Поиск по этому блогу

пятница, 13 марта 2020 г.

«Оскар» - это…круто!


В мире существует много кинонаград и кинофестивалей. Но, конечно, самая престижная кинонаграда – это премия «Оскар».


В 1927 году была создана Американская академия кинематографических наук и искусств. И вскоре в отеле «Балтимор» состоялся обед, на котором обсуждались способы поощрения выдающихся достижений в области кино. Придумал эту награду хозяин крупнейшей голливудской кинокомпании «Metro Golden Mayer» Луис Майер
                                                                        Луис Барт Майер


Как должна была выглядеть сама премия? Придумать ее поручили художнику «Paramount» Седрику Гиббонсу. Так на свет появился рыцарь, стоящий на банке с пленкой и держащий в руке меч. Сделал ее скульптор Джордж Стэнли по эскизу художника.
Впервые церемония вручения премии «Оскар» состоялась в 1929 году. Вел ее  Дуглас Фэрбенкс (популярный актер и первый президент киноакадемии) вместе с Уильямом Ч. Демиллем (известным режиссером немого кино). Состоялась церемония в «Голливуд Рузвельт – отеле» (Лос – Анджелес). Она представляла собой банкет, куда были приглашены 250 человек.
                                  
Дуглас Фэрбенкс, первый президент Американской академии кинематографических наук и искусств и один из первых ведущих церемонии «Оскар»


Но имени у награды не было. Его придумали позже. Библиотекарь Академии Маргарет Геррик увидела рыцаря с мечом и воскликнула: «Да это же мой дядя Оскар!» С тех пор статуэтку решили называть «Оскаром». По одним источникам, приз Академии известен под этим именем с 1934 года и впервые прозвучал на 6 – ой церемонии вручения награды, по другим – с 1939 – го.
Один только раз (на церемонии 1929 года) было выделено сразу два лучших фильма по двум отдельным номинациям – «Приз за художественное достоинство» («Восход солнца») и «Приз за лучшую производственную работу» («Крылья»). В ходе этой церемонии также в первый и последний раз вручалась награда за лучшие титры к немой картине.
В 1930 году вручение премий Американской киноакадемии проходило дважды. 2 - я церемония состоялась 3 апреля. Она была посвящена фильмам, вышедшим на экраны в 1928 – 29 г.г.  (до июля включительно).  3- я церемония (5 ноября) рассматривала картины, которые вышли на экран с 1 августа 1929 года по 31 июля 1930 года.
 После первого награждения 1929 года второе ожидалось как громкое событие:  звездам Голливуда  пришлось по душе непривычное по тем временам действо. Была организована радиотрансляция в прямом эфире. Лучшей картиной года на 2 –ой церемонии стала «Бродвейская история 1929 года». Этот мюзикл, снятый режиссером Гарри Бомонтом, был одним из первых полноценных звуковых фильмов. При его съемке использовалась новая технология цветовоспроизведения Technicolor 3.
В 1933 году церемония не проводилась, так как она была всегда в конце года, а эта (6 – я) прошла в начале 1934 – го (16 марта). С тех пор так и повелось: проводить церемонию награждения Американской Академии весной.
Время, когда начали проходить церемонии «Оскар», как раз и является  началом Золотой эры Голливуда. Кинематограф становится четвертой по величине индустрией в США. В год выходит по 800 фильмов. Номинированных на «Оскар» фильмов в категории «Лучший фильм» было очень много: если в 1929 – 31 г.г.  номинировались по пять картин,  то в 1932 году уже восемь; в последующие годы – по десять, а иногда и по двенадцать фильмов. И так вплоть до 1944 года. Только с  2010 года  Академия продолжила такую же практику, выдвинув на соискание главной премии 10 фильмов. В 2011 году тоже номинировались 10 картин. В 2012 – 2020 г.г.  в категории «Лучший фильм» были номинированы по 8 – 9 картин. 
Появляется первая газета, посвященная кино – «The Holliwood Reporter» (1930). Образуется Гильдия режиссеров. Возникает «большая пятерка» - пять самых крупных киностудий: «20th Centhury Fox», «MGM», «Paramount», «Warner Broz.», «RKO Radio».
Какие же фильмы становились победителями «Оскара» в те «золотые годы»? Побеждали,  конечно же, картины, поднимающие тему Первой мировой войны, совсем недавно отгремевшей и потрясшей умы всего человечества: «Крылья» (1927) – тема любви и войны – победитель «Оскара» - 29; «На западном фронте без перемен» (режиссера Льюиса Майлстоуна) – победитель «Оскара» - 30 (2) – по книге знаменитого немецкого писателя Эрих Марии Ремарка (рассказ о трех школьниках старших классов, которые под действием пропаганды идут на войну, думая, что это игра, развлечение, а в итоге видят ужасы и смерть).
Заслуживает внимания фильм «Кавалькада» (1933),  победитель «Оскара» - 34, действие которого охватывает исторический период со встречи  и празднования 1899 года до 31 декабря 1933 года. Перед глазами зрителей проходят такие события, как англо – бурская война, смерть королевы Виктории, гибель «Титаника», Первая мировая война и т. д.
                              
«Оскар» - 35. Клодетт Колбер, победительница в номинации «Лучшая актриса» (фильм «Одной счастливой ночью») и 6 – летняя Ширли Темпл, получившая «Молодежную награду Академии»

    «Оскар» - 35. Кларк Гейбл, победитель в номинации «Лучший актер» (фильм «Одной счастливой ночью»)

Появилась целая плеяда знаменитых актеров («звезд»). Из режиссеров хочется отметить Фрэнка Капру (1897 – 1991), который снимал простые жизненные истории с хорошим концом (обязательно с элементами юмора). Это захватывало зрителей, помогало им жить, особенно когда разразился экономический кризис. Да и в наше время эти фильмы смотрятся с интересом и дают массу положительных эмоций («Леди на один день», «Одной счастливой ночью», «С собой не унесешь» и др.) Две  последние названные картины стали победителями «Оскара» (1935 и 1939 г. г.) в самых главных номинациях, включая «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Позже этот талантливый режиссер снял также знаменитый рождественский фильм «Эта замечательная жизнь» (1946), который иногда надо пересматривать и нам, чтобы все в своей жизни расставить по местам и просто элементарно успокоиться.
                                
    Фрэнк Капра
Продолжительность церемонии «Оскар» время от времени увеличивалась. Добавлялись новые номинации. Некоторые из них просуществовали совсем недолго, например номинация «Лучшая работа ассистента режиссера» (всего пять лет – с 1934 по 1938 год). В 1936 году впервые была вручена награда в категории «Лучшая постановка танца». Просуществовала она всего три года. В 1930 году появилась номинация «Лучший звук»; в 1932 году – номинации «Лучший короткометражный фильм» и «Лучший короткометражный музыкальный фильм». В 1935 году были вручены первые награды в категориях «Лучший монтаж», «Лучшая песня» и «Лучший саундтрек». Причем до 1938 года награда за музыку к фильмам вручалась не композиторам, а главе музыкального департамента студии, выпустившей картину. Саундтреков к фильмам во времена «золотого века» было так много, что иногда номинировались 12 или 13 сраз
 В 1937 году были впервые вручены награды в номинациях «Лучший актер второго плана» и «Лучшая актриса второго плана».
Работы операторов и художников начали делить на две  категории: в черно – белых и цветных фильмах (операторов с 1940 года, художников – с 1941).
Церемония «Оскар» проводилась с большим размахом. До 1943 года – в отелях «Балтимор» или «Амбассадор» (Лос – Анджелес). Это были банкеты. «Оскары» тогда вручались быстро – минут за 10 – 20 минут. Лауреаты были известны за три месяца до вручения премии. Их имена сообщались прессе. С 1941 года имена победителей стали озвучивать уже на самой церемонии.
Свою массовость «Оскар» приобрел в 1940 году, после выхода на экраны картины Виктора Флеминга «Унесенные ветром».
             
Церемония «Оскар» 1940 года. Триумф «Унесенных ветром»
«Оскар» - 41

Во время Второй мировой войны церемония «Оскар» тоже проводилась, хотя очень многие представители киноиндустрии ушли на фронт, как, например, Кларк Гейбл и Джеймс Стюарт. Интересный факт: в 1942 году впервые была вручена награда в номинации «Лучший документальный фильм». В 1943 году в этой категории боролись целых 25 картин, снятых на местах военных событий.  Победителями стали 4 фильма, и один из них – «Разгром немецко – фашистских войск под Москвой» (первый «Оскар», полученный советской страной)
Среди художественных кинолент того времени  побеждали тоже в основном фильмы на тему этой войны. Особенно хочется выделить картину «Касабланка» (1942)  режиссера Майкла Кертица с Хамфри Богартом и Ингрид Бергман в главных ролях – победитель «Оскара» - 44 в трех номинациях – «Лучший фильм», «Лучший режиссер»  и «Лучший адаптированный сценарий»; вообще же номинаций было восемь. Очень сильный фильм о борцах движения Сопротивления на территории марокканского города Касабланка.
                             
   «Касабланка» (реж. М. Кертиц)
В 1948 появилась номинация «Лучший фильм на иностранном языке»; первым победителем стала итальянская картина «Шуша» режиссера Витторио Де Сика. Наибольшее число побед в этой категории у кинематографистов Италии и Франции.  В 2020 году номинация поменяла свое название. Теперь это звучит так: «Лучший международный художественный фильм». 
В 1949 году появилась номинация «Лучшая работа художника по костюмам». Вернее, даже две номинации: цветные и черно – белые картины и здесь разделялись.
                   
«Оскар» - 49. Победители в актерских номинациях: Лоуренс Оливье, Клер Тревор,  Джейн Уайман  и Уолтер Хьюстон.
В 1953 году церемонию «Оскар» стали транслировать по телевидению. Это пришлось как раз на круглую дату: «Оскар» праздновал свое 25 – летие.  Первая телетрансляция собрала 43 миллиона зрителей.
                    
 «Оскар» - 53
  1954 год. Перед началом церемонии «Оскар»

           «Оскар» - 54. Одри Хепберн, сыгравшая главную роль в фильме «Римские каникулы»,   за несколько минут до победы. Волнение.  


Среди фильмов, взявших главную награду на церемонии «Оскар», следует выделить «Бен – Гур» режиссера Уильяма Уайлера (1959) , снятый по библейским мотивам. Картина знаменита тем, что номинировалась в 11 – ти номинациях и во всех одержала победу. Такой успех смогли повторить только много лет спустя: фильм Джеймса Кэмерона «Титаник» (16 номинаций и 11 побед – «Оскар» - 98) и картина Питера Джексона «Властелин колец: Возвращение короля» (11 номинаций и во всех - победа («Оскар» - 2004)).
                        
«Бен – Гур» (1959)

           «Оскар» - 61. Билли Уайлдер, получивший сразу три награды за фильм «Квартира»: в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший оригинальный сценарий«

В 1966 году церемония «Оскар» впервые прошла в «цвете». С учетом того, что черно – белые фильмы стали снимать все реже и реже, в 1967 году было принято решение объединить «черно – белые» и «цветные номинации» операторов, художников и художников по костюмам. Отсутствие цвета в кино теперь стало расцениваться как художественный прием.
В 1969 году впервые состоялась трансляции церемонии в другие страны.
Церемония «Оскар» постоянно проводилась в Лос – Анджелесе, в разное время в разных театрах. Только с 1961 по 1968 год – в другом городе (Санта – Моника, округ Лос - Анджелес).
                             
«Оскар» - 73. Лайза Минелли, победитель в номинации «Лучшая актриса» (фильм «Кабаре»).
Думаю, - большого внимания заслуживает номинация «Лучшие визуальные эффекты». Эта премия была сразу же, на первой церемонии в 1929 году. Звучала она так: «Лучшие специальные эффекты». Получил эту премию тогда фильм «Крылья». Но с 1930 по 1938 год эту награду не вручали, и только в 1939 году она возвратилась. В 40 – х годах эффекты символически делились на звуковые и фотографические. За них отвечали разные люди, но награда вручалась одна всем специалистам вкупе.  В 1963 году номинация была разделена на две – «Лучшие специальные визуальные эффекты» и «Лучшие звуковые эффекты». В 1973 – 77 г. г. этой номинации не было, но награда все – таки вручалась отдельным фильмам «за особые достижения» в области визуальных эффектов.   В 1978 году   «Оскар» « за лучшие визуальные эффекты»   был вручен  фильму Джорджа Лукаса «Звездные войны: Эпизод IV – Новая надежда». Были спроектированы и построены реалистичные звездолеты, выстроены многочисленные декорации.  Для съемок "Звездных войн" не только были созданы спецэффекты, но и придумана технология, которая помогла их снять. "Нам нужна магия", - как - то сказал Джордж Лукас.  Была создана  мастерская, где собрали свою компьютеризированную камеру с технологией управления движением. Назвали студию "Industrial Light and Magic"(или II. М). Она стала собственной компанией Лукаса по созданию спецэффектов.   Картина получила также еще одну награду в этой категории -  «за особые достижения».  Она была вручена  Бену Бертту (за создание голосов и звуков инопланетян, чудовищ и роботов).
                     
                      «Звездные войны: Эпизод IV – Новая надежда. Полет на «Соколе тысячелетия» (1977)

                       «Оскар» - 78. Марк Хэмилл, исполнитель роли Люка Скайокера в «Звездных войнах», и роботы.

Был  в том году и другой номинант на премию «за визуальные эффекты» – картина Стивена Спилберга «Близкие контакты третьей степени». В 1981 году, при отсутствии номинации за лучшие визуальные эффекты фильму Джорджа Лукаса «Звездные войны: Эпизод
V – Империя наносит ответный удар» снова была вручена награда «за особые достижения». Надо сказать, - в 80 – х годах чередовались победы: то награждали картину Лукаса, то фильм Стивена  Спилберга. Так, в 1982 году в категории «Лучшие визуальные эффекты» выигрывает  второй «Индиана Джонс» - «Индиана Джонс»: В поисках утраченного ковчега». Картине  вручают и награду «за особые достижения» - монтаж звуковых эффектов. 
Хотя здесь надо поставить знак равенства: спецэффекты в фильмах Спилберга тоже делали на студии II. М.,  и именно Джордж Лукас был главным идеологом и продюсером всех "Индиана Джонс". Он задумал это еще во время написания сценария четвертого эпизода "Звездных войн". В 1983 снова фильм Стивена Спилберга – «Инопланетянин» - побеждает в двух номинациях – «Лучший монтаж звуковых эффектов» и «Лучшие визуальные эффекты», на каждую из которых было еще по два номинанта. 
                            
«Инопланетянин» (1982)

  В 1984 году третья картина Джорджа Лукаса  «Звездные войны: Эпизод VI –Возвращение джедая»  тоже получает «особую» награду - за монтаж звуковых эффектов. В 1985 году опять награда «Оскар» достается фильму Спилберга – «Индиана Джонс и храм судьбы» (в номинациях «Лучший монтаж звуковых эффектов» и «Лучшие визуальные эффекты»).  В тех же категориях   в 1990 году побеждает и третий фильм – «Индиана Джонс и последний крестовый поход».   
Считается, что период с 1989 по 1998 год – это эра больших спецэффектов. И в этом опять же заслуга Джорджа Лукаса, то есть компьютерных гениев его студии: в 1989 году  II. М. создала трансформирующуюся водную псевдоподию - извивающийся столб воды, который мог имитировать человеческое лицо, - для фильма Джеймса Кэмерона "Бездна". Картина была удостоена премии «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Этот невероятный спецэффект, по сути, выиграл награду сам по себе.  В 1992 году «Оскарами» в двух категориях – «Лучший монтаж звуковых эффектов» и «Лучшие визуальные эффекты» - был награжден фильм этого же режиссера  «Терминатор 2: Судный день», в котором тоже применялись компьютерные технологии – компьютерная анимация (моделирование движущихся трехмерных объектов): II. М. сделала для этого фильма полностью компьютерного Терминатора из трансформирующейся жидкости. 
  Стивен Спилберг стал символом этого времени (учитывая его заслуги в 80 –х годах в этом направлении): в 1993 году он снял фильм с невиданными доселе спецэффектами – «Парк Юрского периода». Это повествование о реликтовом парке, где водятся древние «зверушки» - динозавры. Доисторические животные вдруг оказываются на воле. Динозавры были компьютерными, но убедительно живыми. И во всем этом тоже заслуга мастеров из II. М. Фильм, конечно же, получил «Оскар» за визуальные эффекты. Теперь было ясно, что на компьютере можно создать удивительный мир, создавать реальность. 
                          
«Парк Юрского периода» (1993)
Главным потрясением Голливуда в 1994 году стал фильм Роберта Земекиса «Форрест Гамп», победитель «Оскара» - 95. Картина поразила не только своим сюжетом и идейной составляющей, но и спецэффектами, которых до этого тоже нигде не было: героя «врисовали» в архивную съемку, создали толпу на митинге в Вашингтоне, с помощью технологий наложили перо на вступительные титры.  Спецэффекты тоже сделали на II. М. Так что это подразделение "Лукасфильма" по - настоящему меняло внешний вид и звучание кинофильмов. Услуги II. М. считались золотым стандартом в области спецэффектов, на которые равнялись все остальные. 
В 1979 году начала свою историю студия PIXAR, тоже одно из подразделений "Лукасфильма". Первоначальное название "The Graphics Group". С 2006 года студия принадлежит  Walt Disney Pictures, после  большого количества анимационных фильмов, коммерчески наиболее успешной. Названная студия является также разработчиком передовых решений в области трехмерной графики.  
С 1995 года номинации «Лучший монтаж звуковых эффектов» и «Лучшие визуальные эффекты объединились в одну – «Лучшие визуальные эффекты».
Режиссер Джеймс Кэмерон в фильме «Титаник» (1997) тоже использовал компьютерную графику: вода во многих фрагментах картины – компьютерная; так же, как и гибнущие «статисты».
Джордж Лукас


 Именно Джорджа Лукаса считали пророком цифрового кинематографа. Он является одним из пионеров цифрового кино. Эпизод I "Звездных войн" он снимал уже с применением цифровых технологий. Теперь часть декораций оставались недостроенными. Это были наполовину законченные предметы - платформы, стены и т. д. И синий или зеленый экран, на который позднее накладывались декорации. Джордж Лукас сделал добавки и в "старые" эпизоды "Звездных войн": II. М. вставила компьютерных персонажей в некоторые сцены; внесены небольшие изменения в космические бои, вставлены более эффектные взрывы.
 Джеймс Кэмерон одним из первых задействовал много инновационных технологий – в фильме «Аватар» (2009). Наступила новая эра визуальных эффектов, еще более удивительная. Кэмерон поднял компьютерные эффекты на новую высоту, мастерски используя третье измерение.  Действие происходит на луне Пандоры, которая вращается вокруг похожей на Юпитер газовой планеты, вращающейся вокруг одной из звезд нашей Галактики. Кэмерон выдумал особый мир трехмерных людей с голубой кожей и волшебную природу. Была применена также технология «захвата движений» («захваченные движения, переданные в компьютер»). До этого (впервые) такая технология использовалась в фильме «Властелин колец: Две крепости» (2002) (Голлум – это был нарисованный, но одушевленный с помощью фотореалистических спецэффектов и игры Энди Серкиса).  Создатели визуальных эффектов в фильме Кэмерона удостоились «Оскара» за свою работу.
                             
  «Аватар» (2009)
Другой режиссер – Тим Бертон – привнес свое в развитие компьютерных технологий   в кино. Снимая «Алису в Стране чудес» (2009), он отказался приносить на съемочную площадку объемные камеры. Вместо этого было решено сделать отснятый материал объемным на фоне финальной  компьютерной обработки. Бертон сосредоточился на работе с «зеленым» экраном. Впервые в истории кино было много сцен, где большую часть кадра режиссер и актеры должны додумывать. Тим Бертон отказался от использования «захвата движений», позволяющей актерам передавать даже жесты рисованным персонажам. Он решил, что движения рисованных героев должны создавать мультипликаторы, и в этом разошелся с Джеймсом Кэмероном. В «Алисе» много виртуальных чудес. Окружающий героев мир  на 95 % рисован на компьютере; внешность актеров меняли с помощью цифровых манипуляций (так, голова Красной королевы увеличена в несколько раз, а талия, наоборот, сужена во много раз; глаза Безумного Шляпника компьютерно увеличены процентов и др.) Фильм был номинирован в категории «Лучшие визуальные эффекты», но награду не получил. «Оскар»  в 2011 году достался картине Кристофера Нолана «Начало», в котором создатели спецэффектов использовали «живые», а не цифровые эффекты, чтобы показать реалистичные сны: например, изменяющаяся гравитация или распыленная особым способом вода.
                          
    «Начало» (2010)  

Сейчас с помощью компьютерных цифровых технологий в кино могут состаривать или омолаживать героев. Как, например, в «Ирландце» Мартина Скорсезе (2019).Здесь применялись новейшие спецэффекты.  Благодаря инновационному подходу актеры играли в своих обычных образах, а уже потом  специалисты «разбирали» их мимику и переносили на омоложенные образы. Программа сама конструировала лица в зависимости от освещения и декораций.  Производился захват мимики; эти данные переносились на цифровую сканированную голову актера в возрасте, а потом – на голову его молодой копии. Анимация не применялась. Для того чтобы создать виртуальные модели актеров, использовалась определенная операторская система: в центре обычная камера, по бокам – две инфракрасных.    Фильм был номинирован на «Оскар» в категории «Лучшие визуальные эффекты», но награду  не получил. Она досталась картине Сэма Мэндеса «1917», в которой проводилась комбинация разных технологий:  компьютерная графика и реальное освещение и т. д. 
Возможности, вероятнее всего, еще не все исчерпаны. В кино обязательно появятся новые визуальные эффекты, которые будут поражать мир.    
В 1982 году появилась номинация «Лучший грим». В 2013 году было добавлено – «и прически».
В 2002 году появилась новая номинация - «Лучший анимационный фильм». Студия «PIXAR» становится законодателем анимационной моды.
Что же еще интересного можно сказать о самой церемонии «Оскар»?
Интересный факт: в 1990 году в церемонию были введены элементы телемоста – во время ее трансляции происходили небольшие включения из разных городов мира – Токио, Лондона, Буэнос – Айреса и Москвы.
В разные годы церемонию «Оскар» вели всем известные и любимые актеры и режиссеры: Дуглас Фэрбэнкс (первая церемония), Фрэнк Капра, Джеймс Стюарт, Клодетт Колбер, Фрэнк Синатра,  Джек Леммон, Дайана Росс, Лайза Минелли, Вупи Голдберг, Хью Джекман и др. Иногда ведущий был один, иногда два, а начиная с 1971 года – три, четыре, а то даже и пять ведущих. С 1979 года в основном один ведущий. В 1970 году церемония прошла без ведущего; награды выдавались семнадцатью друзьями «Оскара».  Ведущих не было и в последние два года – 2019 и 2020.
                       
   «Оскар» - 80. Победители в номинациях «Лучший актер» и «Лучшая актриса второго плана» Дастин Хоффман и Мэрил Стрип (фильм Крамер против Крамера)
                   
 «Оскар» - 81. Победители в  номинациях «Лучший актер»  -  Роберт Де Ниро (фильм «Бешеный бык»)  -  и «Лучшая актриса»  - Сисси Спейсек (фильм «Дочь шахтера»); продюсер фильма  - победителя «Обыкновенные люди» Рональд  Л. Швари  и  Роберт Редфорд, выигравший награду в категории «Лучший режиссер» (фильм «Обыкновенные люди»)
                     8 – летняя Дрю Бэрримор, сыгравшая роль в фильме Стивена Спилберга «Инопланетянин», на красной дорожке перед церемонией «Оскар» 1983 год


   «Оскар» - 83. Джессика Лэнг и Мэрил Стрип, победительницы в номинациях «Лучшая женская роль второго плана» (фильм «Тутси») и «Лучшая женская роль» (фильм «Выбор Софи»).


   «Оскар» - 91. Победители в актерских номинациях: Джереми Айронс, Кети Бэйтс, Вупи Голдберг и Джо Пеши.
   «Оскар» - 94. Стивен Спилберг, победитель в номинациях «Лучший режиссер» и «Лучший фильм» («Список Шиндлера»).

    «Оскар» - 98. Джеймс Кэмерон. Триумф «Титаника».


Никто не смог превзойти по количеству «Оскаров» американского   художника – мультипликатора Уолта Диснея (1901 – 1966): у него их целых 26! Первый он получил в 1932 году за мультфильм из серии про Микки Мауса. Потом он получал «Оскары» почти каждый год. Причем в 1942 году на одной церемонии им было получено сразу три «Оскара», а в 1954 году – сразу четыре; последний «Оскар» был вручен великому кинематографисту уже почти через три года после его смерти – за короткометражный анимационный фильм «Винни – Пух и ненастный день» («Оскар» - 69).  И номинаций на эту награду у Уолта Диснея - 37!
 
                                        Уолт Дисней. 1954 год.

Намного уступает ему, но все же занимает второе место, художник Седрик Гиббонс (1893 – 1960), тот самый, по эскизу которого и создана статуэтка «Оскар». Гиббонс был одним из основателей Американской академии кинематографических наук и искусств и художником – постановщиком многих картин в период с 1929 по 1956 год. У него 11 «Оскаров» и 28 номинаций на эту награду!
                                       
Седрик Гиббонс

На третьем месте по числу наград Американской киноакадемии   композитор Альфред Ньюман (1900 – 1970). У него девять «Оскаров»  (за музыкальную адаптацию, песни и музыку к фильмам и мюзиклам). И номинаций…43!
                                         Альфред Ньюман


Отметим также и Эдит Хэд (1897 – 1981), выдающегося художника по костюмам, создавшую эскизы костюмов к очень многим картинам, в том числе и к самым знаменитым. Она творила с того момента, когда существовало еще немое кино, и до конца 70 – х годов (почти 60 лет). Говорят, что Эдит Хэд – это не одна, а несколько эпох Голливуда.   Когда появилась номинация на премию «Оскар» за лучшую работу художника по костюмам (1949), Эдит Хэд сразу же номинировали. Первая награда досталась не ей, но со следующего года уже начались победы.   У Эдит 8 «Оскаров» и 35 номинаций на эту награду! Однажды она получала «Оскары» три года подряд: в 1950, 1951 и 1952 г. г. Причем, не три, а четыре награды: в 1952  сразу две – и в «черно – белой» и в «цветной»  категориях. Затем год перерыв, а потом снова – две награды подряд: в 1954 году за костюмы к фильму «Римские каникулы» Уильяма Уайлера, а 1955 году – за костюмы к фильму «Сабрина» Билли Уайлдера. Хотя в последнем случае Одри Хепберн костюмы для себя, для своей роли в фильме, привезла из Парижа, купив их у Юбера Живанши; но остальные костюмы к фильму, конечно же, заслуга Эдит Хэд. И они тоже прекрасны! Получается, - у Эдит Хэд четвертое место по числу наград.
                          
  Эдит Хэд и ее восемь «Оскаров»
Нельзя не сказать и о пятом месте, потому что шесть «Оскаров» есть только у одного человека  (надеюсь, я никого не упустила): это американский сценарист и режиссер Фрэнсис Форд Коппола.  Три награды у него за адаптированные сценарии к фильмам, один «Оскар» – за продюсерскую работу («лучший фильм»), один – за режиссуру и один – премия Ирвинга Тальберга  (награда, которая вручается Американской Академией кино за продюсерский вклад в развитие киноискусства). Хотя последняя  - это не та самая статуэтка "Оскар", а тяжелый бюст Тальберга на деревянном основании. Это - тоже награда киноакадемии и заслуженная дань уважения кинематографистам. И ее принято приравнивать к "Оскару".
                      
       Фрэнсис Форд Коппола
В актерском цеху наибольшее количество наград «Оскар» у актрисы Кэтрин Хепберн (1907 – 2003) – четыре. Причем первую награду она получила в 26 лет, а последнюю – в 74. И номинаций на премию «Оскар» у этой актрисы  -  12.
                            
   Кэтрин Хепберн
Интересный факт: в 1929 году, на первой церемонии вручения наград Американской Академии кино сразу три награды, причем в категории «лучшая актриса», получила 22 – х летняя Джанет Гейнор (за фильмы «Ангел с улицы», «Восход солнца» и «Седьмое небо»; два из них были сняты в 1927 году и один – в 1928). Такой случай – единичный в истории «Оскара». Как я понимаю, статуэтка за все три роли была вручена одна. Повторюсь: в то время она еще даже не называлась «Оскаром». Имя статуэтке было присвоено лет через пять или даже через десять. Но все же это «дядюшка Оскар»!
                 
Дуглас Фэрбэнкс вручает «Оскар» Джанет Гейнор. 1929 год.
Среди представителей других государств больше всего наград Американской киноакадемии у Федерико Феллини (1920 – 1993). У этого великого сценариста и режиссера 5 «Оскаров» (четыре – за его картины (победившие в категории «Лучший фильм на иностранном языке») и один – Почетный).
                 
После церемонии «Оскар» 1964 года. Федерико Феллини с женой Джульеттой Мазиной и продюсером Анхело Риццоли. В этом году победил Фильм Феллини «8 с половиной», причем в двух номинациях – «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучшая работа художника по костюмам» (черно – белые фильмы). Было также еще три номинации у этой картины: «Лучший режиссер», «Лучший сценарий», «Лучшая работа художника» (черно – белые фильмы).


Одним из первых, кому вручили Почетный «Оскар» (самая первая церемония, 1929 год), был Чарли Чаплин (1889 – 1977). Второй раз мастера отметили этой премией в 1972 году, когда Чаплину перевалило за 80. А через год Чарли Чаплин получил еще один «Оскар» - за музыку, написанную им для фильма «Огни рампы», созданную за два десятилетия до этого.
             
   Чарльз Чаплин. «Оскар» - 72
 Считаю, - нужно обязательно рассказать и еще об одном человеке, сделавшем очень много для развития киноискусства. Это Ричард Эдланд, специалист в области специальных эффектов. Он работал над созданием таких фильмов, как «Звездные войны», «Индиана Джонс» и  многих других. У Ричарда Эдланда восемь наград от Американской киноакадемии, в числе которых  четыре «Оскара», две Премии за научные и инженерные достижения, а также Медаль Благодарности имени Джона Боннера (учреждена в 1977 году) – за выдающееся обслуживание и посвящение в поддержке высоких стандартов Академии (Премия не является регулярной).
                
   Ричард Эдланд
На счету советских и российских кинематографистов шесть «Оскаров». Кроме документальной ленты «Разгром немецко – фашистских войск под Москвой» («Оскар» -43), этой награды удостоились фильмы «Война и мир» Сергея Бондарчука («Оскар» -69), «Дерсу Узала» Акиры Куросавы «Оскар» - 76), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова («Оскар» -81), «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова («Оскар» -95) и короткометражный анимационный фильм Александра Петрова «Старик и море» («Оскар» - 2000).
                         

«Оскар» - 69. Советская актриса Людмила Савельева, исполнительница роли Наташи Ростовой в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир». Ей выпала почетная миссия – получать награду.
Было немало и номинаций в категории «Лучший фильм на иностранном языке»: картина Ивана Пырьева «Братья Карамазовы» («Оскар» - 70), «Чайковский» Ивана Таланкина («Оскар» - 72) (этот фильм номинировался также в категории «Лучшая адаптация музыкального сопровождения»), «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого («Оскар» - 73), «Белый Бим Черное Ухо» этого же режиссера («Оскар» - 79), «Частная жизнь» Юлия Райзмана («Оскар» - 83), «Военно – полевой роман» Петра Тодоровского («Оскар» - 85), «Урга: территория любви» («Оскар» - 93), «Кавказский пленник» Сергея Бодрова – старшего («Оскар» - 97), «Вор» Павла Чухрая («Оскар» - 98), «12» Никиты Михалкова («Оскар» - 2008), «Левиафан» Андрея Звягинцева («Оскар» - 2015) и «Нелюбовь» этого же режиссера («Оскар» - 2018). В категории «Лучший короткометражный анимационный фильм было еще три номинации у российского мультипликатора Александра Петрова: «Корова» («Оскар» - 90), «Русалка» («Оскар» - 98) и «Моя любовь» («Оскар»  - 2008); также была номинирована и работа   Константина Бронзита  «Мы не можем жить без космоса» («Оскар» - 2016).
Текст: Светланы Тищенко     
Читайте продолжение в «Оскар» - это… круто!», часть 2.    
      
       

Комментариев нет:

Отправить комментарий