Поиск по этому блогу

среда, 5 февраля 2020 г.

«Ты не умеешь наслаждаться жизнью. Ты как остров. Ты сам по себе» («Энни Холл», 1977, реж. Вуди Аллен)


В преддверии 92 – ой церемонии «Оскар» хочу написать об этой выдающейся картине, которая была номинирована на данную награду в 1978 году в пяти категориях, пять из которых – победы («Лучший фильм», «Лучший режиссер» (Вуди Аллен), «Лучший оригинальный сценарий» (Вуди Аллен), «Лучшая актриса» (Дайан Китон – за роль Энни Холл).  Незакрытой осталась всего лишь одна номинация – «Лучший актер»  (Вуди Аллен – за роль Элви Сингера).




Чем же мне нравится «Энни Холл»? Если говорить простым языком, тем, что этот фильм шухарной, то есть забавный; и в то же время сплошь идейный. Все это умело смог совместить Вуди Аллен, великий, как я считаю, сценарист, имеющий множество  наград за свои сценарии. Весь фильм (повторюсь) пропитан идеями и юмором. Смотрится легко, как и все великие картины. К тому же фильм очень оригинально построен: Элви рассказывает о событиях своей прошлой жизни, будто бы посещая их в своем уже нынешнем возрасте. Иногда не один, а вместе с главной героиней – Энни Холл (рассказывая о зарождении их отношений, развитии и причинах разлада; таким же образом они посетили семьи друг друга (воспоминания, в которые они как бы вписываются).


Уже в детстве у Элви Сингера были психологические проблемы. Могла неожиданно наступить депрессия, во время которой мальчик ничего не мог есть. Когда врач спросил о причинах такого настроения, Элви ответил с отчаянием: «Вселенная расширяется!» и т. д. т. п. Его мама возмутилась: «Тебе какое дело?! Нью – Йорк не расширяется!»  По лицу матери видно, что у нее самой психологические проблемы.





Учителя и одноклассники казались Элви уродами.


Позже он осуждал всех людей и боялся жизни; высказывал недоверие президентам страны и даже итальянскому кинорежиссеру Феллини: «Жизнь делится на кошмарную и скверную. Меня вообще удивляет, как люди справляются с жизнью». Стеснялся того, что еврей: казалось,  - все его за это осуждают.  И все же… картина начинается  с анекдота: две женщины говорят, что еда плохая и той мало. Элви так же говорит о жизни: «Я ее не люблю, но она быстро кончается» (сожаление). То есть вот такая непростая ситуация.

Позже, когда Элви вспоминал свою семью, стало ясно, что там у всех психологические проблемы. И довольно сильные (понятно, откуда «ноги растут» у трудностей главного героя). Вообще по фильму видно: у многих психологические проблемы. Поэтому так популярны психоаналитики.



Сам Элви – теперь сорокалетний человек или около того - посещает психоаналитика , но, как говорится, толку мало. «Я уже 15 лет хожу к психоаналитику. Еще год похожу - и буду собираться на тот свет». Самое смешное (и абсурдное) – сам работает комиком на телевидении. Наверное, не совсем успешно, так как  однажды случился такой диалог двух зрителей:

- Этот парень – с телевидения.

- Хорошо бы мне в руки что – нибудь тяжелое…



Энни Холл – его возлюбленная. Из – за психологических проблем Элви у них все разлаживается (хотя он сам пытается обвинить в этом ее).


Названные проблемы ведут к интимным, а там и до травки недалеко. «Если я покурю травку, я становлюсь необыкновенно очаровательным». Сам отправил Энни к психоаналитику - потом был недоволен (после того как у девушки стало все налаживаться в осознании самой себя). Поняв, что поведение Элви было причиной разлада и ее настроения и отношения к жизни, Энни уходит от него. Она стала теперь по – другому к себе относиться: уважать себя, разбираться в собственных чувствах. Расстаются они перед Рождеством и очень легко делят книги; вся поэзия – это книги Энни, книги о смерти – Элви (его постоянно беспокоил этот вопрос).



Сколько не пытался он потом помириться, Энни не соглашалась. В итоге он создал пьесу о них, в которой  они остаются вместе. «Я иду с тобой. Я тебя люблю». В искусстве можно воплотить все то, что не получается в жизни.



Заканчивается фильм интересным сравнением; такой вот рассказ о парне, пришедшем к психиатру:

- Док, мой брат с ума сошел: он думает, что он курица.

 – Что ты не сдашь его?

-  Я бы сдал, но мне нужны яйца.

«Так и между людьми: мы понимаем, что отношения иррациональны, абсурдны и бездарны. Но мы продолжаем жить, так как большинству из нас…хочется яиц».

В заключении – смешные цитаты из «Энни Холл», которыми фильм просто пестрит.


«Меня окружили персонажи из «Крестного отца» (имеется в виду очередь в кинотеатре).


«Пять лет назад я затянулся на вечеринке и стал снимать штаны через голову».

«Мне пора идти. Пора возвращаться на планету Земля» (сказано брату Энни, у которого проблемы явно были еще острее).


«В начале вечера я гораздо лучше выглядел».


«Я убиваю пауков с тридцати лет!»


«Я даже карту захватил, чтобы разыскать туалет».


«Я закажу побеги люцерны и…сусло!» (в вегетарианском ресторане на проспекте Заката)


«Я играл Ричарда II, а двое парней в кожаных куртках украли мое трико»


Текст: Светланы Тищенко

Комментариев нет:

Отправить комментарий