Поиск по этому блогу

пятница, 23 июня 2017 г.

Рождение нового вида искусства и его становление


Вдохновившись юбилеем фильма «Человек с бульвара Капуцинов», я решила написать немного о том, как зарождался и укреплялся, развивался в первое время  этот замечательный вид искусства – кино.

 Сколько же лет кино? Как у каждого вида искусства, у кино есть своя история.

Сначала был «волшебный фонарь».  Он появился в XVII веке.  «Волшебный фонарь» использовали, чтобы показать  какие – либо картинки.  Устройство состояло из закрытого ящика со свечой внутри или позже масляной  лампой и увеличительным стеклом (еще позже – электрической лампочкой).  На стенах или на потолке возникали изображения (туманные картинки). Туманные, потому что резкости не хватало, картинки были словно размыты. «Волшебный фонарь»  сохранился до наших дней: эпидиаскопом, диапректором, фильмоскопом.
 
«Волшебный фонарь»
«Волшебный фонарь»


«В 1839 году мир узнал об изобретении фотографии. Это были французские изобретатели Луи Даггер и Никсефор Ньепс.

Американский изобретатель Томас Эдисон сделал два крупных открытия – электрическую лампочку и фотограф – прибор для записи и воспроизведения звука.  Затем он изобрел кинетоскоп, аппарат для показывания движущихся предметов. В довольно громоздком ящике, стоящем на полу, размещался сложнейший механизм. Он управлялся движением кинопленки. В верхней части ящика – окошечко – окуляр. Любой человек, пригнувшись к нему, мог увидеть коротенький фильм под названием «Чихание Фреда Отто». Фред работал механиком у Эдисона. Это был первый в мире киноаппарат и первый в мире фильм. Созданный Эдисоном аппарат был электрическим: внутри ящика пленку освещала небольшая лампочка, а весь механизм работал от батареи аккумуляторов. Новое изобретение было запущено в серийное производство. В 1894 году в Нью – Йорке, на Бродвее, открылся первый салон кинетоскопов, где каждый за 25 центов мог стать кинозрителем. Вскоре плата была снижена до пяти центов, а потом до двух. Люди с удовольствием смотрели миниатюрные картинки. «Чихание Фреда» вскоре сменилось более драматичной историей – «Казнь Марии, королевы Шотландии». Затем появилась модная танцовщица Аннабель Мур, которая танцевала танец мотыльков. Потом – приехавшая в Америку испанка Кармелита; у нее был коронный танец – танец вееров. Это нравилось. Это привлекало публику». («Я познаю мир. Кино»)
 
братья Люмьер
Братья Люмьер
Однако в 1895 году французы братья Люмьер изобрели более совершенный киноаппарат. Если Эдисон создал киноаппарат только для одного зрителя, то братья Люмьер позаботились о том, чтобы их изобретение могли смотреть одновременно многие люди. Была предусмотрена проекция фильма на экран. А, кроме того, они сконструировали такой аппарат, который можно было использовать не только для демонстрации, но и для съемки картин.

28 декабря 1895 года в Париже, в «Гран – кафе» на бульваре Капуцинов, состоялся первый в истории киносеанс – сеанс «Синематографа братьев Люмьер». В программе  было 11 маленьких картин. Кроме всем нам известных «Прибытие поезда» и «Политый поливальщик», демонстрировались «Веселый скелет», «Завтрак младенца», «Морское купание» и др. «Политый поливальщик» - первая в мире кинокомедия. «Прибытие поезда» - документальный фильм. Паровоз надвигался из глубины и двигался будто на зрителей.  Документальным является и «Выход рабочих с фабрики Люмьер»: закончив работу, из ворот фабрики выходят работницы. Кто – то выезжает на велосипеде.

Бульвар Капуцинок (так ошибочно его именуют по традиции) находится во II округе Парижа.  Еще до Французской Революции на этом месте располагался  монастырь капуцинок (капуцины – монашеский орден, получивший свое название из – за своеобразных капюшонов монахинь).

Современный бульвар Капуцинов. Париж.
Современный бульвар Капуцинов. Париж.

Примечание: мы назвали свой блог – «Бульвар Синема» - в честь бульвара Капуцинок.

Фильмы со времени проведения того сеанса стали очень популярны. Аппараты Люмьеров стали распространяться по миру. «Увидев успех аппаратов, братья Люмьер обучили нескольких операторов и разослали их по разным странам. Так появилась первая кинаматографическая профессия – кинооператор. Без режиссеров, без актеров, без лаборантов люмьеровские операторы снимали, печатали и демонстрировали свои фильмы. Преимущественно это были события общественной жизни: праздники, визиты, молебны, скачки, пожары. Пытались снимать и военные события, но тут же поняли, что безопаснее имитировать перестрелки, переодевать солдатами нескольких зевак». (Юренев Р. «Чудесное окно»)

"Прибытие поезда"
"Прибытие поезда"

Кино стало быстро развиваться. До Первой мировой войны в авангарде были французы. Во Франции возникли две крупные фирмы – «Пате» и  «Гомон». Эти фирмы снимали хронику, обозревавшую события во всем мире, в том числе и коронацию русского царя Николая II в Москве в 1896 году. Но, начиная с 1907 года, в России появились свои предприниматели, начавшие собственное кинопроизводство. В далекой Америке был открыт солнечный Голливуд.

Новый шаг в развитии киноискусства связан с именем Жоржа Мельеса. Он приобрел аппарат Люмьеров и стал снимать собственные картины. Но это были уже художественные фильмы, снятые на основе литературных произведений: «Путешествие на Луну», «Приключения барона Мюнхаузена», «Волшебная лампа Аладдина», «Золушка». В них были уже и актеры, но они пока мало что значили: больше всего зрителей пока что привлекали сюжет и необычные декорации, костюмы и фокусы.

"Политый поливальщик"
"Политый поливальщик"

 В наше время в Париже существует Французская Синематека. Это – богатейший музей кино. Здесь есть и уникальное собрание «древней» техники кино.   Галерея кинокамер и аппаратов  дает представление о том, как происходило зарождение и развитие кинематографа. Экспонаты здесь – деревянные ящики, отделанные бронзой и позолотой, оснащенные причудливыми ручками и отверстиями. Праксиноскоп, театрограф, хрономегафон… Есть здесь и кинетограф Жоржа Мельеса, с помощью которого он демонстрировал свои полные спецэффектов и трюков фильмы. В зале Мельеса содержится и макет его студии в Монтрее, а также реконструированная декорация из «Путешествия на Луну», которое принято считать первым научно – фантастическим фильмом. И, что самое поразительное, некоторые аппараты до сих пор работают.

Стремление опереться на известные романы, пьесы, поэмы появилось и в других странах. Появились кинорежиссеры, сценаристы, актеры. Во многих странах выпускали уже сотни фильмов. Определились основные жанры игрового кино.




Американский режиссер Дэвид Уорт Гриффит свой творческий путь начал в качестве журналиста, автора пьес и актера странствующих театров. Начав в 1908 году сниматься в кино, он быстро оценил его неизмеримые возможности. Гриффит стал первооткрывателем выразительных средств кино. В его фильме «Нетерпимость» впервые был использован монтаж.

К началу Первой мировой войны кинематограф приобрел всеобщее признание и получил почетное имя – «Великий немой». Распространилось и понятие «кинозвезда». Однако война подорвала французское первенство в кинематографе на мировом рынке. Германия, Италия, Россия начали бурно развивать собственные национальные кинематографии. Центр же мировой кинематографии переместился в Соединенные Штаты. Крупнейшие банки и промышленные концерны все больше заинтересовывались кинопроизводством и вкладывали в него деньги. В Голливуд стали съезжаться кинематографисты со всего мира, прельщенные огромными гонорарами, рекламой и техническим совершенством американского кино. Среди американских товаров, отправляемых на рынок опустошенной и дезорганизованной Европы, видное место занимали фильмы. Их охотно покупали, охотно смотрели во всех странах.


Старый Голливуд
Старый Голливуд


Текст: Светланы Тищенко