Поиск по этому блогу

понедельник, 5 июня 2017 г.

Главное, чтобы костюмчик сидел!

«Нам нужны рубахи поярче…»


Рауль Дюк и доктор Гонзо, герои фильма "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" (1998 г.  реж. Терри Гиллиам), отправляясь на ответственное задание в Лас-Вегас - освещать гонки -, «вооружились до зубов». И среди их арсенала из особой музыки, машины с открытым верхом и прочих вещей для рабочих выходных были и яркие рубахи - один из атрибутов 70-х годов, характеризующий времена хиппи. Такие рубашки, именуемые «гавайскими», лихо вписывались в стиль тех годов, имея яркие и броские рисунки цветочных и растительных мотивов. Такой гардероб – то, что нужно для журналиста Дюка и его адвоката на выходных в жарком климате штата Невада.

"Страх и ненависть в Лас-Вегасе"
"Страх и ненависть в Лас-Вегасе"

Также одним из киноперсонажей, носивших яркие гавайские рубашки, является неповторимый Эйс Вентура. На протяжении двух фильмов о его приключениях («Эйс Вентура: Розыск домашних животных» 1993 г.  реж. Том Шэдьяк,  «Эйс Вентура 2: Когда зовет природа»  1995 г.  реж. Стив Одекерк ) мы видим целый гардероб ярких рубах. Он выбирает для своих повседневных детективных дел гавайские рубашки всевозможных расцветок и мотивов. Есть у него рубахи  голубые, белые, зеленые, желтые, оранжевые и даже черные. Рисунки - пестрые и разнообразные; мотивы природы, цветов, пальмовых листьев несут с собой с экрана жару экзотических островов  и красоту природы.

«Эйс Вентура: Розыск домашних животных»

«Эйс Вентура: Розыск домашних животных» 

И даже главный герой мультипликационного фильма «Ранго»  (2011 г.  реж. Гор Вербински) предстает перед зрителями в начале своих славных приключений в гавайской рубахе.  Хамелеон Ранго носит красную «гавайку» с крупными белыми цветами. И в ней выглядит еще более экзотично в своем аквариуме с пальмой, а потом уже и в знойной и испепеляемой солнцем пустыне.

Такой стиль рубашек, ярких и экзотичных,  появился на Гавайях. Отсюда и название – гавайские. Обычно эти рубашки, с коротким рукавом и воротником, застегиваются на все пуговицы по всей длине, иногда  только на груди. Стандартно имеют один карман на груди. Обычно у гавайских рубашек прямая кромка внизу, которая не предназначена для заправления в брюки или шорты. Рубашки могут являться частью гардероба как у мужчин, так и у женщин; с той лишь разницей, что женский вариант имеет V-образный, уходящий вниз ворот.

"Ранго"
"Ранго"
Рисунки на традиционных мужских  гавайских рубашках, производимые для жителей Гавайских островов, пришли с местных стеганых одеял – тап. Также рисунками для мотивов  могут служить простые растительные орнаменты неярких цветов. Но современные гавайские рубашки могут иметь рисунки, которые не являются традиционными. Например, их могут украшать спортивные эмблемы, напитки, еда, машины и другие элементы, которые размещены на ткани по традиционному образцу.

На Гавайских островах  традиционные гавайские рубашки считаются   формой одежды, которой заменяют костюм с галстуком, не подходящих для местного климата; во всех случаях жизни, кроме особо торжественных. Местные жители островов  типично предпочитают рубашки менее ярких цветов, в отличие от туристов, которые предпочитают носить варианты с более пестрыми рисунками.

На островах распространен обычай, когда на полуформальные собрания, будь то свадьба, день рожденья или  ужин мужчины надевают гавайские рубашки, а женщины - «муу-муу» (свободного покроя одежда, свисающая с плеч) или другие тропические варианты одежды. Такие мероприятия называют «Aloha Attire» или «Aloha shirt».



Но, как ни странно, изначально гавайские рубашки стали продаваться в магазине японского эмигранта. В 1935 году в магазинчике «Мусаси-я» в Гонолулу Тетрато Миямото стал продавать эти пестрые вещи.

Торговая палата Гонолулу в 1946 году профинансировала исследование гавайских рубашек как удобной деловой одежды для жаркого гавайского лета. Администрация округа Гонолулу  приняла резолюцию, которая разрешала ношение ярких гавайских рубашек работникам с июня по октябрь.

В послевоенных Гавайях Альфред Шахин решил революционизировать производство гавайских рубашек. Он создал единый комплекс по их производству  и производству подобной одежды, которая не требовала бы подгонки. Вскоре яркие и пестрые рубашки для мужчин и открытые платья без рукавов для женщин стали стандартным, к сожалению, временами безвкусным, сувениром для туристов. Но Шахин сумел поднять производство гавайских рубашек до уровня искусства высокой моды с артистичными рисунками, с качественным материалом и аккуратным шитьем.  Знаменитым дизайнером гавайских рубашек был Тори Ричард, который в 1956 году открыл свое дело в Гонолулу. Но всемирную популярность гавайской рубашке принес Элвис Пресли. Он любил такие рубашки и на обложке саундтрека к фильму «Голубые Гавайи» 1961 года был в красной «гавайке» авторства Шахина.



Далее продвижением гавайских рубашек в 1962 году занялась профессиональная ассоциация, называемая Гильдией моды Гавайев. Она начала рекламировать гавайский стиль одежды как идеальный не только для работы, но и для бизнеса. Затем в Сенате приняли резолюцию,  рекомендовавшую алоха-стиль для ношения летом, начиная с Дня Леи, который традиционно проходит на Гавайях 1 мая в честь  одного из главных символов – Леи (цветочной гирлянды на шею).

В 1965 году президент Гильдии моды Гавайев Билл Форестер – старший,  начал компанию по популяризации Пятницы Алоха (Aloha Friday), последнего дня рабочей недели, когда работодатели позволяли бы мужчинам в течение нескольких месяцев в году носить гавайские рубашки. Официально Пятница Алоха началась в 1966 году. Молодые люди с радостью подхватили алоха-стиль, заменяя им формальную одежду. К концу же 70-х годов гавайские рубашки на Гавайях получили статус деловой одежды для всех дней недели.

Гавайская идея Пятницы Алоха стала медленно распространяться сначала на восток, в Калифорнию, а затем и по всему миру. И в 90-е годы уже стала известной как Casual Friday. Сейчас на Гавайях рубашки – «гавайки»  используются как деловая одежда постоянно.


Текст: Марины Тищенко