«Жизнь
есть жизнь»
Такие
слова сказал Пол Варжак своей любимой женщине – Холли Голайтли. Но это уже
конец фильма. А на протяжении всей картины мы наблюдаем, как складываются отношения этих двух молодых
людей.
Холли
Голайтли – главная героиня фильма «Завтрак у Тиффани» (1961 г.; реж. Блэйк Эдвардс). Сегодня у картины –
юбилей. Невозможно поверить – 55 лет! Смотришь на экран, и кажется, что снимали
совсем недавно, ну просто в этом году. Такими реальными представляются герои и
все происходящее. Не может такая актриса быть где-то в небытии… Ну это так,
отступление.
Картина
замечательная! Здесь глубокая идея – человек должен верить в себя, не бояться
жизни. Холли Голайтли не нашла себя и искала явно не там, где надо. Она
красива, модно одета, у нее тонкая душевная организация (чего она сама, видимо,
не знает), но все идет не так. Видно, что Холли одинока. Брат ее – в армии, от
старого мужа сбежала, имя изменила, а сама снимает квартиру в Нью-Йорке, пытаясь как-то
жить. О себе она думает плохо, это
передается и окружающим: «Все думают, что
я вертихвостка или дурочка. Иногда
очень выгодно выглядеть дурочкой». Женщина недооценивает себя и разменивается на
ненужные вещи. Мужчины дают ей по 50 долларов на парикмахерскую; она условно делит
их на «крыс» и «суперкрыс» и все же ищет
среди них миллионера для возможного замужества. В друзья она выбрала
преступника из Синг-Синг, ездит к нему каждый четверг (тоже получая за это
небольшие деньги) и считает его очень хорошим человеком. Впоследствии это
вылилось в большие неприятности: арест и всеобщее осуждение; оказалось, что
Холли передавала полученную от Салли Помидора зашифрованную информацию, сама не
зная, что она значит. Эта молодая женщина, по сути, очень порядочная: просто
считает, что ни на что не имеет права, даже дать имя коту.
Холли
иногда ездит завтракать к магазину «Тиффани». Причем, надевая при этом, мне так
кажется, самые красивые свои наряды. Вероятно, в те моменты, когда на душе
«скребут крысы». Видимо, это дает ей какой-то толчок для жизни, жизненный
настрой. Может быть, вообще силы жить дальше.
Холли
встречает Пола, а Пол – Холли. Это прекрасно. Пол ведь тоже шел по очень
неправильному пути; будучи писателем, был просто альфонсом. Именно Холли, можно
сказать, привела его в чувство, заставила посмотреть на все иначе, задуматься и изменить свою жизнь. (Интересно, что в чужой
жизни она смогла разобраться в один момент, а вот в своей…Часто у многих нас
происходит так же – другим помогаем, а своих проблем можем и не увидеть. Или
не знаем, как их решить.) Пол начал снова писать; и какова же была его радость,
когда он заработал своим писательским трудом первые 50 долларов! Пол
почувствовал себя значимым. По-моему, он просто жизнь увидел заново. А еще он
влюбился в Холли. Она, конечно, тоже в него была влюблена, но и думать об этом не смела. Она ничего не смела. Все-таки
скандал в конце фильма оказался полезным: женщина не уехала в Бразилию, где,
вероятно, была бы ни к месту и еще несчастливее. Пол признается ей в любви.
Этот разговор в автомобиле считаю главным в картине, поэтому приведу его почти
полностью:
-
Я люблю тебя. Ты моя!
-
Люди не могут принадлежать друг другу. Никто не смеет сажать меня в клетку!
-
Я не хочу сажать тебя в клетку! Я хочу любить тебя.
-
Я не Холли! И даже не Лула Мэй. Я неизвестно кто! Я как мой безымянный кот. Мы
никому не принадлежим. Люди не могут принадлежать друг другу!
-
Знаешь, что с тобой не так, мисс Неизвестно кто? Ты трусиха! Ты так боишься
поднять голову и сказать: «Жизнь есть жизнь». Люди влюбляются, люди хотят
принадлежать друг другу. Потому что это единственный шанс быть счастливыми… Ты
уже в клетке! Ты сама ее создала… Она всегда будет с тобой. Куда бы ты не
отправилась – от самой себя не убежать.
В
картине прекрасный конец (примирение, понимание, долгий поцелуй)…И спасенный
кот, которого Холли, от своей бесхарактерности и беспомощности, выбросила под
дождь. Пол и Холли целуются, а кот, мокрый и счастливый, - между ними.
Фильм,
по сути, очень серьезный, разбавлен юмором. И это очень правильно, иначе тяжело
было бы смотреть без этого. Например, очень смешна вечеринка у Холли - «сборная
солянка» -, куда пришли кто хочет и с кем хочет. Видимо, такие вечеринки собирались
довольно часто: неизвестные люди, спиртное рекой, танцы до упаду; кто – то
стоит вверх ногами, кто – то возит даму на себе; Полу пришлось ползать на
коленях. А одна очень нетрезвая дама сначала смеется, глядя на себя в зеркало,
потом рыдает. Другая же говорит мужчине, с которым пришла: «Я отведу тебя в зоопарк и скормлю дикому яку! Вот только допью свой
бокал…» Можно и головной убор
поджечь кому-нибудь и не заметить этого. Приезды полиции… Эти вечеринки –
следствие неправильного понимания Холли жизни, самой себя и бросания в
крайности.
Воодушевляют
кадры, где Пол и Холли гуляют по городу весь день, совершая всякие глупости,
даже воруя мелочи в магазине.
А
еще костюмы… Они прекрасны до такой степени, что выразить невозможно! Они очень
украшают фильм, вызывают восторг и другие возвышенные чувства: розовое платье и
корона в тон ему, оранжевое пальто, и конечно, «маленькое черное платье»,
которое «придумала в 1920 –е Коко Шанель, но этот неустаревающий шедевр стал
культовым благодаря дизайну Живанши для Одри Хепберн» (Н. Стивенсон. «История
моды в деталях»).
Фильм
получил достойную оценку от Американской киноакадемии: номинации в категориях «лучший адаптированный
сценарий», «лучшая женская роль» (Одри Хепберн), «лучшая работа художника
(цветные фильмы)» А также два «Оскара» - за песню «Moon river» и саундтрек.
«Рядом
с ней надо быть немного поэтом».
Текст: Светланы Тищенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий