Поиск по этому блогу

вторник, 21 мая 2019 г.

Квентин Тарантино в Каннах: какие фильмы привозил, какие понравились


В этом году у Квентина Тарантино юбилеи! 21 мая «Криминальному чтиву» исполняется 25 лет. В этот же день, в 2007 году, на Каннском кинофестивале именитый режиссер представил фильм «Доказательство смерти», а через 2 года, 20 мая, мир увидел его скандальную ленту «Бесславные ублюдки». И вот теперь мистер Тарантино вернулся на Лазурный берег со своим новым фильмом  - «Однажды… в Голливуде».  Его премьера – сегодня!  Получается, он выходит на большой экран ровно через 25 лет после премьеры «Чтива». Крутая преемственность, как раз в стиле режиссера.



Эти закономерности побудили меня написать статью. Сначала решил сделать материал о «Криминальном чтиве». Но после очередного пересмотра фильм не пошел. Такого раньше не бывало… Потом я вспомнил, что у «Бесславных ублюдков» тоже юбилей, но ему исполняется 10 лет. Пересмотрел. И вот эта лента мне пошла как никогда хорошо.  Почему-то она является для меня лучшим фильмом в карьере Тарантино. 

Решил на этом не останавливаться и впервые посмотрел «Доказательство смерти», чтобы закончить каннскую трилогию Квентина. Это был интересный опыт, но явно не самый лучший фильм в творчестве мастера.

Чтобы закрыть тему «Доказательства смерти», скажу об одном моменте, который не дает фильму оказаться на одном уровне с лучшими работами режиссера.


Как ни крути, слабый сценарий. Слишком много разговоров, которые, может, и знакомят нас с героями фильма, но во многом бессмысленные. Также актерская игра, кроме Курта Рассела, на низком уровне: просто гримасы. Но много места в статье «Доказательству» уделять не буду, так как есть более приятные темы для разговора. «Криминальное чтиво» - одна из них.

«Криминальное чтиво» - несколько минусов и одни сплошные плюсы.

Год выхода «Криминального чтива» - это год моего рождения. И это приятно осознавать. Кроме того, данная лента – начало моего знакомства с творчеством Квентина Тарантино. Если быть до конца честным, то мне он в тот раз не понравился (это был класс седьмой). Я даже его не досмотрел. Но спустя определенный срок, минуя просмотр фильма «Бесславные ублюдки», я вновь достал диск «Чтива» и включил проигрыватель.


В этот раз картина показалась действительно идеальной, великой и особенной в истории кино. Впечатлило умение Тарантино рассказывать историю с легкостью, с каким-то необычным шармом. Диалоги и подбор музыки – это как отдельное произведение искусства. Они задают правильный тон всей ленте.

Но вот в последний раз я понял, что в «Криминальном чтиве» есть один слабый момент: это история Буча, или глава «Золотые часы». В ней нет динамичности. Она кажется неотшлифованной и сырой. Ну, может, я смотрел фильм с неправильным настроением.

Тем не менее это не помешало мне оказаться в неподдельном восторге от сценария. Раньше я этого заметить не мог. Но в последние несколько лет мне приходилось видеть фильмы, которые пытались связать три истории в одну и получить целостность. Не получается. А вот Квентину Тарантино это удалось. Мы видим три разные истории, можно даже назвать их литературными рассказами. Везде есть свое начало, середина и конец. Все они сами по себе прекрасно проработанные короткометражные фильмы. Но Тарантино смог их соединить настолько ювелирно, что мы и не замечаем этого, мы ощущаем единство композиции. Только потом понимаешь, что перед нами фильмы о разных героях, чьи жизни переплетаются по воле случая. И именно это мастерство (идеи как таковой в фильме нет, да и сам Тарантино не любит глубокие мысли в фильмах) позволило Квентину Тарантино получить свою Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, а также статуэтку «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Именно этого не удалось сделать «Бесславным ублюдкам».

«Бесславные ублюдки» - фильм, который отшлифован на 100%

Это тоже очень значимая картина в моей киноманской жизни. «Оскар»,  где он номинировался в 8 категориях, был первым, который мне удалось посмотреть. В тот год, это был уже 2010, я не готовился к церемонии, не пересматривал фильмы специально. Нет, я просто ждал особенного дня в мире кино. Но у меня уже лежал диск «Бесславных ублюдков», которых я один раз посмотрел.


Не помню, какие эмоции он у меня вызвал, но знаю точно, что стал для меня примером того, как вообще необходимо снимать фильмы, работать с актерами, писать сценарии.

В итоге «Бесславные ублюдки» затмили для меня все остальные работы Квентина Тарантино. Ни «Криминальное чтиво», ни «Убить Билла», ни «Джанго освобожденный», ни «Омерзительная восьмерка» не имеют для меня той энергии, которую имеют «Бесславные ублюдки». Но что в них такого?

Даже и не могу сказать... В нем круто все. Нравятся диалоги, потому что они не только объясняют происходящее, но еще и мощны сами по себе. В них много брутальности, пафоса. Каждое слово героев – это россыпь драгоценных камней. Каждый характер – это безупречное мастерство сценариста. Актерская игра – завораживает. Особенно Кристоф Вальц является выдающимся этому примером. Его полковник СС внушает ужас. Когда он появлялся на экране, я сам себе говорил: «Лучше не встречаться с ним». Актер даже через экран сковывает зрителей своим жестоким холодом. За это и дают «Оскар».

Также сам Квентин Тарантино сделал максимум. Он не только написал прекрасный сценарий, но еще и как режиссер превзошел самого себя.  На протяжении всей картины ты ощущаешь какое-то лихачество. Такое ощущение, что у фильма кепка набекрень. В общем, «московский озорной гуляка». И это настроение сохраняется на протяжении всего фильма. Также жанр вестерн делает картине огромный плюс. Супер то, что Квентин Тарантино ввел несколько замедленных съемок, которые подчеркивают эффектность момента: то это дуэль взглядов, то геройский жест, то перестрелка. Все это держит нужный уровень крутости.

Я часто говорю «круто», но по-другому не скажешь о «Бесславных ублюдках». Перефразирую реплику героя Кристофа Вальца – Ганса Ландо: «И Вам, и Вашему фильму я говорю - браво».



Браво надо сказать также и операторской работе. Видно, что Роберт Ричардсон с удовольствием снимал фильм; делал так, чтобы красиво смотрелось абсолютно все на экране. Ну и, конечно, подборка музыки – это отдельное произведение искусства, которое задает правильный тон всей картине.

В качестве заключения

В такой форме получилась статья. Мысли и эмоции от фильмов Квентина Тарантино - вот что хотелось сказать. Рассказывать факты не имеет смысла. Выплеснуть свои эмоции – вот основная задача. Потому что после просмотра работ мастера хочется восторгаться или ругаться. Можно сказать точно, что равнодушными они не оставляют. Меня не оставили.


Надеюсь, «Однажды… в Голливуде» ждет потрясающий успех, а актеры, задействованные в съемках, - Леонардо ДиКаприо, Брэд Питт, Марго Робби, и другие  - получат свою долю славы и триумфа.


Текст: Дмитрия Тищенко

Комментариев нет:

Отправить комментарий