Поиск по этому блогу

понедельник, 14 декабря 2015 г.

Марсианин: "Когда ожидания слишком велики"

Астронавт и ботаник по образованию Марк Уотни остается совершенно один на далекой красной планете. Экспедиция «Арес III» была экстренно свернута из-за сильнейшей марсианской бури. Но во время эвакуации в Уотни попал обломок от корабля, который вывел из строя его навигацию и радиосвязь. Командир группы принимает нелегкое решение – взлетать, прекратив тем самым поиски коллеги, которого уже посчитали мертвым. Но оказалось, что этот парень -  из числа везучих. На следующий день после марсианского аномального циклона он приходит в себя. С этого момента для него начинается долгий период ожидания, когда NASA пришлет к нему помощь. В свою же очередь, используя науку, он постарается благоустроить свою одинокую жизнь.



Иногда так происходит, что ожидания от фильма слишком велики, и когда приходишь в кинотеатр и получаешь совершено другой продукт, который в корне отличается от того, что ты сам себе надумал,  – это огорчает. После этого фильм кажется неудачным и хочется его раскритиковать. Но стоит образумиться и посмотреть картину еще раз. Так произошло с «Марсианином». Когда идешь в кинотеатр повторно, ты уже не несешь с собой багаж ожиданий, а просто принимаешь его таким, какой он есть. И знаете, фильм сразу поднимается на несколько ступеней. Но обо всем по порядку.

Когда я пошел на «Марсианина» впервые,  то предвкушал мощную научно-фантастическую драму одного человека. Думал, что Ридли Скотт покажет нам то, как человек меняется в условиях одинокого существования, как это мы видим в блистательной картине Роберта Земекиса «Изгой». Но нет, этого не произошло, даже какого-либо намека на психологию Марка Уотни. Во – вторых, предвкушалась напряженность и динамичность развития событий. Ведь астронавт застрял в 12 -ти световых минутах от Земли. Но вот только верхушка NASA как-то не особенно переживает на этот счет и на первый план выходят личные амбиции – главное, чтобы имя не запачкалось. Не чувствуется стремление поскорее спасти Уотни, хоть на экране происходит спешка и актеры играют правильно, но ощущение сплоченности не присутствует. Но главный минус, который, увы, чувствуется и после повторного просмотра – это то, что зритель не ощущает, что главный герой -  в миллионах  километров от Земли. Складывается впечатление, во всяком случае, у меня, что он просто на полигоне, где проводятся эксперименты по выживанию в экстремальных космических условиях. Даже в «Аполлоне 13», снятом Роном Ховардом, где астронавты оказались на волоске от гибели, сильнее заострены их беспомощность в космосе и отдаленность от дома, хотя они всего-то полетели на Луну. А в «Марсианине» расстояние в несколько миллионов раз больше.



После повторного просмотра  начинаешь понимать, что на драматизме и психологизме основного акцента не было. На первый план вышло желание показать человека, который даже в самых экстремальных условиях остается жизнерадостным, и что год изоляции от людей – это вообще не проблема. Получился такой органический, заведенный робот, у которого,  кроме остроумия,  нет других эмоций, и он просто выполняет поставленные задачи. Хотя Мэтту Дэймону стоит отдать должное – он на уровне справился с ролью Марка Уотни. Следует не упускать также и тот факт, что «Марсианин» -  фильм не об одиночестве: во – первых, потому что на этом не делается акцент, во – вторых, потому что он и не был одинок, так как периодически общался с NASA. Так о чем эта история? Не хочется лезть в политику, но на протяжении фильма так и пахнет пропагандой американской нации, переслащенным патриотизмом. Но за это не стоит их ругать – просто они любят свою страну,  и этим надо восхититься.


Стоит закругляться и сказать пару финальных слов. «Марсианин» - это действительно красивая картина, в которой каждое задействованное лицо справляется со своей работой на «хорошо» или «отлично». Хочется пожурить только Ридли Скотта, за то, что поверхностно подошел к работе и показал нам лишь спасательную операцию, растянувшуюся на два с половиной часа. Но то, как он это сделал, заставляет отдать ему должное. 


Текст: Дмитрия ТИщенко