В
2008 году на экранах появляется новый фильм Рона Ховарда «Фрост против
Никсона», который в итоге получил пять ключевых номинаций на премию «Оскар»
(«Лучший фильм», «Лучшая мужская роль», «Лучший режиссер» и т.д) и заручился
положительной критикой прессы. В основу ленты легла реальная история,
произошедшая в июне 1972 года. Это время для Соединенных Штатов Америки стало
периодом большого шума вокруг Республиканской партии и президента страны Ричарда Никсона, который только недавно
переизбрался на второй срок. 17 числа в комплексе «Уотергейт» были арестованы
пять агентов вышеуказанной партии за установку прослушивающей аппаратуры в
штабе демократов. Из-за этого скандала президенту Никсону пришлось в августе
1974 года уйти в отставку, что стало первым примером в истории, когда глава
страны уходит со своей должности досрочно. Чтобы как-то восстановить свое
честное имя и вернуть доверие американских граждан, Никсон соглашается дать ряд
интервью британскому телеведущему Дэвиду Фросту в 1977 году.
Главным
достоинством фильма, которое врезается в память после просмотра, наверное,
можно назвать сценарий Питера Моргана, который написал его по своей одноименной
пьесе. Одним из основных плюсов текста являются диалоги, в которых на
протяжении двух часов, раз за разом проскальзывают философские идеи о жизни,
работе, правде и справедливости. «По мне
люди, ушедшие на покой, самые несчастные в мире – у них нет цели. Именно цель
придает жизни определенность и смысл», - говорит Ричард Никсон своему
литературному агенту. Эта одна из многих мыслей, которые высказываются в
картине и одна из самых важных для человека. Ведь бездействие, жизнь, лишенная
стремления к поставленной цели не имеет никакого смысла. Поэтому неудивительно,
что иногда люди сетуют на то, что жизнь скучна и неинтересна. Но ведь ответ
порой так прост и находится он не только в вышеуказанных словах Никсона, но и
во многих других проявлениях нашей жизни. Цель – вот ответ на вопросы о смысле
жизни.
Но,
как было сказано выше, эта не единственная идея. Например, возьмем самого
Дэвида Фроста (речь идет о персонаже фильма) и то, как он готовился к самому известному
интервью. Его поведение и образ жизни плейбоя сыграли с ним злую шутку.
Привыкший общаться со звездами и влиять на окружающих своей харизмой, Фрост
упустил из внимания, кто будет его собеседником. Желая вывести Никсона на
чистую воду и поставить в неудобное положение своими вопросами о внешней и
внутренней политике, он не учел, что бывший президент - человек высокого
интеллекта и способен противостоять всем выпадам своего оппонента. «В боксе всегда есть такой момент, который
мгновенно отражается в лице противника – это тот момент, когда чемпион наносит
первый удар. Это довольно скверный момент. Он понимает, что все эти месяцы
подготовки и науьскивания, натаскивания – все было впустую. Вот это я увидел в
лице Фроста», - комментирует первый день записи интервью Джек Бренан,
помощник Никсона. Ко всему вдобавок, Фрост, не подготовленный основательно к
беседе и уповающий лишь на свою способность резко задавать вопросы, актерское
мастерство, теряется в ответах Никсона и не может парировать ему еще более
резкими вопросами. И лишь вспомнив свою юность; то, как ему приходилось
работать, чтобы добиться успеха, он осознает свои ошибки и принимается за
работу с еще большим, с настоящим усердием. Именно вера в успех, старание в
работе и полное погружение в дело помогло ему вытянуть из Ричарда Никсона те
слова, которые жгли сердце самого президента. «Я совершил ошибки. Действительно ужасны были ошибки, недостойные главы
государства. Были ошибки, шедшие в разрез с идеалами, которыми я бредил в
далекой юности. И обо всех этих ошибках я глубоко скорблю». И в этот
момент, момент признания своих проступков, с души срывается груз и президенту
становится легче дышать. Даже несмотря на то, что вся общественность порицает
его решения как главы государства.
Безусловно,
идейность и качество сценария в фильме является главной изюминкой, но не будем
забывать также и о режиссерской работе Рона Ховарда, которая украсила
происходящее на экране. Первая половина фильма, где только идет подготовка к
знаменитому интервью и герои фильма знакомятся друг с другом, решают
организационные вопросы – обычна, и не особенно поражает воображение. Здесь
актерское мастерство и прекрасные диалоги привносят львиную долю качества. Но
вот когда дело доходит до самого интервью, съемку которого разбили на три дня,
то в этот момент режиссерская рука начинает ощущаться в каждом кадре, в каждом
движении, в каждой эмоции актера. Благодаря Рону Ховарду, эта половина фильма
приобретает черты спортивного состязания по фехтованию. Зрительское внимание
полностью фокусируется на происходящем, и каждый удар рапиры – слова –
воспринимается всеми нервными клетками, из-за чего погружение в атмосферу
интеллектуальной дуэли происходит на все сто процентов.
«Фрост
против Никвосна» - эта картина не о политическом скандале, не о том, как
создавалось знаменитое интервью (хотя в
основе лежит именно эта история). Этот фильм - о людях, которые добились
высоких вершин, но по велению судьбы оказались на обочине своего успеха. Фрост,
организовывая эту беседу, преследует цель вернуть себе былую славу и то признание,
которое он получил в Америке. Никсон хотел очистить себя от всей грязи, которую
отчасти сам на себя повесил, чтобы вернуться в политический строй и быть
полезным обществу. И дом, в котором шли съемки, стал воображаемым рингом, на
котором двое бьются за чемпионский пояс, который позволит победителю выйти из
тени.
Текст: Дмитрия Тищенко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий