Поиск по этому блогу

воскресенье, 24 сентября 2017 г.

Обзор фильма «Рестлер»

Перед зрителями - угасающая звезда  Рэнди «Баран» Робинсон. В восьмидесятые он был ярким рестлером, но двухтысячные – это не его время. В кармане всегда пусто, и деньги появляются в нем крайне редко. Это сильно отражается на его жизни: то из квартиры выселят за неуплату, то не хватает пятисот долларов на необходимые стимуляторы физической формы. Зачем? Чтобы каждые выходные выходить на ринг и веселить толпу зевак, любящих этот спорт. Но вся обыденность Рэнди перечеркивается, когда после одного матча его сердце не выдерживает и он попадает в больницу с инфарктом. Что делать? Необходимо начинать другую жизнь – семья, простая работа, отсутствие внимания публики.




Главный герой картины «Рестлер»  Рэнди «Баран» блистательно сыгран Микки Рурком. Но не стоит ставить яркость персонажа в заслугу только актеру. Сценарист – Роберт Д. Сигел – отлично проработал героя. В Рэнди есть все необходимые составляющие. Особенно ярко в нем чувствуется противопоставление личности «Барана» этому кровавому и дикому спорту – рестлингу. Спортсмены, если можно так сказать, а лучше выразиться, актеры крушат друг друга на ринге без жалости, но и без какой-либо ненависти. Они просто выполняют свою работу, ведь она нужна зрителям. И на фоне этой жестокости очень ярко, необычно, но в то же время так проникновенно смотрится человечность Рэнди «Барана». Он всегда найдет добрые слова для спортсменов, которые моложе его. По-доброму поговорит с друзьями, заступится за ближнего. Когда работает в магазине на раздаче салатов и мяса, каждому клиенту улыбнется, пожелает доброго дня, и все покупатели уходят от него в отличном настроении. Вот этот контраст человечности в человеке, занимающемся нечеловеческим спортом, – особенно яркая сторона картины «Рестлер». И такой ее сделали режиссер  Даррен Аронофски и Микки Рурк, в игре которого нет фальши. Он чувствует каждую эмоциональную нить своего героя, понимает его, растет с ним и переживает. Рэнди «Баран»  и Микки Рурк – между ними стоит «равно», они - единое целое, и нельзя их разорвать.



Стоит вернуться еще раз к сценарию, над которым действительно старались. Кроме проработки персонажа, прекрасно проработан его разрыв со старой жизнью и попытки настроить новую. Очень ярко, мощно и крепко заострено то, как человек пытается построить вновь те мосты, которые были им сожжены в былые годы. Рэнди «Баран» в расцвете своих сил, на пике своей славы был занят лишь собой, публикой и совершенно не видел родных людей. И вот, после инфаркта, после краха своей карьеры спортсмена, он вдруг говорит своему хорошему другу  Кэссиди: «Я не хочу быть один». Ключевое слово – «один». Страх одиночества преследует каждого человека. Когда Рэнди выходил на ринг, когда дрался, он был среди людей, в обществе, и он не хотел менять это общество даже на крохотное внимание к дочери. А когда происходит ситуация со здоровьем, он понимает, что спорт – ушел, а семьи нет и проложить к ней дорогу не так уж и просто, потому что тропа уже давно заросла. Но он пытается несколько раз и даже находит в себе силы, чтобы признать свои ошибки. «Я просто хочу сказать, (слова обращены к дочери), именно я должен был обо всем позаботиться. Я должен был сделать все, чтобы всем вокруг было хорошо. Но что-то пошло не так, как надо. И я ушел… Ушел от тебя. Ты же знаешь, ты ни в чем не виновата. Я пытался, пытался забыть о тебе. Притворялся, будто тебя вообще нет. Но нельзя же… Ты моя дочка. Моя малышка.. Да, я… я старый, побитый кусок мяса. Я одинок. Я одинок… И так мне надо. Только не надо меня ненавидеть». И с этого момента отношения начали налаживаться, но ситуация отрешенности доходит до пика: очередная и окончательная ссора с дочерью, недопонимание с друзьями, после чего остается только ринг, на котором он остался нужен. И какой вывод можно сделать? Не стоит быть свечой, горящей с двух концов, как описал сам себя Рэнди «Баран». Это здорово для публики. Они смотрят на такого человека, восхищаются его умением жить одним днем, не оглядываться назад и не смотреть вперед. Но за такой образ жизни надо платить. «В жизни можно потерять все, что любишь, и всех, кто любит тебя». И Рэнди действительно потерял все, кроме ринга, на который решил выйти еще раз, несмотря на перенесенную операцию на сердце. Потому что ринг – его жизнь,  жизнь для публики. Иначе он не умеет. Но может научиться. Но чтобы уменьшить свой огонь, не обжигать больше им родных людей, надо многое преодолеть; постараться, чтобы миру было не все равно на тебя. Но это безразличие  мира  толкает его вновь на ринг.


Нельзя пройти мимо режиссерской работы Даррена Аронофски. Есть разные типы режиссеров: те, которые руководят процессом жестко; и те, которые просто направляют актеров в необходимое русло, настраивают их, а те уже сами делают свое дело правильно и профессионально. Так было и в «Рестлере». Режиссера особенно не видно, видно актерскую работу. Безусловно, он присутствует, говорит, как надо себя вести, некоторые эпизоды полностью созданы им, но есть такие сцены, где он пускает всех в кадре в свободное плавание, чтобы они могли сами сделать эпизод ярким, эмоционально полноценным. С Микки Рурком это происходит постоянно. Он играет без подсказок, чувствует героя и передает это на экран.  Режиссер только выбирает наиболее удачные кадры. За это ему спасибо! За то, что дал актеру самостоятельно работать и создать запоминающегося героя в истории кино.

Такие фильмы, как «Рестлер», действительно можно считать на вес золота. Почему? Потому что собравшаяся съемочная группа создает историю со смыслом, с чувством, с душой. Когда есть на что смотреть и за кого переживать – это прекрасно. Может быть, присутствуют какие-то минусы, но они столь незначительны, что не хочется о них говорить, тем более вспоминать. Они решительно не влияют на картину.


«Рестлер» - это фильм о человеке, который прожил яркую жизнь и не смог адаптироваться к обычной жизни, а обычная жизнь не смогла его принять, хотя он хотел. И кто в этом виноват? Наверное, и та и другая сторона. Какой вывод может сделать зритель? Каждый - свой, но если говорить обо мне, то я беру для себя следующую мысль, которая появилась после просмотра картины: «Если ты ярко горящая свеча, горящая для публики, то не обжигай близких людей, чтобы, когда огонь окажется меньше и не будет привлекать зевак, не оказаться одному в темном лесу. И еще стоит, наверное, отметить: такие яркие звезды, которые помогают людям жить,  сжигают всего себя ради публики, и не оставляют ничего для близких. Оно того стоит? В итоге получится так, как у Рэнди «Барана»:  единственной семьей у него останется публика, а от реальной – не будет даже воспоминаний.

За глубину и качество, за интерес и проникновенность фильму можно спокойно ставить 10 из 10.

Текст: Дмитрия Тищенко.