Поиск по этому блогу

вторник, 23 мая 2017 г.

Главное, чтобы костюмчик сидел!

«Пиратская жизнь - по мне..»

Ну кто не хотел хоть раз, смотря фильмы  «Пираты Карибского моря» (2003 – 2011 г.г.), или же «Остров сокровищ» (1982 г. реж. Владимир Воробьев), или «Одиссею капитана Блада» (1991 г. реж. Андрей Праченко), очутиться в том времени и побыть пиратом, поплавать под полными парусами по морям и океанам, примерить пиратскую шляпу с перьями,  найти желанный клад, приручить «вечно живущую» обезьянку?    В фильмах на «пиратскую» тему в первую очередь в глаза бросается внешний вид персонажей - яркий, интересный, необычный.  Костюмы и аксессуары пиратов можно разглядывать постоянно и находить что-то новое. Чего нельзя сказать о современных пиратах, как например, в фильме «Капитан Филлипс» (2013 г. реж. Пол Гринграсс).



Рассматривать  образы пиратов в фильмах так же интересно, как и окунуться в историю их одежды.   Ведь  это весьма интересная тема.  Прежде всего, как ни крути,  пираты были моряками, и их одежда ничем  не отличалась от одежды последних. В те времена одежда была очень дорогой и была роскошью  для большинства моряков.  До появления ткацких фабрик в XIX  веке моряки обходились одним комплектом одежды; носили его, не снимая, до тех пор, пока вещи не приходили в полную негодность.

Если на суше, в богатых слоях общества, мода менялась стремительно, то на море  она  изменялась очень медленно. В 1500-х годах  моряки или пираты обычно   носили  свободные льняные рубахи и жилеты.  Вместо бриджей, распространенных на суше, пираты носили мешковатые парусиновые  штаны, обрезанные  от колен. Иногда штаны пираты просмаливали, чтобы ткань приобрела водоотталкивающий эффект.  Обувь пираты не носили.  Без нее было удобней находиться на мокрой палубе. Обувь они берегли для схода на сушу.


В тропических широтах при хорошей погоде пираты ходили только в одних штанах.  При сходе на берег надевали тунику до колен, напоминавшую римскую тогу, или же длинную рубаху, подпоясанную на талии.  

Начиная с  XVI века, пираты стали носить чулки и свободные штаны «слоппы», которые закрывали  ноги чуть ниже колен. Также носили тунику до бедер, которая превращалась в рубаху, если заправить ее в штаны.  Капитаны  на борту корабля обычно одевались так же,  как и матросы.  Лишь при заходе  в порт или сходе на сушу они  одевались более изысканно, как подабает капитану. Это были костюмы, соответствующие их положению.  Комплект состоял  из рейтуз или же  из рейтуз и  бридж, представляющиx собой  штаны, плотно обтягивающие ноги. Или это были штаны, свободные по покрою, с лентами или подвязками у колен.  Обязательно надевали камзол. Также могли надеть плащ или куртку.  Шею обматывали  широким рюшем.

В XVII веке пираты предпочитали  носить свободные штаны, обрезанные ниже колен,  или  так называемые «женские штаны» - очень широкие,  напоминавшие разделенную юбку до колен. А также носили штаны, называемые «кюлоттами».


В прохладном Атлантическом океане  в XVIII веке они носили длинные штаны до лодыжек, льняные рубашки и куртки до бедер – синие или серые. 

Пираты в основном шили одежду из плотной шерсти, а зачастую ее изготавливали из старых и поврежденных парусов.  Также  одежду  добывали с помощью грабежей и налетов на корабли.

На шее пираты носили шейные платки. На голове – банданы, шляпы -треуголки или тугосидящие шапки.  Эти головные уборы были обязательны в тропическом климате для защиты от испепеляющего солнца и ветра.  Хотя, если вспомнить шикарные шляпы Барбоссы и Дейви Джонса  из вселенной «Пиратов  Карибского моря», то такие шляпы не были в обиходе у пиратов. Большие шляпы, да еще и с перьями, скорее выдумка художников.  Пираты не стали бы носить шляпы, которые бы сорвало при первом же ветре.

Также  не стоит забывать о рапространенных «пиратских» аксессуарах.

Пиратов часто изображают с серьгами в виде колец в ушах.  По одним поверьям считалось, что серьга спасает от морской болезни. По другим  -  что блеск золотой серьги, а лучше двух, отвлекает противника во время боя. Хотя этому нет никаких  доказательств, история ношения пиратами золотых  серег-колец весьма туманна.  Скорее всего, это вымысел писателей и художников.  Впервые серьги у пиратов были упомянуты и изображены в иллюстрациях  Говарда Пайла в 1890-х годах.


В фильмах  «Питер Пэн» (1924 г. реж. Герберт Бренон) и  «Питер Пэн» (2014 г. реж. Роб Эшфорд, Гленн Уайсс), а также  в фильме «Капитан Крюк»  (1991 г. реж. Стивен Спилберг) герой капитан Крюк имеет пиратский крюк  вместо руки.  Этот  предмет  стал частью пиратского образа  после выхода книги  Дж. Барри «Питер Пен» в 1904 г. До этого момента не было точных подтверждений, что пираты использовали крюк как протез.   Хотя некоторые считают, что для прообраза капитана Крюка Дж. М. Барри использовал  образ капитана Кристофера Ньюпорта,  который, правда, к пиратам не имел никакого отношения.  Крюки, скорее всего, пираты использовали как рабочий инструмент, который был очень дорогим, и не каждый мог себе его позволить.

Одной из узнаваемых  деталей образа пирата является повязка на глаз.  Пираты иногда носили ее, чтобы прикрыть увечье. Также такие повязки носили для адаптации глаза к темноте. На солнечной палубе один глаз был всегда прикрыт темной повязкой. А когда нужно было срочно и быстро оказаться в темных  палубах или трюмах, повязку просто снимали, и глаз, привыкший к темноте, мог быстро различать перемены вокруг.


Каждый уважающий себя пират должен был носить бороду и усы.  К примеру, в фильмах «Пират Черная борода» (1952 г. реж. Рауль Уолш) и «Пираты Карибского моря: На странных берегах» (2011 г. реж. Роб Маршалл)  показан образ знаменитого пирата по имени Эдвард Тич -   Черная Борода. Он обладал примечательной и запоминающейся бородой. Считалось, что он  использовал ее для хранения боеприпасов; вплетал в нее запальные шнуры для пушек.

Своего рода характерной чертой пиратов являлся или попугай на плече, как у мистера Коттона,  или же обезьянка, как у капитана Барбоссы в серии фильмов «Пираты Карибского моря».  Пираты не являлись богачами и не имели множества сундуков с золотом, поэтому экзотические животные являлись отличным вложением. При необходимости  животное можно было продать.



Ну, а теперь…. «Поплывем к горизонту.  Йо – хо!»

Текст: Марины Тищенко