Штрихи к миру больших
ящериц
Первый
фильм «Парк Юрского периода» отмечает 9 июня двадцатипятилетний юбилей. «Мир
Юрского периода 2» выходит как раз в канун этой даты – 7 июня. Разве это не
весомый повод, чтобы вспомнить весь путь франшизы и поговорить о ее развитии?
Тем более, данная статья давно у меня назревала; ведь тираннозавры, велоцирапторы,
стегозавры и другие доисторические рептилии сделали мое детство особенным.
Сейчас уже и не
вспомню, как впервые посмотрел «Парк Юрского периода»; но точно знаю, что
данная картина оказала на меня сильное влияние. Книги о динозаврах до сих пор
стоят на полке, в памяти - эпизоды моих попыток раскопать доисторическое
существо и желание связать свою жизнь с палеонтологией. Тематические игры на
приставке «SEGA»
и, конечно, игрушечные фигурки животных. Безусловно, времени утекло много, но
желание пересматривать «Парки» никуда не
делось, так же, как не делось желание голливудских боссов снимать новые фильмы.
Стивен Спилберг дал добро на производство четвертой картины (она вышла в 2015
году), также он дал зеленый свет и на съемки продолжения, которое мы вскоре
увидим. Но когда-то это решал не он, и в начале 1990-х годов за право снять первый
фильм соревновались несколько киностудий.
Если бы не писатель – фантаст Майкл Крайтон, наверное, мы и не увидели бы
ученого – миллионера Джона Хэммонда и его парк «острых ощущений». Но именно
благодаря писателю в 1990 году на книжных полках появился роман «Парк Юрского
периода», на который еще до публикации обратили внимание кинематографисты. Warner Bros., Columbia Pictures и 20th
Century Fox оказались втянуты в противостояние, но в итоге
право пригласить на большой экран динозавров досталось Universal Pictures.
Среди потенциальных режиссеров были такие постановщики, как Тим Бертон, Ричард
Доннер, Джо Дане, но именно Спилберг возглавил проект. Тем более, у него были
свои личные интересы: после фильма «Челюсти» он мечтал сделать что-то подобное на
суще.
"Парк Юрского периода" 1993 г. реж. Стивен Спилберг
"Парк Юрского периода" 1993 г. реж. Стивен Спилберг |
Джеймс Кемерон, создатель «Терминатора», «Титаника»,
«Аватара» также претендовал на
режиссерское кресло. Недавно наткнулся на его комментарий по этому поводу на «The
Hollywood Reporter Russia»: «Когда я посмотрел фильм, то
понял, почему именно он должен был снимать этот фильм, а не я «…» «Он сделал
фильм про динозавров для детей, а я хотел снять новых “Чужих”, а это не очень честно.
Динозавры – для 8-летних. Нам, конечно, тоже они нравятся, но дети обожают
динозавров, и нельзя лишать их этого. Спилберг оказался точнее в понимании
этого фильма. Я бы пошел куда дальше, и
картина получилась бы жестче. Намного жестче». Что же, это действительно так,
ведь на меня картина произвела действительно сильное впечатление, а в то время еще
по ТВ шел документальный фильм про динозавров от канала BBC, что только укрепляло восторг.
Когда все права были юридически
оформлены, на Гавайских островах и в Калифорнии начались съемки фильма,
которому суждено было стать культовым. Много сил и средств было потрачено на
производство. За более чем 60 миллионов долларов команда «Парка» создала аниматронные фигуры
динозавров (тираннозавр весил 6 тонн!), использовала компьютерную графику,
чтобы создавать доисторических рептилий (некоторые роботы были крайне
неподвижными), подчищать ошибки во время съемок. Все это помогло в итоге
закончить съемки на 12 дней раньше, полностью уложиться в бюджет и получить
один из самых кассовых фильмов того времени – 914 700 000 долларов.
И, естественно, важным в истории первого «Парка» является то, что он удостоен
трех технических «Оскаров»: за лучший звук, лучший монтаж и лучшие визуальные
эффекты (после этого фильма многие продюсеры стали благосклоннее относиться к использованию
компьютерной графики).
"Парк Юрского периода" 1993 г. реж. Стивен Спилберг
"Парк Юрского периода" 1993 г. реж. Стивен Спилберг |
На самом деле все те похвалы,
которые раздавались, раздаются и, видимо, еще долго будут раздаваться в адрес
«Парка Юрского периода» - заслуженны. В нем привлекает какой-то
кинематографический уют, раздвигающий границы между зрителем и экраном и
создающий с ними единое целое. Я всегда ценил первый фильм за то, что он не
перегружен событиями, нет нагромождения проблем. В нем все к месту, все
развивается последовательно, каждая сцена необходима: во-первых, для
поддержания истории, во-вторых, для поддержания зрительского интереса,
в-третьих, чтобы атмосфера всегда была выше градуса зрительского успокоения. История
полна интересных персонажей, и, что главное, идеей – идеей того, что человеку
не следует вмешиваться в дела природы: иначе она постарается тобой закусить. Идея
человеческой вседозволенности, погони за «золотым тельцом» также пронизывает
картину. Один из ключевых героев фильма доктор Ян Малкольм сказал правильную мысль:
«У присутствующих нет и намека на
смирение перед силой природы. Разве вы не видите, насколько опасна эта затея?
Генетика – одно из самых ужасающих явлений на земле, а вы балуетесь ею, словно маленький
ребенок, нашедший папин пистолет «…» То,
что вы называете великим открытием, я называю ограблением природы».
"Парк Юрского периода" 1993 г. реж. Стивен Спилберг |
Идея ограбления и защиты природы перекочевала во
второй фильм - «Парк Юрского периода 2: Затерянный мир», вышедший в 1997 году и
снятый по мотивам второй книги о парке Майкла Крайтона «Затерянный мир» 1995
года. На данный момент картина имеет прохладный
прием критиков: на сайте rottentomatoes - 36 положительных и 36
отрицательных рецензий. В Variety о данной картине
написано следующее: «Динозавры даже лучше, чем в первом фильме, -
заслуживающие доверия, захватывающие и пугающие. Что касается остального,
каждый отдел бледнеет по сравнению с первой картиной». А Мик ЛаСалле в San Francisco Chronicle
написал: «Затерянный мир» обладает «обязательным продолжением»,
именно того, чего, вероятно, хотел избежать
режиссер Стивен Спилберг». Даже если кто-то и чувствует во второй части
обязательное продолжение, то это продолжение – самостоятельный фильм,
независимый от сюжетной линии первой картины. В «Затерянном мире» нет пустых и
ненужных мест, присутствует человеческая и природная драма, прекрасный экшн,
музыка и гуманистический посыл защиты природы; все это делает картину достойной. Наверное, она даже в чем-то превосходит ленту 1993 года. Именно тем, что в ней освободилось место от объяснения и знакомства с миром динозавров и есть возможность шире и разнообразней показать фантастическую флору и фауну, сфокусироваться на противостоянии человека и динозавра. Ну и, конечно, тираннозавр в Сан-Франциско делает вторую часть более смелой, безумной, запоминающейся. Все это помогло второй части заработать приличную кассу в более чем 600 миллионов долларов, что, конечно, ниже показателей первой части.
"Парк Юрского периода 2: Затерянный мир" 1997 г. реж. Стивен Спилберг |
Но вот третий фильм, который вышел в 2001 году, можно
назвать обязательным сиквелом на волне успеха двух первых картин, правда, без
которого можно было и обойтись. Главная проблема «Парка Юрского периода 3» в
том, что сюжет не будоражит зрительское воображение и не открывает перед
аудиторией новые просторы. Хотя нельзя отнимать у третей части того, что она
показала нам новых динозавров, превосходящих своих зеленых собратьев яркостью
раскраса. Не сыграло на руку и уменьшение хронометража фильма: полтора часа для такой ленты - мало.Тем не менее, все это – слабость сценария (завязка и развитие сюжета – блеклые, по сравнению со своими предшественниками), отсутствие масштаба истории (именно масштаб - один из тех плюсов, который позволил первым двум фильмам добиться признания) - не отнимает того факта, что Джо Джонстон сделал максимум, чтобы третий «Парк» был осмотрительным. Все вроде выглядит последовательно, а после окончания просмотра нет ощущения обескураженности, есть даже какая-та бодрость. В детстве же, когда я впервые посмотрел третий «Парк», я даже не задумывался над его проблемами; но чем старше становился, тем больше видел нюансов. Но даже несмотря на это, я от него не отвернусь, потому что он все-таки не испортил мир. Картина заработала в прокате свои 368 миллионов долларов. Рейтинг зарубежных критиков такой же, как и у второй, а американская премия «Сатурн» номинировала его в категориях «лучший научно-фантастический фильм» и «лучшие спецэффекты». На самом деле складывается ощущение, что третий «Парк» выступает как передышка перед чем-то глобальным. Именно этим глобальным и должен был стать «Мир Юрского периода», который вышел в России 11 июня 2015 года.
"Парк Юрского периода 3: Затерянный мир" 2001 г. реж. Джо Джонстон |
Слухи о том, что в недрах Голливуда зреет четвертый фильм, ходили давно. Еще в журнале «Total DVD» (в 2010, а может в 2011) я читал, что динозавров хотят отправить на государственную службу, что у меня вызвало протест: «Какая служба?» - подумал я. После этого я искал более подробную информацию, но так и ничего не мог найти. Сейчас уже можно говорить, что идея о динозаврах-госсужащих была высказана еще в 2004 году, и звучала она еще нереальней: солдаты, генетически скрещенные с динозаврами. Правда, ее отвергли. Сценарий четвертого фильма был написан всего за три недели, и боссы Universal хотели запустить производство уже в начале 2013 года, но Спилберг (он теперь исполнительный продюсер) настоял на том, чтобы не торопиться. Мой интерес к проекту разгорелся, наверное, после того, как в сети появился первый ролик, который меня впечатлил. Но последующие трейлеры вызвали у меня вопросы: «А где делась сила природы?», «Почему против динозавров используют огнестрельное оружие?» Это, сказать по совести, отбило у меня желание смотреть, хотя, уже сейчас, перед выходом «Мира Юрского периода 2: Падшее царство», я решился. И оценил четвертую картину.
Надо признать, что «Мир
юрского периода» 2015 года стал воплощением мечты Джона Хэммонда, который так
и не открыл свой парк. Первые минуты зритель наслаждается аттракционами,
которые теперь реальны в мире Спилберга.
Дети катаются на маленьких динозаврах, гости прогуливаются среди травоядных
рептилий и спускаются по реке – водопое динозавров. Все это ярко, под хорошую
музыку проносится перед глазами, перемешиваясь с нарастающей проблемой. Анастасия
Белокурова в газете «Завтра» 11 июня 2015 года пишет о данной картине следующее:
«Четвёртый
фильм культовой серии голливудской динозавровой эры — аккуратно и
тщательно продуманная работа. Гигантский пазл, рассчитанный поражать как
яркостью красок и сочностью узора, так и мельчайшими деталями». Борис Хохлов на портале Film.ru
правильно замечает в своей рецензии «О парк, ты Мир» от 5 июня 2015 года: «В общем и целом перезапуск классического
цикла для нового поколения удался. Колин Треворроу с огромным уважением отнесся к его наследию, и
проявляется это не только в совершенно безумном количестве отсылок к первому
фильму, но и в музыке (кажется, что знаменитая тема Джона Уильямса в различных вариациях вплетена чуть ли не во все
композиции нового саундтрека), и в морали – красотой и могуществом природы
можно и нужно восхищаться, но четко понимать в ней свое место».
Стоит
добавить, что «Мир Юрского периода» отвечает современным требованиям блокбастера.
Несмотря на то, что вокруг происходит нападение динозавров, остается место для
романтической линии, которая, увы, уже шаблонна, но все-таки не отягощает
историю. Это было и в первом и втором фильме, но она была надежно приварена к
истории, а во втором вообще на ней все строилось. Есть стандартные герои –
злодеи, желающие нажиться на войне; менеджеры, для которых живые существа – это
просто цифры в ведомости. И, конечно, тираннозавр, появление которого для меня
стало главным событием в фильме. Как только он появился в кадре, сразу возникла мысль: «Ну вот он, наконец-то, теперь будет порядок». Как это ни удивительно,
но именно сейчас я понял: тираннозавр – самый родной персонаж в четвертой части.
Да,
«Мир Юрского периода» получился хоть и не таким, как мне бы хотелось. Да, он не
похож на первые два фильма (не такой крепкий на сюжет и на режиссерскую
работу). Но стоит сказать, что Колину Треворру удалось цельное фантастическое
произведение для отличного времяпрепровождения. Может, фильм где-то
разваливается, где-то не доработан, где-то сильно играет на чувствах фанатов и
делает отсылки к первым фильмам, да даже дети (главные герои) – это отсылка к
первой картине. Но и как в случае фильма «Звездные войны VII:
Пробуждение силы», который для меня неплохая закваска на будущее, «Мир Юрского
периода» - неплохой старт. Теперь надо посмотреть на «Падшее царство», тем
более предпосылки неплохие. В сагу вновь вернется Джефф Голдблюм – именно тот
человек, который сыграл Яна Малкольма. А также надо учитывать тот факт, что не
успел выйти второй фильм, а уже объявлено производство третьего: он появится 11
июня 2021 года. Что это значит? А то, что продюсеры довольны второй частью
«Мира», уверены в его успехе и не видят смысла тянуть с третьей картиной.
А
закончу свои «Штрихи к миру больших ящериц» словами Джона Хэммонда из «Парка
Юрского периода 2: Затерянный мир», сказанные в конце фильма, когда тираннозавра
обратно везли на его остров после «незапланированной прогулки» по Сан –
Франциско: «Чтобы выжить, этим животным
вовсе не нужна наша помощь. Мы должны отойти в сторону и довериться природе,
ведь жизнь сама найдет выход».
Текст: Дмитрия Тищенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий