Поиск по этому блогу

пятница, 9 декабря 2016 г.

Юбилеи любимых фильмов: "Берегись автомобиля"

«Я не виноват. Приходится»

Ровно 50 лет назад, 10 декабря 1966 года, на экраны вышел замечательный фильм «Берегись автомобиля» (реж. Эльдар Рязанов).  Не знаю, как его назвать: криминальной комедией, может? Юрий Деточкин, страховой агент, живет тем, что ворует автомобили у тех, кто их купил нечестным путем, а деньги отдает в детские дома (правда, выясняется это уже в конце фильма). Человек честный и справедливый, Деточкин не может переносить несправедливости. «Ведь воруют,- сказал он на суде, - много воруют.  Я ведь вам помочь хотел, граждане судьи…»



Отношение к фильму у меня как к чему-то очень доброму. У всех (и отрицательных и положительных персонажей) – простые и приятные (да, вполне) лица. Все как-то по-человечески; по-другому не могу сказать. Даже хочется спросить: а где они здесь, эти отрицательные персонажи?
Вероятно, это Дима с его женой. Дима – продавец в комиссионном магазине и абсолютно  все товары продает дороже. Какие-то связи; люди приходят и шепотом просят «Мне надо это» (или другое). То они с женой капкан покупают («На лису пойдете? На волка? –На медведя!»), зная, что это - на человека. Инга смеется злобно-радостно. Но этот Дима такой нервный, что его становится жалко. Он даже спать спокойно не может, а днем жуть берет-не украли бы машину, не  отобрали бы имущество, не посадили бы… В итоге так и получается. Дима таится, выкручивается, приспосабливается и все время задает себе вопрос: «Почему я должен так жить?».  К тому же, тесть донимает своей честностью и военным угрожающим тоном и все время хочет дать «под зад коленом» (терпеть зятя не может). Тесть этот такой чересчур положительный, что кажется скорее отрицательным. В общем, та еще семейка.



Конечно, очень отрицательным выглядит  пастор, который признается, что покупает автомобиль за те деньги, которые люди принесли «Ему» (то есть Богу, то есть на пожертвования в церковь)

А Юрий Деточкин…Да, Иннокентий Смоктуновский сыграл своего героя восхитительно! Сказать лучше так – на Иннокентия Смоктуновского просто не похож. Такой нелепый весь, несуразный, смешная походка, смешные взгляд и прическа (взгляд еще и добрый). В первый раз увидишь такого мужчину – спросишь самого себя: «Это что, большой ребенок? Что с ним?».  Однако Юра не так прост: он и водитель классный (такие номера «откалывал» на дороге), и «отличный работник» (слова начальника) у себя в страховой фирме. А еще он преступник какой удачливый и опытный! Ворует автомобили, а поймать не могут. Милиция с ног сбилась. К тому же Деточкин  и в народном театре играет (и не кого-нибудь, а Гамлета), где тоже видно – настоящий актер. В общем, талант во всем. Следователь Подберезовиков (друг Деточкина, которого Юра долго «водил за нос») так сказал (восхищенно-задумчиво): «Артист…»  Смотришь эту картину – и постоянно смешно. Все актеры играют превосходно и режиссерская работа – безупречна.

Могла ли такая история случиться в жизни? Кто его знает. Жизнь – интересная штука: может быть, и могла.

Как и во всех комедиях Эльдара Рязанова – много смешных фраз (которые, надо сказать, ушли в народ и много лет некоторые из них нет-нет, да и повторяют или вставляют при разговоре).  Я даже скажу по – другому: весь фильм – это сплошной смешной текст. Напишу самые, на мой взгляд, смешные диалоги и фразы.

-Кто свидетель?

-Я!.. А что случилось? Что?



-Я  узнал Вас.

-А… это не я.



-Люба, понимаешь, понаставили капканов.


-Кого нога?

-Это нога…у того, у кого надо нога.



-Я торгую кулубнику, выращенную своими собственными руками!



-Простите, а Вы не псих?

-Нет. У меня и справка есть.



-Зрителей  – полный стадион!


Я  думала, что буду писать о фильме «Берегись автомобиля» в нашу рубрику «Оближешь пальчики! Проглотишь пальчики!». Есть там эпизод, когда Юра приходит домой, а мама наливает ему суп и говорит, что он ест луковый суп по рецепту самого Дюма. Я уже и рецепт нашла в Интернете, но потом поняла -  не приготовлю ведь так, как надо, да и, вероятнее всего, не понравится такой суп никому в нашей семье. Для нас это удивительно – только лук, масло, сыр и хлеб. Думаю, некоторые блюда иностранных кухонь нам не понять. А возможно, правильно приготовить такой суп могут только французы. В фильме есть фраза: «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?»

Так вот у меня вертелась в голове другая: «Как я смею замахнуться на самого Дюма?»


Магия старых фильмов не оставляет многих жителей нашей страны. «Берегись автомобиля» - один из лучших представителей советского кинематографа его лучшей, наверное, поры. И думаю, он долго еще будет нравиться и привлекать к себе почитателей из молодого поколения. Ведь настоящее искусство - вечно!


Текст: Светланы Тищенко

Комментариев нет:

Отправить комментарий