—
И что ты делал в шоколадной лавке в Великий пост?!!
(«Шоколад» 2000 г.
реж. Лассе Халльстрём)
В
маленький французский городок пешком приходит немного странная пара – мать и дочь. Мать – молодая
женщина. Зовут ее Виенн. А дочь –
школьница лет 9 – 10, по имени Анук.
Одеты они в красные плащи (или накидки с капюшонами). Виенн – дочь индеанки
Чицы и аптекаря; я так думаю, -
француза. И в крови ее – от матери – склонность кочевать по земле, постоянно
меняя места проживания. Но не только это гонит их из города в город; просто их
образ жизни воспринимается всеми в штыки, почти ни у кого не находя отклика.
Что же это
за образ жизни такой? Виенн готовит все из шоколада. Куда бы она ни прибыла, -
сразу снимает жилье и место для своего бизнеса. У нее есть даже рецепты древних
индейцев, как, например, знаменитый горячий шоколад с перцем чили. Разнообразию
того, что она делает из шоколада, можно подивиться. При том, что Виенн
растирает какао – бобы вручную, раздавливая их скалкой на доске. Вероятно, она
по – другому и не желает: ведь индейцы майя делали именно так. Ее заведение
называется «Шоколадница «Майя».
По всему
видно, Виенн – женщина очень добрая, но независимая. Это не по душе многим в
городке, особенно мэру графу Рено. Городок – строгих правил. К тому же,
поселились Виенн с Анук здесь в самом начале Великого поста, в самое строгое
время года, когда нужно обязательно противостоять мирским соблазнам. Горожане
по воскресеньям ходят в церковь, соблюдают пост, очень строго контролируют
себя. А тут… шоколад. И «греховная белая помадка». Ко всему прочему, Виенн даже одевается не так,как все в это время: она постоянно в ярком платье и туфли ее красные, а не черные, как носят остальные женщины городка. Еще осуждение вызывает, конечно же, то, что она родила (как выяснилось) дочь внебрачно.
Граф Рено
сразу показал Виенн свое отношение. Он презирал ее и обличал перед всеми
горожанами. А в глаза сказал, что бизнес ее к Пасхе закроется. Сам себя граф
считает верхом добродетели и высшей моральности. Он, конечно же, все правильно
делает: а постится (в смысле еды) так строго, что вообще непонятно, как живет. По – моему, пьет один чай без заварки (то
есть просто кипяток) с лимоном. Однажды служанка его, принеся батон и что – то,
видимо, овощное, сказала: «Ну, можно же хоть что – то съесть…» И Рене позволил
себе съесть батона. И то с таким видом…А еще граф имеет большое влияние на
молоденького священника. Он просто руководит им. Сам составляет тексты его
проповедей и, сидя в церкви впереди всех прихожан, проверяет по бумажке, правильно ли тот говорит, ничего ли не пропустил. Конечно же, проповеди большей частью обличающие. И обличать есть кого.
Виенн. Ведь «дьявол кроется в мелочах»,
на сей раз – в шоколаде.
К счастью,
не все слушают графа, и у Виенн появляются и немногочисленные друзья.
Но идея
фильма – понять, что же такое человечность и истинная добродетель, что такое
вера в Бога и истинная религиозность.
Соблюдая
пост и посещая все церковные великопостные службы, граф
Рене натворил много не то что плохого…
Он нагрешил так, что не разгрести. Соблюдая очень строго пост в еде, так и не
понял, что еще страшнее и греховнее «есть» людей. А еще забыл строки из Нового Завета – «Не
судите, да не судимы будете». Ему бы искренне покаяться, а он ищет врагов на
стороне. Не зря и жена от него сбежала, хоть он и говорит всем, что она – в
долгом путешествии. Однако это путешествие не заканчивается. Граф, ко всему
прочему, еще втянул себя в «странный крестовый поход», акт доброй воли –
«перерождение» Сержа, который очень обижал свою жену и та от него ушла. Не «переродил». Да и ему ли? Чтобы «перерождать», надо самому быть
праведным. Смешно и грустно было
смотреть, как этот самый Серж валялся пьяный вверх задницей прямо у церкви
незадолго до праздника. А потом, по завуалированной подсказке графа ( «Требуются меры») устроил пожар у цыган,
которые приплыли к этому городку и тоже «неправильно» себя вели. Рене объявил
им «бойкот аморальности», объявив «отбросами общества» и «речными крысами».
Потом и Сержа из города прогнал, открестившись от своей скрытой подсказки устроить
что – нибудь цыганам. И ведь никто в городе не накормил этих людей, когда они в
этом нуждались. Долго ходил цыган Ру по улицам с маленькой голодной девочкой, и
только Виенн пригласила сама их в свою лавку. А ведь все горожане считали себя
праведниками.
Перед
самой Пасхой граф Рене приходит в пустую церковь и, стоя перед распятым
Христом, спрашивает: «Что делать,
Господи? Я совсем запутался.» В его руке – маленький золотистый
кинжал. Он идет в шоколадную лавку и
крушит этим мечом витрину с шоколадом. Красивые шоколадные фигурки безжалостно
рушатся. И вдруг граф… пробует шоколад. Видимо, Господь услышал его молитву и
помог ему. Происходит чудо! Рене так понравился шоколад, что он начинает его
есть, есть, есть… Он просто упивается шоколадом и падает потом на витрине без
чувств. (Потрясение было велико, да к тому же весь пост голодал). Когда его
такого находит Виенн, он, придя в себя, просит у нее прощения. Она же, раньше
никогда не посещавшая церковь, говорит ему: «Христос
воскресе!» Граф после этого совершенно изменился. Он стал… нормальным
человеком. И настоящим христианином,
так как его злоба и желание осуждать
ушли. Чудесным образом в голове его все прояснилось.
Сцену в шоколадной лавке увидел и отец Анри.
Глаза его расширились от удивления. Проповедь его на Пасху была не самой лучшей
(сам теперь составлял), но такой искренней! И… самой лучшей.
« Я думаю, нельзя жить на свете, меряя добродетель тем,
что мы не сделали, тем, в чём отказали себе, от чего
устояли и кого отвергли. Я думаю, добродетель измеряет то,
что мы создали, воплотили в жизнь, кого
согрели».
Так что, думаю, фильм
«Шоколад» можно назвать картиной о пасхальных чудесах. К тому же, перерождение
произошло здесь со многими людьми.
С праздником Светлой Пасхи!
Текст: Светланы Тищенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий