Наконец-то
до российских экранов добрался новый фильм об агенте ЦРУ, потерявшем память, - Джейсоне Борне. Его история началась еще на
листах романа Роберта Ладлэна, который опубликовал первую книгу «Идентификация
Борна» в 1980 году. Это дало толчок не только для продолжений литературного
произведения, которые появлялись в 1986 и в 1990 году, но и для многочисленных
экранизаций. Давайте окунемся в историю экранной вселенной Джейсона Борна и
вспомним, как ее воспринимала публика, критики, прежде чем пойти на новый фильм. Кстати, эта картина впервые за все время
существования цикла получила название, идентичное имени самого героя – «Джейсон
Борн». Но обо всем по-порядку.
Сюжет
первого фильма «Идентификация Борна» начинается без каких-либо лирических
отступлений: итальянское рыболовецкое судно находит в водах Средиземного моря
человека и поднимает его на борт. Здесь корабельный врач находит в теле
спасенного мужчины множество пулевых ранений и извлекает из него застрявшие
снаряды. И пока судно находится в море, неизвестный пассажир приходит в себя,
но оказывается, что он ничего не помнит и не знает, кто он, как его зовут и
почему он оказался в море. И теперь Борн должен узнать о своем прошлом, потому
что в настоящем за ним открыта настоящая охота.
Нельзя
сказать, что фильм передает все сюжетные линии романа Роберта Ладлэна. Когда
только начиналась подготовка к съемкам и сценария не было, режиссер проекта Даг
Лайман поступил со сценаристом Тони Гилроем весьма своеобразно. Запретив ему
читать литературное произведение, он сам набросал сценарный «скелет», на который
Гилрой должен быль нарастить «мяса» и довести сюжет до нужного уровня и
качества. Поэтому и не удивительно, что везде пишется, что фильм снят по
мотивам одноименного романа.
Когда
все было готово и подошло время съемочного процесса, продюсеры решили, что
группа специалистов справится с работой примерно за год, поэтому назначили дату
премьеры на 7 сентября 2001 года. Но, из-за желания режиссера переснять
несколько ключевых эпизодов, например, знаменитую погоню, и решения продюсеров
переделать финал картины, было принято
решение перенести релиз на 31 мая 2002 года. Хотя и эта дата оказалась лишь в
мыслях боссов кинокомпании Universal.
В итоге на большом экране «Идентификация Борна» появилась 6 июня 2002 года, а в
российских кинотеатрах – в октябре.
К
большой радости съемочной группы и всех людей, которые так или иначе принимали
участие в производстве шпионского боевика, критикам «Борн» пришелся по душе. Об
этом фильме они написали немалое количество рецензий, 83% из которых оказались
положительными. Зрительские же рейтинги также превзошли ожидания. Почти все
сошлись во мнении, что это свежий глоток воздуха в шпионском жанре, и осыпали
лестными отзывами новый фильм. Кроме слов, мировые сборы подтвердили успех
«Идентификации Борна», так как при
бюджете в 60 миллионов долларов фильму удалось собрать долее двухсот
миллионов.
Вдохновленные
таким успехом, боссы Universal
Pictures
решают, что затягивать с продолжением нет смысла, и запускают в производство
фильм «Превосходство Борна» (2004), в основу которого также лег роман Роберта
Ладлэна. В этот раз режиссерское кресло занял Пол Гринграсс, который сделал
новый фильм гораздо динамичней первого и более напряженным. Видимо, новый
подход к изображению историй Джейсона Борна понравился аудитории и придирчивым
критикам. В этот раз фильм про агента ЦРУ с провалами памяти получил 81%
положительных рецензий, а мировые сборы составили 288 миллионов при бюджете в
75 миллионов.
Через
три года на больших экранах появляется третий фильм, который также снял Пол
Гринграсс. «Ультиматум Борна» (такое название получила новая картина) стал
лучшим из всей серии. Оказавшись более профинансированным (его бюджет составил
110 миллионов долларов), он получил яркую, красочную картинку, великолепные
натурные съемки и отличную драматическую линию. Качество и оригинальные
режиссерские решения помогли «Ультиматуму» собрать в мировом прокате почти
четыреста пятьдесят миллионов долларов, что стало наилучшим результатом за всю
историю цикла. Также критики выдали 94% положительных рецензий. Кроме
восторженных отзывов и сборов, фильм удостоился трех статуэток премии «Оскар» -
за лучший звук, лучший монтаж и лучший монтаж звука. А на церемонии вручении британской
премии BAFTA
он удостоился двух масок - за монтаж и звук. Кроме этого он выдвигался на
соискание масок в таких номинациях, как «Лучший режиссер», «Лучшая работа
оператора», «Лучшие визуальные эффекты», «Лучшие британский фильм».
Продолжения
цикла пришлось ждать целых пять лет – до 2012 года, когда вышел фильм «Эволюция
Борна». Так как Мэтт Дэймон отказался сниматься в новой картине из-за отсутствия
в режиссерском кресле Пола Грингасса, то продюсерам пришлось создавать ответвление
от основной истории и, так сказать, расширять вселенную Борна. На этот раз в
центре сюжета стоит другой агент ЦРУ – Арон Кросс (Джереми Реннер), у которого
с памятью все в порядке, но из-за событий, которые повлек за собой Джейсон Борн,
на него открыта охота. Хоть «Эволюция», написанная и снятая Тони Гилроем (он
всегда был сценаристом фильмов про Борна) оказалась качественным и интересным
продуктом с блестящей актерской игрой, зрительская симпатия оказалась не такой,
как в случае с предыдущей трилогией; даже критики посчитали, что «Эволюция» не
самое достойное продолжение серии фильмов про «Борна». Тем не менее, лента смогла
окупиться, а продюсеры пообещали продолжение истории Арона Кросса.
Вот
теперь на российских экранах появляется фильм «Джейсон Борн», в котором вновь
снялся Мэтт Дэймон, а режиссерское кресло занял Пол Гринграсс. Помимо этих
знаменитых имен в мире кинематографии, в проекте приняла участие Алисия
Викандер, получившая «Оскар» за лучшую
женскую роль второго плана в фильме «Девушка из Дании» на минувшей церемонии.
Также в фильме снимается лауреат премии «Оскар» Томми Ли Джонс. Стоит сказать,
что зарубежные зрители уже успели ознакомиться с новой картиной, так как она у
них вышла еще в июле 2016 года и уже успела произвести немало шума. Но мы не
будем обращать на это внимание, а сами пойдем в кинотеатр и составим мнение о
новом фильме про агента ЦРУ.
Текст: Дмитрия Тищенко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий