«Я
не виноват. Приходится»
Ровно
50 лет назад, 10 декабря 1966 года, на экраны вышел замечательный фильм
«Берегись автомобиля» (реж. Эльдар Рязанов).
Не знаю, как его назвать: криминальной комедией, может? Юрий Деточкин, страховой
агент, живет тем, что ворует автомобили у тех, кто их купил нечестным путем, а
деньги отдает в детские дома (правда, выясняется это уже в конце фильма).
Человек честный и справедливый, Деточкин не может переносить несправедливости. «Ведь воруют,- сказал он на суде, - много воруют. Я ведь
вам помочь хотел, граждане судьи…»
Отношение
к фильму у меня как к чему-то очень доброму. У всех (и отрицательных и
положительных персонажей) – простые и приятные (да, вполне) лица. Все как-то
по-человечески; по-другому не могу сказать. Даже хочется спросить: а где они
здесь, эти отрицательные персонажи?
Вероятно, это Дима с его женой. Дима –
продавец в комиссионном магазине и абсолютно
все товары продает дороже. Какие-то связи; люди приходят и шепотом
просят «Мне надо это» (или другое). То они с женой капкан покупают («На лису пойдете? На волка? –На медведя!»),
зная, что это - на человека. Инга смеется злобно-радостно. Но этот Дима такой
нервный, что его становится жалко. Он даже спать спокойно не может, а днем жуть
берет-не украли бы машину, не отобрали
бы имущество, не посадили бы… В итоге так и получается. Дима таится,
выкручивается, приспосабливается и все время задает себе вопрос: «Почему я должен так жить?». К тому же, тесть донимает своей честностью
и военным угрожающим тоном и все время хочет дать «под зад коленом» (терпеть
зятя не может). Тесть этот такой чересчур положительный, что кажется скорее
отрицательным. В общем, та еще семейка.
Конечно,
очень отрицательным выглядит пастор,
который признается, что покупает автомобиль за те деньги, которые люди принесли
«Ему» (то есть Богу, то есть на пожертвования в церковь)
А
Юрий Деточкин…Да, Иннокентий Смоктуновский сыграл своего героя восхитительно!
Сказать лучше так – на Иннокентия Смоктуновского просто не похож. Такой нелепый
весь, несуразный, смешная походка, смешные взгляд и прическа (взгляд еще и
добрый). В первый раз увидишь такого мужчину – спросишь самого себя: «Это что, большой ребенок? Что с ним?». Однако Юра не так прост: он и водитель
классный (такие номера «откалывал» на дороге), и «отличный работник» (слова начальника) у себя в страховой фирме. А
еще он преступник какой удачливый и опытный! Ворует автомобили, а поймать не
могут. Милиция с ног сбилась. К тому же Деточкин и в народном театре играет (и не кого-нибудь,
а Гамлета), где тоже видно – настоящий актер. В общем, талант во всем.
Следователь Подберезовиков (друг Деточкина, которого Юра долго «водил за нос»)
так сказал (восхищенно-задумчиво): «Артист…» Смотришь эту картину – и постоянно смешно.
Все актеры играют превосходно и режиссерская работа – безупречна.
Могла
ли такая история случиться в жизни? Кто его знает. Жизнь – интересная штука:
может быть, и могла.
Как
и во всех комедиях Эльдара Рязанова – много смешных фраз (которые, надо
сказать, ушли в народ и много лет некоторые из них нет-нет, да и повторяют или
вставляют при разговоре). Я даже скажу
по – другому: весь фильм – это сплошной смешной текст. Напишу самые, на мой
взгляд, смешные диалоги и фразы.
-Кто
свидетель?
-Я!..
А что случилось? Что?
-Я узнал Вас.
-А…
это не я.
-Люба,
понимаешь, понаставили капканов.
-Кого
нога?
-Это
нога…у того, у кого надо нога.
-Я
торгую кулубнику, выращенную своими собственными руками!
-Простите,
а Вы не псих?
-Нет.
У меня и справка есть.
-Зрителей
– полный стадион!
Я думала, что буду писать о фильме «Берегись
автомобиля» в нашу рубрику «Оближешь пальчики! Проглотишь пальчики!». Есть там
эпизод, когда Юра приходит домой, а мама наливает ему суп и говорит, что он ест
луковый суп по рецепту самого Дюма. Я уже и рецепт нашла в Интернете, но потом
поняла - не приготовлю ведь так, как
надо, да и, вероятнее всего, не понравится такой суп никому в нашей семье. Для
нас это удивительно – только лук, масло, сыр и хлеб. Думаю, некоторые блюда
иностранных кухонь нам не понять. А возможно, правильно приготовить такой суп
могут только французы. В фильме есть фраза: «Не
пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?»
Так
вот у меня вертелась в голове другая: «Как я смею замахнуться на самого Дюма?»
Магия
старых фильмов не оставляет многих жителей нашей страны. «Берегись автомобиля»
- один из лучших представителей советского кинематографа его лучшей, наверное,
поры. И думаю, он долго еще будет нравиться и привлекать к себе почитателей из
молодого поколения. Ведь настоящее искусство - вечно!
Текст: Светланы Тищенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий