Поиск по этому блогу

воскресенье, 16 апреля 2017 г.

Обзор фильма: "Шоколад"

— И что ты делал в шоколадной лавке в Великий пост?!!
(«Шоколад»  2000 г.  реж.  Лассе Халльстрём)

В маленький французский городок пешком приходит немного  странная пара – мать и дочь. Мать – молодая женщина. Зовут ее  Виенн. А дочь – школьница лет  9 – 10, по имени Анук. Одеты они в красные плащи (или накидки с капюшонами). Виенн – дочь индианки Чицы и аптекаря; я так думаю,  - француза. И в крови ее – от матери – склонность кочевать по земле, постоянно меняя места проживания. Но не только это гонит их из города в город; просто их образ жизни воспринимается всеми в штыки, почти ни у кого не находя отклика.

Что же это за образ жизни такой? Виенн готовит все из шоколада. Куда бы она ни прибыла, - сразу снимает жилье и место для своего бизнеса. У нее есть даже рецепты древних индейцев, как, например, знаменитый горячий шоколад с перцем чили. Разнообразию того, что она делает из шоколада, можно подивиться. При том, что Виенн растирает какао – бобы вручную, раздавливая их скалкой на доске. Вероятно, она по – другому и не желает: ведь индейцы майя делали именно так. Ее заведение называется «Шоколадница «Майя».
По всему видно, Виенн – женщина очень добрая, но независимая. Это не по душе многим в городке, особенно мэру графу Рено. Городок – строгих правил. К тому же, поселились Виенн с Анук здесь в самом начале Великого поста, в самое строгое время года, когда нужно обязательно противостоять мирским соблазнам. Горожане по воскресеньям ходят в церковь, соблюдают пост, очень строго контролируют себя.  А тут… шоколад. И  «греховная белая помадка». Ко всему прочему, Виенн даже одевается не так,как все в это время: она постоянно в ярком платье и туфли ее красные, а не черные, как носят остальные женщины городка. Еще осуждение вызывает, конечно же, то, что она родила (как выяснилось) дочь внебрачно.

Граф Рено сразу показал Виенн свое отношение. Он презирал ее и обличал перед всеми горожанами. А в глаза сказал, что бизнес ее к Пасхе закроется. Сам себя граф считает верхом добродетели и высшей моральности. Он, конечно же, все правильно делает: а постится (в смысле еды) так строго, что вообще непонятно, как живет.  По – моему, пьет один чай без заварки (то есть просто кипяток) с лимоном. Однажды служанка его, принеся батон и что – то, видимо, овощное, сказала: «Ну, можно же  хоть что – то съесть…» И Рене позволил себе съесть батона. И то с таким видом…А еще граф имеет большое влияние на молоденького священника. Он просто руководит им. Сам составляет тексты его проповедей и, сидя в церкви впереди всех прихожан, проверяет по бумажке, правильно ли тот говорит, ничего ли не пропустил. Конечно же, проповеди большей частью обличающие. И обличать есть кого. Виенн. Ведь «дьявол кроется в мелочах», на сей раз – в шоколаде.
К счастью, не все слушают графа, и у Виенн появляются и немногочисленные друзья.
Но идея фильма – понять, что же такое человечность и истинная добродетель, что такое вера в Бога и истинная религиозность.
Соблюдая пост и посещая все церковные великопостные службы, граф Рене  натворил много не то что плохого… Он нагрешил так, что не разгрести. Соблюдая очень строго пост в еде, так и не понял, что еще страшнее и греховнее «есть» людей.  А еще забыл строки из Нового Завета – «Не судите, да не судимы будете». Ему бы искренне покаяться, а он ищет врагов на стороне. Не зря и жена от него сбежала, хоть он и говорит всем, что она – в долгом путешествии. Однако это путешествие не заканчивается. Граф, ко всему прочему, еще втянул себя в «странный крестовый поход», акт доброй воли – «перерождение» Сержа, который очень обижал свою жену и та от него ушла.  Не «переродил». Да и ему ли?  Чтобы «перерождать», надо самому быть праведным.  Смешно и грустно было смотреть, как этот самый Серж валялся пьяный вверх задницей прямо у церкви незадолго до праздника. А потом, по завуалированной подсказке графа ( «Требуются меры») устроил пожар у цыган, которые приплыли к этому городку и тоже «неправильно» себя вели. Рене объявил им «бойкот аморальности», объявив «отбросами общества» и «речными крысами». Потом и Сержа из города прогнал, открестившись от своей скрытой подсказки устроить что – нибудь цыганам. И ведь никто в городе не накормил этих людей, когда они в этом нуждались. Долго ходил цыган Ру по улицам с маленькой голодной девочкой, и только Виенн пригласила сама их в свою лавку. А ведь все горожане считали себя праведниками.

Перед самой Пасхой граф Рене приходит в пустую церковь и, стоя перед распятым Христом, спрашивает: «Что делать, Господи? Я совсем запутался.» В его руке – маленький золотистый кинжал.  Он идет в шоколадную лавку и крушит этим мечом витрину с шоколадом. Красивые шоколадные фигурки безжалостно рушатся. И вдруг граф… пробует шоколад. Видимо, Господь услышал его молитву и помог ему. Происходит чудо! Рене так понравился шоколад, что он начинает его есть, есть, есть… Он просто упивается шоколадом и падает потом на витрине без чувств. (Потрясение было велико, да к тому же весь пост голодал). Когда его такого находит Виенн, он, придя в себя, просит у нее прощения. Она же, раньше никогда не посещавшая церковь, говорит ему: «Христос воскресе!» Граф после этого совершенно изменился. Он стал… нормальным человеком.  И настоящим христианином, так  как его злоба и желание осуждать ушли. Чудесным образом в голове его все прояснилось.

 Сцену в шоколадной лавке увидел и отец Анри. Глаза его расширились от удивления. Проповедь его на Пасху была не самой лучшей (сам теперь составлял), но такой искренней! И… самой лучшей.
« Я думаю, нельзя жить на свете, меряя добродетель тем, что мы не сделали, тем, в чём отказали себе, от чего устояли и кого отвергли. Я думаю, добродетель измеряет то, что мы создали, воплотили в жизнь, кого согрели.»

 Так  что, думаю, фильм «Шоколад» можно назвать картиной о пасхальных чудесах. К тому же, перерождение произошло здесь со многими людьми.

С праздником Светлой Пасхи!

Текст: Светланы Тищенко