21
сентября 1950 года в городке Уилмет, штата Иллинойс Соединенных Штатов Америки,
родился знакомый всем нам Уильям Джеймс Мюррей. Его отец –Эдвард Мюррей –
проработал всю свою жизнь торговым агентом. Мать будущей мировой звезды -
Люсиль Дойл – посвятила себя воспитанию девятерых детей, среди которых Билл был пятым.
Родители,
будучи потомственными ирландцами, решили отправить своих сыновей на обучение в
иезуитскую школу, принципы воспитания которой заключались в жесткой дисциплине
и беспрекословном подчинении младших старшим. Но только вот Уильяму все это
казалось слишком скучным, и это приводило к частым нарушениям школьного устава. Подраться с
одноклассниками, нарисовать несколько карикатур на учителей, сходить в
театральный кружок, чтобы приобрести новых знакомых, для него было гораздо
предпочтительней. Но, несмотря на такое пренебрежение правилами, аттестат о
среднем образовании ему получить удалось.
Вернувшись
в родительский дом, Билл подает документы на поступление в Колорадский
медицинский колледж. Но учеба вновь не стала для него приоритетным занятием.
В период своего пребывания в статусе
студента Билл Мюррей практически не
посещал занятия, а проводил время с друзьями, раскуривая марихуану, из-за чего
частенько проводил ночи в полицейских участках. Крест на его образовании
поставила выходка в Денверском аэропорту, когда он громогласно заявил, будто
везет с собой взрывчатку. Но, обыскав его, охрана ничего не нашла, кроме пакетика увеселительной
травы, за что Билл был впоследствии арестован.
К счастью многих, Мюррея вскоре выпускают из-за решетки, но об учебе теперь можно
было забыть, хотя о ней он практически и не помнил.
Вернувшись
в родной город, Билл Мюррей погряз в пучине случайных заработков. Но это
продолжается недолго, и жизнь
подкидывает ему шанс на светлое будущее в виде собеседования в чикагской
актерской школе Second
Cit, в которой уже учился
его брат. Обнаружив в себе актерские способности, Билл с каждым новым образом начинает
прокладывать дорогу к мировому пьедесталу.
Серьезной
заявкой на успех для актера стало участие в телевизионном шоу «Субботним
вечером в прямом эфире» в качестве ведущего, после чего он был приглашен в
Голливуд.
О том, через что пришлось пройти Уильяму Мюррею
на пути к Голливуду и о том, как он перешагнул порог этого храма киноискусства,
мы узнали. Его личная жизнь и семейные перипетии пусть остаются для нас
загадкой, так как перед нами стоит задача поговорить о его карьере и актерском таланте.
Так
как «Бульвар CINEMA»
украсил свою редакцию всевозможной атрибутикой фильма «Страх и ненависть в Лас
– Вегасе», то и неудивительно, что разговор об актерской карьере героя статьи начнется
с фильма «Там, где бродит бизон» (1980
год), в котором Билл Мюррей воплотил образ эксцентричного Хантера С. Томпсона.
Надо признать, что, несмотря на серьезное режиссерское влияние Арта Линсона,
актеру удалось привнести свою лепту в отведенный ему образ. Чувствуется желание
передать всю неадекватность журналиста, показать его внутренний мир,
пропитанный алкоголем и наркотиками. Тем не менее, творческие рамки, поставленные изначально, не
позволили ему как следует проработать и
прочувствовать персонажа. Хоть фильм и имеет низкие рейтинги кинокритиков и
простых зрителей, это не мешает нам убедиться в комедийном таланте актера.
В
дальнейшем карьера начинает набирать обороты; стали поступать предложения во
многие фильмы, и очередность их появления в мировом прокате поражает завидной
активностью. Актер пробует себя в озвучивании мультипликационных героев, как, например, в фильме «Недостающее звено» (1980).
В дальнейшем Билл появляется в картине
«Гольф – клуб»,( также 1980 года.) Как рассказывал впоследствии сам актер, работа в данном фильме стала одной
из самых приятных, так как гольф – это одно из любимых его времяпровождений.
В
1981 году Мюррея можно заметить в сериале «ССТВ Нетворк 90». В этом же году на экраны выходит доведенная
до абсурда картина Айвана Райтмана «Добровольцы поневоле». Фильм рассказывает о двух
товарищах, которые, разочаровавшись в
гражданской жизни, добровольцами записываются в вооруженные силы Соединенных
Штатов Америки, в надежде обрети свое «я». В прокате картина заработала более восьмидесяти миллионов
долларов при бюджете в десять.
Одним
из ярких появлений актера на большом экране по праву можно считать
второстепенную роль в киноленте «Тутси» (1982), которую он получил благодаря
настырности Дастина Хоффмана: лауреат премии «Оскар» не видел никого другого в
образе своего экранного друга. Самое же интересное то, что Билл Мюррей получил
полную творческую свободу – все диалоги, сказанные им на протяжении фильма, являются
личной импровизацией. Тем не менее, это
не помешало им стать яркими и запоминающимися; а свобода, данная ему, помогла
создать яркий образ в своей карьере.
Мировую
славу и почетный пьедестал в Голливуде принес актеру проект, который мы все
хорошо знаем по названию - «Охотники за привидениями», - вышедший в прокат в
1984 году. Предыстория создания большая и нельзя сказать, что интересная. В первом варианте сценария
действие происходило в сложных временных переплетениях: герои гонялись за
призраками и монстрами, перемещаясь из будущего в прошлое. Поговаривают, что
история развивалась даже в космическом пространстве. Но Айван Райтман посчитал
такой вариант слишком дорогостоящим, из-за чего вся концепция была переписана,
но идея ловли призраков осталась ключевой.
После
выхода на мировые экраны картина не оставила никого равнодушным. При высоком на
тот год бюджете – тридцать миллионов долларов -
«Охотники» умудрились заработать баснословные двести девяносто, что
посулило надежду на продолжение. Что же касается признания в мировом обществе,
то оно определенно оказалось теплым и уважительным. Многие критики отмечали на
тот момент, что это одна из удачных фантастических комедий с качественными
визуальными эффектами, которые, кстати, выдвигались на соискание премии
«Оскар». Герой же нашей статьи мог
получить «Золотой глобус» за прекрасно продуманный и воплощенный образ Питера
Венкмана. Абсолютно все, кто видел первый фильм, восхищались талантом Билла
Мюррея. В этом фильме ему удалось
создать действительно запоминающийся образ. Конечно, принципы работы на
съемочной площадке остались прежними, но он их использовал в совершенно иной
форме. Он показал человека, который скептически смотрит на каждое
паранормальное явление, пока лицом к лицу с ним не встретится. Он насмехается
над своими товарищами, хотя принимает участие в каждой их авантюре. В 1989 году
на экранах появляется вторая часть «призрачной» комедии, в которой Мюррей
закрепляет за собой титул талантливого комедийного актера и заручается вечной
любовью многих киноманов нашей голубой планеты.
После
удачного проката «Охотников» Биллу
Мюррею удается перечеркнуть свои прошлые достижение новыми, более значимыми
успехами в актерской профессии. В 1991 году он появляется в психологической
комедии «А как же Боб?», в которой создал образ боящегося всего человека. Эта
роль не принесла ему международной огласки и никаких номинаций на престижные
премии. И все же он с ней справился в
лучших своих традициях,
перевоплотившись из циничного скептика в закованного в собственные фобии
человека.
Но
не образ безумного Боба закрепил за Мюрреем непоколебимую мировую славу. «День
сурка» стал в его карьере, наверное, одной из значимых работ, за которую, к
слову, он надеялся обзавестись статуэткой «Оскар», но увы…
Вышеупомянутый
фильм появился в мировом прокате 12 февраля 1993 года. Кто он в этом фильме?
Телевизионный комментатор Фил Коннорс. Он множество раз посетил маленький
городок, расположенный в штате Пенсильвания, чтобы освещать традиционный
праздник - День сурка. Но даже не подозревал, что это событие станет для него
роковым. Время замерло, каждое новое
утро у него второе февраля. Он просто застрял в этом дне и не может из него
выбраться. Ну, а что делать, если ты заблаговременно знаешь, что тебя ждет
завтра? Только пользоваться всем этим: усовершенствовать себя, совершать дикие
поступки и с нетерпением ждать, что в
конце концов наступит третье февраля.
Интересно
то, что эта малобюджетная комедия, собрав в прокате приличную сумму, не смогла
похвастаться номинациями на престижные премии. Но образ, созданный Биллом
Мюрреем, останется в памяти у многих.
Чтобы
назвать дальнейшие достижения актера постоянным карабканьем на вершину, не
поворачивается язык, так как многие его работы были забракованы не только
критиками, но и зрителями; посещаемость
их была слишком мала, чтобы окупить стартовый бюджет.
Под
конец XX
века,
после появления «Дня сурка», Билл Мюррей появлялся в некоторых фильмах, имеющих вес в кинематографе, но все же не у зрителей. В 1994 году актер сыграл второстепенную
роль в фильме Тима Бертона «Эд Вуд». После этого идет череда комедийных ролей в фильмах, которые заручались весьма
сомнительной поддержкой у критиков и аудитории. Пожалуй, только картине
«Космический джем» удалось прекрасно
выступить в мировом прокате и принести продюсерам внушительные сборы, но Билл
появился в данном проекте в весьма непримечательном образе. В 1999 году он
выдвигается на соискание премии «Золотой
глобус», за роль второго плана в картине «Академия Рашмор». Но она так и
осталась нереализованным шансом. Зато работа в этом фильме свела актера с режиссером
Уэсом Андерсоном, в фильмах которого Мюррей частенько начинает принимать
участие. Как это случилось через три года в работе над «Семейкой Тененбаум».
Все это говорит лишь о том, что более значительные и интересные роли актеру попадались
в авторских проектах.
Сценарий
своего нового фильма «Трудности перевода» София Коппола начала писать после длительного
путешествия по стране Восходящего солнца. Но, обнаружив, что текста хватает
всего лишь на семьдесят страниц, (а это неприемлемо для полнометражной картины), она принялась за
доработку основной структуры. Вот только все это старание могло остаться без
кинематографической реализации, если бы Билл Мюррей не согласился сниматься в
главной роли. После пяти месяцев размышлений актер дает свое согласие. Как в
дальнейшем оказалось, не зря.
После
триумфального проката, который принес почти сто двадцать миллионов при бюджете
в четыре, «Трудности перевода» принялись покорять кинопремию за кинопремией. Но
мы акцентируем внимание на том, как это отразилось на герое статьи. В 2004 году
актер выдвигается на соискание премии «Гильдии Актеров», но остался без
награды. BAFTA
оказалась более благосклонной и наградила его за лучшую мужскую роль. Но не
стоит обходить внимаем также тот факт, что партнерша по съемочной площадке –
Скарлетт Йоханссон – тоже унесла с собой
приятную «игрушку», чего ей не удалось сделать на «Золотом глобусе». В тот год кинокритики «Глобуса» решили удостоить своим
вниманием превосходную игру Билла Мюррея, прекрасно проработанный сценарий
Софии Копполы и сам фильм в комедийной номинации. Но вот на суровой премии американской
киноакадемиии - «Оскар» - большого «урожая» собрать не удалось, и лишь
сценарная работа была удостоена золотой статуэтки. Для Мюррея номинация на роль
в «Трудностях перевода» стала пока единственной в его карьере.
После
блистательного появления в «Трудностях перевода» Билл Мюррей не стал покидать
кинематограф, но и в многобюджетных картинах его можно увидеть редко. В 2004
году его имя фигурирует в фильме «Гарфилд», в котором он подарил свой голос
толстому и ленивому рыжему коту. Этим же
он занимается через два года, когда на мировые экраны выходит вторая часть.
В
этот период, после оскаровской гонки, сотрудничество актера с Уэсом Андерсоном
начинает принимать более внушительные очертания. Так в 2004 голу Билл Мюррей
снимается в главной роли в картине «Водная жизнь». Затем, в 2007 году,
появляется в фильме «Поезд
на Дарджилинг. Отчаянные путешественники». В 2009 занимается озвучкой мультипликационного
персонажа в проекте того же режиссера «Бесподобный мистер Фокс». 2012 также не
остался без фильма, в котором они вновь сошлись на съемочной площадке, чтобы
создать очередную неординарную киноленту - «Королевство полной луны». Не стоит
забывать и про эпизодическую роль в последней ленте Андерсона - «Отель «Гранд –
Будапешт», вышедшей в 2014 году.
Но давайте отмотаем время на два
года назад и вспомним, может быть, и не
самый яркий проект, но, тем не менее, значимый для его собственного профессионального
роста. В 2012 году Билл Мюррей примерял на себя образ американского президента Франклина
Рузвельта в фильме Роджера Мишелла «Гайд – парк на Гудзоне», за что в очередной
раз выдвигался на соискание премии «Золотой глобус».
Последнюю номинацию на эту почетную
премию Билл Мюррей получил за работу в картине «Святой Винсент» (2014 ), но так
и не смог победить. На данный момент в
его будущих проектах особое внимание мировой киноаудитории привлекает лента
«Рок на Востоке», где он предстанет перед нами в образе никому не нужного
музыкального продюсера, отправившегося в Афганистан, чтобы найти новый золотой
голос.
Текст: Дмитрия Тищенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий