм, который интересен не большой аудитории, а той,
которая любит первую часть и заинтересована в картинах про мрачное будущее. В
фильме много достоинств, и обо всех мы выше сказали. «2049» - это достойное
продолжение оригинальной картины, которое не пыталась сказать что-то новое, но
постаралась улучшить старое; и в визуальном плане ей это удалось. Но есть
опасение, что ее может ждать неуверенный коммерческий результат, как и у первой
картины. И все же «Бегущий по лезвию 2049» точно останется в истории кино. Как
качественное произведение художника со спорной идейной начинкой.
Текст: Дмитрия Тищенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий