«Мы не можем здесь
остановиться! Это страна летучих мышей!»
Я нарушаю собственную
традицию – писать в этой рубрике только о фильмах – юбилярах начиная с 25 –
летних юбилеев. Картине Терри Гиллиама «Страх и ненависть в Лас – Вегасе»
сегодня исполняется только 20, но я не смогла обойти ее вниманием. Культовый
фильм, великолепно снятый. Пересматривать его не надоедает. 15 мая 1998 года
состоялась его премьера на Каннском кинофестивале; 19 мая фильм был показан в
Нью – Йорке, 22 мая вышел в прокат на
все экраны США, а чуть позже – и в других странах.
Он основан на реальных
событиях: снят по книге Хантера С. Томпсона «Страх и отвращение в Лас – Вегасе.
Дикое путешествие в сердце американской мечты». Действие происходит в 1971
году.
Когда я в первый раз
смотрела эту картину, меня трясло, хотя выходки наркоманов и вызывали смех.
Трясло от страха. Впервые у меня такое состояние было, чтобы страшно и смешно
одновременно. Звучал в голове вопрос: «Неужели такое на свете существует?» В
последующие просмотры меня уже не трясло, а было только смешно, и восхищала
превосходная игра Джонни Деппа и Бенисио Дель Торо. Некоторые люди говорят, что
этот фильм пропагандирует наркотики. Ну,если кому – то захочется выглядеть
так…По – моему, как раз без прикрас показано, к чему приводит употребление
всякой «дури»: такие «глюки» накрывают и ощущения, что не позавидуешь. Да и
похожи эти герои на психически больных, а кто – то хочет быть похож на таких
больных? Что еще сказать?.. Столько тут всего намешано: жуткая дорога и
попадание в «страну летучих мышей»; между этим возглас: «Я профессор
журналистики!...Это важно!..» (вовремя вспомнил действительно…, ценное
уточнение…), несметное количество всякого «дерьма», припасенное для поездки;
чудовища в кафе и «лужи крови», «легкая походка», песок в чашке вместо кофе,
борьба с грейпфрутами, жуткий беспорядок в комнате и песня про белого кролика,
откусывающего себе голову (такая «классная», что хочется под нее умереть
(одному из героев); «Z»
на лбу, печатная машинка, яркие рубахи, длинные носки и очки самых разных цветов; а еще сожженная постель, глаза навыкате и длинный хвост поутру…
Много всего, просто маскарад. И плюс постоянный страх, «ненависть», потому что
«угрожающие вибрации», как казалось наркоманам, «шли со всех сторон».
Меня почему – то особенно
смешат три ситуации. 1). Когда «друзья – товарищи» идут в цирк, еле волоча ноги
(словно паралитики) и как их гнет при этом кого куда; а еще потом Рауль Дюк
толкает доктора Гонза в спину – и тот падает с вращающейся площадки, а затем
возмущается: «Какая – то сволочь толкнула меня в спину!» «Сволочь» же как бы не причем.
2). Еще очень
смешон эпизод заселения Рауля Дюка в отель «Фламинго». Идет страшная грызня
(именно грызня) между администратором и посетителем (у которого еще и жена
«воет» рядом), а наш герой так скромненько втискивается между ними и говорит:
«Может быть, Вы меня быстренько обслужите?»
И 3). Как можно бороться с
наркотиками, если собравшиеся на конференцию окружных прокуроров по теме
«Наркотики и опасные лекарства» сами обкурены (возможно, не все) и «явно
тащатся»? Рауль Дюк же, которому надо было осветить это мероприятие после гонки
«Минт400», и его адвокат сидят в зале, словно чистые ангелы. Они выглядят
напуганными, интеллигентными и совершенно белыми воронами. Про ведущего было
сказано так: «Да он полупсих!» Видно, как друзей возмущает ситуация. И кто бы
подумал, что эти ребята тоже в теме? Можно ли подумать, глядя на них, что это -
два жутких «наркуши»?
Теперь перейдем к
идейности. Что здесь можно сказать…Я думаю, автор просто описывал ту ситуацию,
ту жизнь, в которой сам находился. Он свидетельствует о том времени;
рассказывает о том, чем жили, и делает какие – то выводы. «Я был там!» И этим
все сказано. Известный журналист и писатель констатирует факты, рисует картину
того времени. «Взлет, который никогда не вернешь. Сан – Франциско, конец
шестидесятых… Особое место и время. Но никакие слова, музыка или воспоминания
не вернут ощущения бытия в том времени и пространстве». Хантер С. Томпсон знает
– все это плохо, неправильно, страшно, грешно. «Грешник я подлый, смертный,
плотский, крупный, мелкий – как ни назови, Господи… Я виновен!» Он попал в
какой – то всеобщий круговорот безумия. «Мир безумен в любом направлении и в
любое время, с ним сталкиваешься постоянно. Но было удивительное, вселенское
ощущение правильности всего того, что мы делали». Автор, возможно, дал самую
подробную и правдивую картину тех лет. Показал протест молодежи «против всей
ситуации» (ситуаций таких было в достатке, и одна из них – обычное
попустительство, баловство (мое мнение), а потом уже не остановиться). «Конечно
же, я пал жертвой повального увлечения. Обыкновенный уличный бездельник,
который жрал все, что попадало под руку». Сам же он и выносит свой приговор
поколению: «Эти наивные уроды полагали, что можно обрести мир души и понимание,
купив за 3 доллара таблетку радости, а результат – поколение жизненных калек,
так и не понявших главную, старую как мир ошибку наркокультуры, что Кто –
то или Что – то поддерживает свет в конце
тоннеля».
Текст: Светланы Тищенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий