Поиск по этому блогу

четверг, 29 декабря 2016 г.

Юбилеи любимых фильмов: "Курьер"

«Я  не проходимец»



Исполняется 30 лет со дня выхода на экраны замечательного фильма Карена Шахназарова «Курьер» (1986 г.). Тогда же я его и смотрела (хотя, по-моему, это было весной 1987-ого.) Впечатление сразу было самым наилучшим. До этого я читала повесть Карена Шахназарова «Курьер» в журнале «Юность». Собственно, поэтому  и в кино пошла – посмотреть на этого чудика Ивана на экране.

Эту картину, по-моему, можно было назвать даже «Отцы и дети», так как здесь раскрываются характеры «отцов» и «детей» 80-х годов. Фильм – для размышления. Зритель сам должен подумать, что он в нем такого увидел; что режиссер (он же и автор повести) хотел нам сказать.


Как можно взглянуть на главного героя – Ивана? Да как угодно. Кто-то скажет: «Дурачок какой-то…» и вообще не захочет на него смотреть. А я говорю: «Отличный молодой человек! С глубоким внутренним миром и талантливый». Все его «выверты»… А так интереснее жить. Да еще отец с матерью развелись. Хоть он и вида не подает, но для 17-летнего парня это, конечно, очень болезненно. Как раз нужен отец; ведь только начинается жизненный путь. Да еще сын.. Ох, отец просто как воздух нужен. Но тот нашел молоденькую, с прежней женой стариться не захотел. Старая история и актуальная, уже точно, во все времена. Надо отдать должное Ивану – не «споткнулся»; то есть не «ударился» в пьянку, гулянку, что-то еще подобное; не стал дерзить, кого-то обижать. Можно сказать, не сын, а золото. Хотя отец снится ему почему-то не человеком, а бюстом…



Иван абсолютно нормален. Да тогда еще и влияние школы было очень сильным, и все жили как-то на виду  друг у друга (и не очень разнился уровень жизни). Ну, в общем, мальчик отличается, как сказано, в фильме «дурацкими выходками». Ну что такого? За исключением, конечно, того случая, когда он сказал, что Катя в положении. Это немножко уже выходило за рамки дозволенного. А так… То он написал в шутку свою биографию: будто он из Средневековья; то шутит дома, на работе и в квартире Кузнецовых. Его будто «несет», как он сам сказал. А все отчего? Сейчас бы сказали – позавидовал богатству профессора Кузнецова. Нет. Да и не принято это было. И у профессора не такое уж броское богатство. Обычная квартира. Просто мальчик начал свои «выверты», когда профессор обозвал его «проходимцем». Да и так, мелочи, типа «дайте чаю и бутерброд с сыром» или песни про козла. Вот маме Кати Ваня очень понравился. Она заметила его оригинальность. Иван – мечтатель. У него в Москве даже есть «логово», где «прячется» лев. Однажды он метнул в него копье. Оказалось, - в гардероб.

На вечеринке же у друзей Кати Иван серьезнее  накуролесил. Тут уже его явно задело то, что собравшаяся  здесь молодежь – из элиты. У всех родители за границей работают и сами там были. Но особенно, видимо, задело то, что ребята демонстрировали перед девчонками приемы каратэ, а он как будто лишним там смотрелся и таким нелепым… Ну и решил выделиться, «взять» другим. Отсюда его «пять лет оттрубил», «а спиртяги нет?». И ведь  да – сразу зауважали, заметили его, заинтересовались. Надо же, в тюряге сидел – так необычно. Закончилось же все принятием вместо «спиртяги» французских духов и проблемами с желудком. Но всех «сразил» наповал.

Как-то греет душу атмосфера тех лет. В 80-е было проще. Когда Ваня наврал о беременности Кати, никто и думать не стал, а ровня ли он их дочери? Сразу – пусть родители твои придут. Чтобы познакомиться.  

"Жил на свете козел... С седой бородой...Бэ-э-э!"
"Жил на свете козел... с седой бородой...Бэ-э-э!"
Профессор просто возмущен молодым поколением. Вообще. Так ведь «отцам» в любые века и времена кажется, что «дети» живут не так, делают все хуже и неправильно. Это старая «песня». Вот и Кузнецов тоже беспокоится: «Мы, наше поколение, хотим знать, в какие руки попадет возведенное нами здание». Он  не видит оригинальности Ивана, а только «смесь нигилизма с хамством». Но все-таки и не гонит его из-за стола, просто высказывает свое мнение. Ну, а Ваня продолжает «спорить» своим  клоунским поведением. Да и не только профессор Кузнецов… Все «отцы» беспокоятся о «детях», понять их хотят. Редактор журнала «Вопросы познания», в котором Иван работал «Курьером», сказал как-то: «Все мы в чем-то отцы». Герой же Владимира Меньшова прямо из себя выходит, рассказывая, что его сын пьет молоко из банки, а он понять его не может; не знает, чего он в жизни хочет. «Желаю знать, кого я вырастил!» Хотя бабушка Кати говорит о молодежи прекрасные слова: «Я каждый день смотрю телевизор. У нас прекрасная молодежь! Можно сказать, героическая».

Катя выражает мечту девушек тех лет (а может, и вообще): шикарное авто, сама необыкновенной красоты (чтоб нравиться всем мужчинам), алый шарф. И она едет в этом авто, а рядом магнитофон и маленькая собачка. Возможно, все-таки выходки Ивана оказали на нее влияние. Она даже поет (вернее, кричит) песню про козла, выражая свой протест против старших (с кем не бывает). Но…  все быстро проходит. У отца  нашлось ума не упрекать дочь, и она быстро успокоилась. Все у  нее будет прекрасно. Закончит свой филфак (отделение французское) и будет превосходным переводчиком. А, может, и мечты о машине, собачке, шарфе, магнитофоне сбудутся. Дополнительно к хорошему образованию.

В фильме есть еще и Базин, друг Ивана. Чем он живет? Учится, играет в футбол, ходит на танцы (дискотеку), в кино. Живет как обычный мальчишка. Он добрый и даже оправдывает мать – алкоголичку, которая не заботится о нем: «Она больная женщина». А его слова, что цель жизни – «служить гуманистическим идеалам человечества», - ну, это вызубренный текст. Но, возможно, в голове-то это и отложится… «Гуманистическим», а не противоположным – это здорово!

"Дыроколом - да по башке!"
"Дыроколом - да по башке!"
В конце мы видим, как «хам» и «проходимец» Иван дарит свое единственное, полученное в подарок от отца, пальто Базину, чтобы тот мог его носить и не болеть зимой. И этот жест говорит о том, что с «детьми» все нормально: «перебесятся» и будут прекрасными людьми. Да и не очень-то это слово подходит к вполне простым «выходкам» Ивана и вообще ко всем ребятам в  картине.

Фильм – светлый и яркий. И почему-то всегда хочется задуматься о жизни, когда смотришь его. Задуматься и утвердиться в  чем-то положительном.

В картине много смешных диалогов, которые еще больше делают ее светлой и жизнеутверждающей. Например:

- Снимайте ботинки и идите.

- А носки тоже снимать?

- Ну, носки можете оставить. (Таково было знакомство с Катей у дверей ее квартиры)


- Я не понимаю, чего этот тип здесь стоит?

- Может, ему по рогам дать?

- Не надо, редята: это мой двоюродный брат. Он только вчера из

Витебска приехал; я ему университет обещала показать.

- Брат? Че-то он у тебя странный какой-то…брат..

- Тронутый немного. С молотилки упал. (Так Катя представляет Ивана своим знакомым молодым людям).



Но даже без этих диалогов постоянно очень смешно. Сама мимика Ивана, его поведение…

Очень нравится музыка в фильме. Тоже здорово поднимает настроение. Особенно в том эпизоде, когда Иван с Базиным катаются на скейтборде на Воробьевых горах.


Картина «Курьер» была удостоена  Специальной награды Международного Московского кинофестиваля в 1987 году.

Текст: Светланы Тищенко

Комментариев нет:

Отправить комментарий