Поиск по этому блогу

пятница, 23 июня 2017 г.

Юбилеи любимых фильмов:«Человек с бульвара Капуцинов»

« - Твой синематограф  - это целый мир. Ты открыл мне удивительное, волшебное окно!
_________________________________________
   
  - Синематограф – это паства для страждущих.»

Исполнилось  30 лет одному из самых моих любимых фильмов – «Человек с бульвара Капуцинов» режиссера Аллы Суриковой. Премьера картины состоялась 23 июня 1987 года в московском кинотеатре «Мир». За год проката ее посмотрели 60 000 000 зрителей.

Может быть, я не все знаю, но считаю «Человек с бульвара Капуцинов» лучшим в мире фильмом о кино.  Никто (наверное) не рассказал так верно о философии кино, о значении его в жизни человека. О том, что кино несет людям и что должно нести. И, поскольку мой сын очень увлекается кино,  историей мирового кинематографа и всем, что с этой темой связано, я всегда смотрю данный фильм  перед его днем рождения.



Захудалый городок Дикого Запада, которому создатели фильма дали название  Санта Каролина . Джон Фест - миссионер от кино – приезжает сюда и привозит фильмы. Так и было в начале XX века: такие вот миссионеры ездили по миру и знакомили людей с новым видом искусства.  Мистер Фест видел вокруг себя «мир, который несовершенен». «Порок и алчность разъединяют нас. Мы дошли до предела, за которым – пропасть и вечный мрак. Но… выход есть. Да, да, я это понял, когда попал на бульвар Капуцинов, на сеанс к Люмьерам. Синематограф – вот тот мессия, который способен изменить все. Он сделает нас чище, лучше».

И Джон едет «спасать» людей. В руках у него – «Всемирная история синематографа». В этой книге много пустых страниц, так как история синематографа  только началась. Но эти страницы ждут новых героев. Фест считает данную книгу буквально «священным писанием».

В Санта Каролине (как, наверное, во всех местах подобного рода) основные занятия жителей – пьянство, разврат и драки.  Мужчины торчат безвылазно в салуне у Гарри. С утра крепко напиваются, задирают друг друга. «Ну что, отдохнем?» - звучит вопрос – и понеслось… Такая драка! Салун разлетается почти вдребезги. Дерутся жестоко и чем попало. Разрушают даже и так потрепанное пианино. Потом – подсчет убытков (хозяин доволен – опять нажива) и ремонт. Завтра – то же самое. А дома жены колотят своих мужей.



Мистер Фест очень быстро настроил этих людей на новый лад. Один из них – Билли – сказал ему: «Вот так мы отдыхаем, а душе хочется чего – то другого – светлого, большого. – Так ведь за этим я сюда пришел!» Джон Фест показывает известные немые картины, две из них – самые первые в истории кино – «Прибытие поезда» и «Политый поливальщик». Показана и реакция «зала» от увиденного на экране поезда: паника, бегство, волосы – дыбом. Так, говорят, и было на самом деле. Всем казалось – поезд сейчас съедет прямо на зрителей. В фильме есть смешная сценка: один зритель, который прятался от поезда, вышел и с опаской спросил: «Джентльмены, скажите, а поезд уже ушел?» «Джентльмены» довольно быстро меняются. Начинают соблюдать этикет, прекратили пить спиртное, видят теперь в жизни что – то  иное. Эти пропитые, побитые мужчины плачут, глядя на экран.  «Эта штука прочищает мозги лучше, чем виски», - говорит Фесту один из них.

Удивительно правильно показано, на мой взгляд, как появились кинопрофессии: киномеханик (Билли), критик (который был философом, потом – гробовщиком, а потом, посмотрев, что к тому времени было снято, решил писать о кино: что в нем хорошо, и, главное, что в нем плохо); кассир (Диана). Даже главарь банды Черный Джек, ясно, будет кем – то работать в кино. Мы видим, какими ошалелыми глазами он смотрит в окно салуна, где в это время демонстрируется «фильма». После этого он решил бросить заниматься разбоем (а занимался этим всю жизнь и совершил немало преступлений). «Я знал много счастья, я испытал любовь женщин, я познал власть денег, но все это – пыль по сравнению с этим».



Показано, как многие принимали «в штыки» новый вид искусства, находя в этом средство для наживы. И то, что перед кино равны все расы и народы. Но самое главное – фильмы фильмам рознь. Стоило мистеру Фесту уехать из городка на три дня, как появился новый «мессия» от кино. Мистер Сэконд привез совершенно иное кино – жуткие и пошлые боевики, где дерутся не хуже, чем раньше в салуне Гарри, раскраивают черепа и откусывают друг у друга уши и мясистые жирные руки. Жуть! Это кино «прочистило» мозги посетителей салуна в обратном направлении – снова начались пьянки, драки, разврат. Причем после первого же сеанса.  И этим все сказано: кино учит жизни, и надо выбирать, что смотреть; понимать, что и к чему. К нашему времени это тоже очень даже относится. Ох, как относится…от одних фильмов душа «возносится», от других – буквально тошнота и мысли совсем не радужные.

Так что «Человек с бульвара Капуцинов» - это маленькая, краткая, но очень правильная и поучительная история кино.

Очень радует, что картина снята и в жанре комедии. Настолько смешно! Все буквально пропитано юмором.  Причем настоящим, а не пошлым юмором. Юмором, который окрыляет и помогает жить. Особенно эти драки между «джентльменами» в салуне – сколько бы ни смотрела – буквально хочется по полу кататься от смеха. Или сцена с заблудившимся ковбем Дэнли, который «не любил синематограф» и обзывал его «дерьмовым». Его просто убили дверью. Случайно… А еще в картине просто целое созвездие замечательных советских актеров. В этом, конечно, львиная доля успеха фильма.  Как и, понятно, и режиссера, и сценариста, и всех создателей его.
       


    Механик, крути киноленту!
          
 Дежурные лампы туши!
          
      Вноси свою светлую лепту
        
 В суровые будни души!
          
            Свети нам лучом из окошка…
­______________________________________________________________

Волшебный луч в кромешной тьме,

        Спасибо тебе, спасибо тебе, спасибо…
________________________________________________

 «Билли, заряжай!»



Текст: Светланы Тищенко