Поиск по этому блогу

понедельник, 14 декабря 2015 г.

Гравитация: "Космическая волчица"

Фильмы на космическую тематику всегда привлекают зрительское внимание. Необъятная Вселенная, скрывающая под своим покровом множество тайн, не может остаться в стороне от внимания кинематографистов. «2001. Космическая Одиссея», «Аполлон 13», а также фантастические ленты, связанные с непреодолимым пространством: «Звездные войны», «Звездный путь», «Аватар», – в большинстве случаев ловят на свой спиннинг внушительные мировые сборы и большой объем зрительской привязанности. Альфонсо Куарон не выпустил свой снаряд – «Гравитация» – выше мишени и угодил точно в маленький кружок, имеющий в центе себя «десятку». Стомиллионный бюджет за время широкого проката окупился в семикратном размере и составил семьсот шестнадцать миллионов американских банкнот. Не обошлось и без многочисленных кинематографических наград, включая триумф на премии «Оскар» в 2014 году в семи категориях. Конечно, большинство статуэток были вручены в технических номинациях, хотя режиссерская и операторская работа, тем более не стоит забывать о саундтреке, также оказались в числе счастливчиков торжества.



Американские астронавты уже в течение нескольких дней стараются исправить технический недуг орбитальной станции. Специалист в медицинском инжиниринге Райан Стоун (Сандра Буллок) впервые в своей жизни отправилась за несколько тысяч километров от родного дома – в открытый космос. Компанию ей составил говорливый весельчак, завсегдатай среди звезд, Мэтт Ковальски (Джордж Клуни). Все протекает в штатном режиме, только давление профессора подскакивает от навалившейся на нее ответственности. Лейтенант Ковальский ведет душевную беседу с пунктом управления Хьюстона, рассказывая им в сотый раз историю об уходе от него жены, вся соль которой заключается в угоне любимой машины. Но семейный кружок и танцы в невесомости омрачает известие о приближающемся в их сторону облаке космического мусора …

Вся картина, вся суть и ее смысл заключен в стремлении поведать зрителю историю выживания человека в экстремальных, опасных для жизни условиях. В общем-то,  такая тема давно поднимается в кинематографе. «127 часов», «Изгой», даже классическая литература в лице «Робинзона Крузо», говорит: «Это уже не ново!». Но все же не будем моментально забывать о том, что территорией борьбы за жизнь является космическое пространство, где к отсутствию еды и источнику тепла присоединяется тающий на глазах кислород и полное истощение какого-либо горючего. Стало быть, герой окружен последними техническими разработками, но, тем не менее, они являются и спасением и погибелью, главное – правильно подобрать ключики к замочной скважине. Тем не менее, «Гравитация» не имеет сильной сюжетной основ, да и диалоги не отличаются мощным идейным и эмоциональным посылом. Но все эти слабые стороны фильма уходят на второй и даже на третий план. Их затмевает невероятная по масштабу визуализация истории; мастерство операторской работы и качественная работа режиссера, сумевшего воплотить столь технически сложное кино.



Ко всем вышесказанным словам есть подтверждение, которое моментально развеет все сомнения в их правдивости. Столкновение с недавно образовавшимся космическим мусором. Расщепление орбитальной станции на мелкие кусочки. Крупные планы отрывающихся частей и уносящий их поток металлической пыли. Разворачивающаяся драма героев фильма, не способных отцепиться от крепко держащего их поручня. Отрыв детали похожей на усовершенствованную телевизионную антенну. Ее кручение и паническое дыхание Райан Стоут заставляют зрительское сердце сжиматься, а ноги нервно дергаться из-за бескорыстного желания помочь хоть как-то героине фильма. Но такому космическому экшну, без привлечения световых мечей и бластеров, не уступает спокойная утечка кислорода, который сгорает на глазах из-за ритмичного поглощения его легкими персонажа Сандры Буллок. Но во время этой драмы и динамичности развития событий Альфонсо Куарн не забывать поразить зрителя наикрасивейшими видами нашей планеты. Восходом солнца, который многим из нас никогда не доведется увидеть вживую. Режиссер дарит возможность лицезреть яркие ночные огни и серость Земли во время захода. Кучевые облака: антициклон и циклон. Все это подпитывается и насыщается прекрасным саундреком Стивена Прайса, который замечательно подчеркивает объемность и безграничность Вселенной.


В конце рецензии надо отметить, что «Гравитация», видимо,  не была с самого начала нацелена на то, чтобы рассказать историю, насыщенную событиями, словно это жизнь Форреста Гампа. Нет, весь акцент был сделан на том, чтобы ярко, качественно поведать зрителю об ужасах и прелестях космического пространства. Захватить наше сознание целиком и полностью  и вовлечь его в ни самую оригинальную историю, и чтобы этот простецкий сценарий не нарушал невероятного погружения в атмосферу холодного и пугающего космоса, режиссер насытил киноленту стремительно развивающимися событиями.


Текст: Дмитрия Тищенко