Поиск по этому блогу

среда, 28 февраля 2018 г.

«Мир уже никогда не будет прежним, после того как вы увидите его глазами Форреста Гампа» (слоган к фильму Роберта Земекиса «Форрест Гамп») (1994))

Накануне очередной, а в данном случае еще и юбилейной (90 – ой), церемонии вручения премии «Оскар» хочется вспомнить какой – либо выдающийся оскароносный фильм.

«Форрест Гамп», несомненно, один из самых лучших фильмов мирового кинематографа. Картина получила шесть «Оскаров» (в категориях «лучший фильм», «лучшая мужская роль» (Том Хэнкс), «лучший режиссер», «лучший адаптированный сценарий», «лучший монтаж», «лучшие визуальные эффекты»). Незакрытыми остались еще семь номинаций.



Лично для меня это тоже одна из лучших картин. Иногда я ее пересматриваю, чтобы привести мысли в порядок и все в своей жизни расставить по местам. Фильм буквально «сшибает» и надолго заряжает положительными эмоциями. Всегда. Вот оно, решение! Вот настоящая правильная жизненная философия! И как мы этого не знали? После просмотра остаются такое тепло и радость на душе, словно вернулась в детство или в лучшие годы своей жизни. Единственное, что мне не нравится,  - смерть Дженни. Какая – то жуткая несправедливость. По – моему, только это и расстроило Форреста; ведь даже смерть матери он воспринял в какой – то мере как необходимость («просто пришло время») (так сказала ему мама перед смертью). А о Дженни он постоянно думает (как, впрочем, и всю свою жизнь, начиная со дня их знакомства) и плачет, подходя к ее могиле. 


Понятно, что Форрест Гамп не совсем в себе, как говорится (или немного странненький). Но это не мешает ему, а помогает. Он идет по жизни, словно дитя: всему радуясь, все принимая, ничем не возмушаясь. «Жизнь, как коробка шоколадных конфет. Никогда не знаешь, что внутри».

Я поняла, все критики и рецензенты видят в этом фильме что – то свое. Просто «Форрест Гамп» - неисчерпаемая кладезь для размышлений и точек зрения. Некоторые пишут, что эта картина – о странностях американской истории. Ну, не думаю… А мне кажется так: благодаря мировосприятию Форреста все жизненные бури проносятся над ним незаметно, не задевая его. Происходит немало неприятного: расовые беспорядки, убийство президента Кеннеди и его брата, покушения на других президентов, убийство Джона Леннона, вьетнамская война, политический скандал, молодежные беспорядки, когда многие «ударились» в наркотики и «хиппование» (это видно на примере Дженни); даже тепловой удар Картера. Форрест встречался со всеми президентами и рад этому. Ни о ком из них он слова плохого не сказал. Все по жизни принималось как должное. Ни капли возмущения. Даже во время войны Форрест был спокоен и находил что – то положительное. Он был рад тому, что там всегда было куда идти. Он даже совершил подвиг, вынеся на себе из огня много людей. И это было словно само собой разумеющееся. В госпитале Гамп тоже не страдает, а находит свои прелести: например, радуется тому, что приносят мороженое. Играет в пинг – понг, в итоге научившись делать это  виртуозно. В отличие от лейтенанта Дена, который в совершенном отчаянии и в будущем видит только мрак; хочет умереть и упрекает Форреста за то, что тот спас его.



Лейтенант Ден вообще опустился после войны. Он, безногий и на инвалидной коляске, живет в нью – йоркской гостинице на правительственную пенсию. Кричит о несправедливости, не верит в Бога и ни во что хорошее. «Ты уже нашел Бога?» - спросил он у Форреста. «Я не знал, что его надо искать, - ответил тот. – Я попаду на небо, лейтенант Ден». В общем, хорошо, что лейтенант Ден встретил Форреста, иначе своим поведением, отчаянием довел бы себя до смерти; возможно, спился бы и умер бы в какой – нибудь канаве. Но под влиянием Гампа и его душа оттаивает.

Форрест будто играючи зарабатывает 25 тысяч долларов, разрекламировав ракетку для игры в пинг – понг. Он едет к родным своего погибшего друга Баббы, покупает там лодку для ловли креветок, два раза от людей слыша привычную для себя фразу: «Ты дурак?». На которую привычно отвечает: «Дурак дураку рознь». У Форреста и дальше все в жизни происходит легко и просто, будто в благодарность за его спокойствие, принятие всех жизненных обстоятельств как должных и за его, что там говорить, несомненную мудрость. Он даже миллионером стал играючи, будто с неба это свалилось. Своим наивным умом Форрест даже не понимал, куда Ден вложил их деньги. Думал, что в какую – то фруктовую компанию. К тому же он поступает очень человечно: дает деньги на церковь, которую посещают родные Баббы; на строительство морского госпиталя и лично маме погибшего на войне товарища, отчего та, увидев сумму, свалилась в обморок.



Дженни тоже в конце концов приходит к нему, совсем умаявшись этой жизнью (поиски себя, распутство, наркотики и прочие «прелести»). После очередного ухода Дженни Форрест вдруг бежит. Просто бежит. Бежит долго, больше трех лет. Что отражается в этом беге? Свобода человека, то есть его желание быть свободным. Это выражено в словах: «Когда я хотел спать, я спал. Когда я хотел есть, я ел…» и т. д. И люди стали тянуться к нему, подумав, что он нашел истину. Когда же Форрест просто устал, он возвратился домой.



Дженни снова появляется, выходит замуж за Форреста, исполнив тем самым, наверное, его самую главную жизненную мечту. Но нездоровый образ жизни сделал свое дело, и любимая Дженни покидает Форреста теперь уже навсегда, а он остается один с сынишкой. (Кстати, сын, этот маленький Форрест, тоже явился в жизни Гампа словно заслуженный неожиданный подарок небес).

И Форрест, оставшись без Дженни, снова просто живет: готовит сыну завтраки, обеды и ужины, читает ему и очень его любит! Провожает и встречает его из школы. Все возвращается на круги своя. Жизнь идет, такая простая и обыкновенная. Тот же самый школьный автобус, даже тот же водитель и старая книжка Форреста, которую ему в детстве читала мама, а теперь он читает своему сыну.



Ключевые слова, в которых, как я думаю, заключена вся суть жизненной философии Форреста Гампа: однажды Дженни его спросила, страшно ли было на войне, на что тот ответил: «Да…», а потом, подумав, сказал другое: «Хотя…не знаю. Иногда дожди прекращались и появлялись звезды. Было хорошо…» Так и надо жить: находя во всем положительное и не зацикливаясь на неприятных, а то и вовсе страшных моментах. И, наверное, таких людей сама жизнь за все благодарит, награждая разными благами. Или, как я однажды прочла в одной книге по психологии, «Бог любит благодарных».

Очень трогательна сцена, когда Форрест Гамп, проводив сына в школу, сидит и смотрит на гонимое ветром перышко. Это же перышко мы видели и вначале. Оно символизирует человека, который вот так же идет («летит») по жизни.


«У каждого ли есть судьба? Или мы летим, как перышко, по ветру? Мне кажется, - и то и другое».       

Текст: Светланы Тищенко