Поиск по этому блогу

четверг, 15 сентября 2016 г.

Барахолка


«Скромный зонтик. Таких миллионы!»

 Осень. У нас на юге она начинается поздно. Скоро дожди, слякоть, непогода. И такой атрибут, как зонтик, нам будет очень необходим.

Мы привыкли использовать зонт в основном для защиты от дождя. В дождливый осенний и даже зимний день этот аксессуар незаменим. Но сотни лет назад он был изобретен вовсе  для защиты не от дождя, а от солнца. Первое изобретение, напоминающее зонтик, согласно историческим данным, появилось более 1200 лет  до Рождества Христова и использовалось жителями Древнего Востока – Китая, Египта, Индии. Жители этих стран использовали зонт, представляющий собой  сооружение из бамбука, листьев и птичьих перьев.  Весила эта конструкция около 3 кг и с полутораметровой ручкой. Зонт символизировал власть и могущество.
 
Авторская композиция "Зонты"
Авторская композиция "Зонты"
Нередко такое приспособление закреплялось  на троне правителя или держалось над ним специальным сопровождающим. Правом пользоваться зонтом обладал не каждый;  только представители власти и знати , так как он являлся символом высокого социального положения. Зонт служил исключительно для создания комфорта знати. К примеру, в Древнем Египте и Ассирии  упоминается особая должность - носитель зонта. Огромную роль играл цвет зонта, как признак власти. В Египте это был пестрый или золотистый цвет зонта. В Китае и Японии – красный, в Индии – желтый.

В Китае первые императорские зонты были очень дорогими. Каркасы изготавливались из бамбука и обтягивались  шелком. Также их украшали перьями,  драгоценными камнями и вышивкой. В дождливую погоду использовали зонты, изготовленные из бумаги. Их покрывали воском и лаком от повреждений каплями дождя. Но хотя такие зонты и изготавливали из дешевого материала, все равно они были предметом роскоши.

В середине VI века в Японии появились зонты в виде шелкового красного тента на деревянной раме с длинной ручкой.  Название таким зонтам «каса», и родилось оно само собой.  Зонты напоминали местные широкополые, плетенные из соломы, бамбука и камыша,  шляпы. Красный тент служил также атрибутом религиозной касты и воспринимался как временное пристанище божества. Эта традиция дошла и до наших дней. Японские красные зонты в чайной церемонии символизируют присутствие божества.

Вскоре зонт становится доступным для простых монахов. Для более дешевых вариантов зонтов на бамбуковую раму  натягивали промасленную бумагу.

Только в начале XVI века был придуман механизм, позволяющий складывать зонт. Такие зонты стали называть вагаса.



 Создание вагаса было очень кропотливым делом.  Для начала нужно было точно выверить длину и места крепления бамбуковых ребер, затем связать  их конским волосом. Далее ребра сверху оклеивались бумагой  кодзо, пропитанной соком хурмы.  Затем на бумажный верх накладывалась красная краска и слой льняного или конопляного масла. Деревянные детали покрывались лаком. Далее готовые зонты сушили в поле на солнце.  Вагаса были очень прочными и долговечными и могли служить несколько десятков лет. Художники украшали такие зонты с большой фантазией –изображением  птиц, цветов, кругами и спиралями. В наши дни изготовление вагаса ушло в прошлое и каждая сохранившаяся вещь считается антиквариатом.

Продолжая путешествовать по миру, зонт в XIV  веке из Китая добрался до Европы. Особую популярность они завоевали в Голландии и Франции. Там зонты тоже были предметом роскоши и оставались таковыми вплоть до XVII века.

Во Франции наличие зонта из промасленной ткани было впервые зафиксировано  во времена Людовика XIII, в 1637 году.  Но в моду он вошел позднее, когда  невеста Людовика XIV, испанская принцесса Мария Терезия привезла зонт в своем приданом. Галантный подвиг Короля-Солнце, когда он прилюдно снял шляпу и держал её над головой возлюбленной Луизы де Лавальер во время дождя, отошел в область истории уже при его жизни. Теперь монарх мог просто подозвать слуг с зонтиком. Появление нового предмета способствовало и появлению новой, хорошо оплачиваемой должности -носильщик зонта.

Как и сейчас, существовало два вида зонта. Один - для защиты от солнца – «парасоль» или «амбрелла»,  другой - для защиты от дождя – «параплюи».
 
"Мери Поппинс до свиданья" 1983 г. (реж. Леонид Квинихидзе)
"Мэри Поппинс, до свидания" 1983 г. (реж. Леонид Квинихидзе)
Зонты от солнца - «парасоль» - делились на два вида. Один вид представлял собой большие и массивные складные  зонты со спицами из китового уса. На макушке у них был шнур с кольцом, которое скользя по сложенному зонту, фиксировало его в этом положении. И весили такие зонты 4 килограмма. Также был и второй вид, представлявший собой «парасоли» плоские и нескладные.  К кругу из легкого дерева прикреплялись узкие деревянные пластины в виде лучей, на них натягивалась ткань, по краю пришивалась полоса из ткани, свисающая как оборка. С внутренней стороны в центре находился диск с винтовой резьбой, куда устанавливалась ручка. Ручку отвинчивали, что позволяло экономить место. Такие зонты были удобными и легкими, ими пользовались вплоть до эпохи  Людовика XVI.

В Россию зонтик привез Петр I в середине XVIII века. Всем полюбились эти кружевные зонтики, защищающие от палящего солнца. Наши мастера стали изобретать зонтики самых разных форм, от квадратных до овальных.

А вот слово «зонтик» произошло от голландского слова «зондек», обозначающего навес от солнца на корабле. И, под влиянием русских существительных с уменьшительными суффиксами, «зондек» превращается в «зонтик».

 В начале XIX века ручной прибор в виде трости с каркасом, обтянутым тканью, служащий защитой и от солнца и от дождя, стали называть «зонт».

В современном понимании изобретателем зонта принято считать путешественника, писателя и исследователя восточной культуры Джонаса Хэнвэйя (1712-1786).  Впервые он выходит с зонтом на улицы Лондона в 1756 году. Реакция жителей была вполне понятной и предсказуемой. Новая вещь вызвала смех,  неодобрение, отторжение. Состоятельные горожане также не одобрили новшество. Зонт в руках указывал на несостоятельность. Но для небогатых людей, ходивших пешком, зонт стал лучшим спутником.

После 1830-х годов в Европе зонты стали неотъемлемой частью женского костюма.  Ни одна уважающая себя дама не выходила на улицу без зонта, даже если ее ждал экипаж  у подъезда ее дома.

Привычную для нас форму зонт приобрел в  1873 году. Сэмюэл Фокс запатентовал конструкцию, позволяющую сделать зонт в закрытом состоянии узким, как трость, а металлический каркас превратил зонт из «блина» в полусферу.

В XIX веке зонт становится модным не только у женщин, но и у мужчин.

"Брюс всемогущий" 2003 г.
"Брюс всемогущий" 2003 г.
 С 1808 по 1860 года  было выдано более 100 патентов на усовершенствование зонтов. Были придуманы зонт-шляпа с огромными полями (вода стекала с них по специальному водостоку), зонт-громоотвод с приделанным к нему проводом, зонт-тайник,  зонт-очки, зонт-несессер.

Зонт в XIX веке становится символом консервативных ценностей. Его должны были носить все джентльмены при любой погоде – в дождливую погоду раскрытыми, в солнечную - закрытыми в виде тросточки.

Первый магазин по продаже зонтов открылся в Лондоне в 1830 году и назывался он « JamesSmith & Sons». Он существует и по сей день.

В XX веке зонт стал доступным и обыденным аксессуаром. Были изобретены зонты - «лилипуты» двойного сложения в 60-х годах, а в 70-х - зонты полуавтоматические и автоматические.
Часто зонты, зонтики встречаются и в кино.  Хочется отметить зонтик Мэри Поппинс, потому что он волшебный, как и она сама. Вообще все имущество Мэри Поппинс – это зонтик с ручкой в виде головы попугая и большая сумка. Зонтик, видимо, помогал ей передвигаться по ветру.

Запомнились зонты в фильме «Служебный роман»  (1977; реж. Эльдар Рязанов). Там есть такой шикарный яркий осенний эпизод ( очень длинный), когда люди идут (а кто и бежит) с зонтами. Идет дождь. И звучит песня «У природы нет плохой погоды». Зонты все такие разные, но все красочные, создающие почему-то праздничное настроение. Потом мы видим, как эти мокрые зонты дружно сушатся на полу статистического управления. И от этого тоже почему-то веет уютом.

Еще запомнился полосатый зонтик-шапочка на голове Брюса («Брюс всемогущий», 2003; реж. Том Шедьяк). Он такой смешной (смешные оба – и зонтик, и Джим Керри в роли Брюса).

А вот в картине «Укол зонтиком»(1980; реж. Жерар Ури) все совсем иначе. Здесь зонт предназначен не для защиты от дождя, а для неприятных (мягко сказано) дел. Главный герой – нелепый неудачник, вечно безработный актер Грегуар Леконт – оказывается, по воли судьбы, втянутым в водоворот криминальных событий; что осознал, из-за своей наивности, только в конце истории. Потом преступники поняли, что связались не с тем человеком, но криминальное колесо уже закрутилось.  «Почему такой дурак замешан в эту кашу?!»

"Укол зонтиком" 1980 г.
"Укол зонтиком" 1980 г.
Леконт что только не вытворял с зонтиком, не зная, какой «сюрприз» находится в нем. Он и танцевал с ним, выкидывая такие коленца, что тот человек, который заправлял зонтик  «сюрпризом», ужасался; и везде с собой возил, не расставаясь. Зонтик как бы сам по себе иногда творил темные дела, не замеченные Грегуаром, самым безобидным из которых было отравление кактуса в цветочном магазине. Леконт просто наслаждался тем, что его позвали сниматься в кино (как он думал) и даже дали авансом денег, а еще радовался новой возлюбленной.

Очень опасной была сцена в автомобиле, когда дети начали играть с зонтом и шумно себя вести. Они раскрыли этот зонт, задевали им разные предметы и взрослых. Но… пронесло.

-Закрой зонтик!

-Я и хочу закрыть!

Зонтиками (обычными и этим, отравленным) дрались с настоящим убийцей в номере отеля. И…дуракам, видимо, правда везет.

-Это моя вещь! Вы что, сбрендили?!

Когда все завершилось ослепительным для Леконта успехом (сценарий, кино, Канны, красавица –жена), опять в заключительных кадрах фигурирует этот зонтик; конечно, уже обезвреженный. Шикарный автомобиль, толпы поклонников, белый костюм и …зонтик, сопровождающий все это великолепие.

-О, да это мой зонтик!

Текст: Марины Тищенко, Светланы Тищенко