Поиск по этому блогу

четверг, 28 июля 2016 г.

Обзор фильма: «Фрост против Никсона»

В 2008 году на экранах появляется новый фильм Рона Ховарда «Фрост против Никсона», который в итоге получил пять ключевых номинаций на премию «Оскар» («Лучший фильм», «Лучшая мужская роль», «Лучший режиссер» и т.д) и заручился положительной критикой прессы. В основу ленты легла реальная история, произошедшая в июне 1972 года. Это время для Соединенных Штатов Америки стало периодом большого шума вокруг Республиканской партии и президента страны  Ричарда Никсона, который только недавно переизбрался на второй срок. 17 числа в комплексе «Уотергейт» были арестованы пять агентов вышеуказанной партии за установку прослушивающей аппаратуры в штабе демократов. Из-за этого скандала президенту Никсону пришлось в августе 1974 года уйти в отставку, что стало первым примером в истории, когда глава страны уходит со своей должности досрочно. Чтобы как-то восстановить свое честное имя и вернуть доверие американских граждан, Никсон соглашается дать ряд интервью британскому телеведущему Дэвиду Фросту в 1977 году.


Главным достоинством фильма, которое врезается в память после просмотра, наверное, можно назвать сценарий Питера Моргана, который написал его по своей одноименной пьесе. Одним из основных плюсов текста являются диалоги, в которых на протяжении двух часов, раз за разом проскальзывают философские идеи о жизни, работе, правде и справедливости. «По мне люди, ушедшие на покой, самые несчастные в мире – у них нет цели. Именно цель придает жизни определенность и смысл», - говорит Ричард Никсон своему литературному агенту. Эта одна из многих мыслей, которые высказываются в картине и одна из самых важных для человека. Ведь бездействие, жизнь, лишенная стремления к поставленной цели не имеет никакого смысла. Поэтому неудивительно, что иногда люди сетуют на то, что жизнь скучна и неинтересна. Но ведь ответ порой так прост и находится он не только в вышеуказанных словах Никсона, но и во многих других проявлениях нашей жизни. Цель – вот ответ на вопросы о смысле жизни.

Но, как было сказано выше, эта не единственная идея. Например, возьмем самого Дэвида Фроста (речь идет о персонаже фильма) и то, как он готовился к самому известному интервью. Его поведение и образ жизни плейбоя сыграли с ним злую шутку. Привыкший общаться со звездами и влиять на окружающих своей харизмой, Фрост упустил из внимания, кто будет его собеседником. Желая вывести Никсона на чистую воду и поставить в неудобное положение своими вопросами о внешней и внутренней политике, он не учел, что бывший президент - человек высокого интеллекта и способен противостоять всем выпадам своего оппонента. «В боксе всегда есть такой момент, который мгновенно отражается в лице противника – это тот момент, когда чемпион наносит первый удар. Это довольно скверный момент. Он понимает, что все эти месяцы подготовки и науьскивания, натаскивания – все было впустую. Вот это я увидел в лице Фроста», - комментирует первый день записи интервью Джек Бренан, помощник Никсона. Ко всему вдобавок, Фрост, не подготовленный основательно к беседе и уповающий лишь на свою способность резко задавать вопросы, актерское мастерство, теряется в ответах Никсона и не может парировать ему еще более резкими вопросами. И лишь вспомнив свою юность; то, как ему приходилось работать, чтобы добиться успеха, он осознает свои ошибки и принимается за работу с еще большим, с настоящим усердием. Именно вера в успех, старание в работе и полное погружение в дело помогло ему вытянуть из Ричарда Никсона те слова, которые жгли сердце самого президента. «Я совершил ошибки. Действительно ужасны были ошибки, недостойные главы государства. Были ошибки, шедшие в разрез с идеалами, которыми я бредил в далекой юности. И обо всех этих ошибках я глубоко скорблю». И в этот момент, момент признания своих проступков, с души срывается груз и президенту становится легче дышать. Даже несмотря на то, что вся общественность порицает его решения  как главы государства.


Безусловно, идейность и качество сценария в фильме является главной изюминкой, но не будем забывать также и о режиссерской работе Рона Ховарда, которая украсила происходящее на экране. Первая половина фильма, где только идет подготовка к знаменитому интервью и герои фильма знакомятся друг с другом, решают организационные вопросы – обычна, и не особенно поражает воображение. Здесь актерское мастерство и прекрасные диалоги привносят львиную долю качества. Но вот когда дело доходит до самого интервью, съемку которого разбили на три дня, то в этот момент режиссерская рука начинает ощущаться в каждом кадре, в каждом движении, в каждой эмоции актера. Благодаря Рону Ховарду, эта половина фильма приобретает черты спортивного состязания по фехтованию. Зрительское внимание полностью фокусируется на происходящем, и каждый удар рапиры – слова – воспринимается всеми нервными клетками, из-за чего погружение в атмосферу интеллектуальной дуэли происходит на все сто процентов.

«Фрост против Никвосна» - эта картина не о политическом скандале, не о том, как создавалось  знаменитое интервью (хотя в основе лежит именно эта история). Этот фильм - о людях, которые добились высоких вершин, но по велению судьбы оказались на обочине своего успеха. Фрост, организовывая эту беседу, преследует цель вернуть себе былую славу и то признание, которое он получил в Америке. Никсон хотел очистить себя от всей грязи, которую отчасти сам на себя повесил, чтобы вернуться в политический строй и быть полезным обществу. И дом, в котором шли съемки, стал воображаемым рингом, на котором двое бьются за чемпионский пояс, который позволит победителю выйти из тени.

Текст: Дмитрия Тищенко.