Поиск по этому блогу

пятница, 18 декабря 2015 г.

Международный Московский Кинофестиваль

В мировой киноиндустрии насчитывается огромное количество фестивалей, премий и киноконкурсов. Каждый из них имеет собственную политику в отношении отбора участников и выбора победителя. Все они очень значимы в жизни кинематографа, так как позволяют  оценивать его состояние изнутри, делать правильные выводы и просто доставлять мировому обществу море положительных эмоций.



Старейшим киносмотром является Венецианский кинофестиваль, появившийся на свет в 1932 году  по просьбе Бенито Муссолини и проводимый на острове Лидо,  за исключением  нескольких лет. В 1934 году жюри итальянского конкурса выдвинуло  на соискание «Кубка Муссолини» несколько советских картин - «Веселые ребята» режиссера  Григория Александрова, «Грозу» Владимира Петрова, «Окраину» Бориса Барнета и «Три песни о Ленине» режиссера Дзиги  Вертова. По итогам голосования СССР удостоился главного приза. Но,  вернувшись домой и начав думать, советская верхушка приняла решение создать свой собственный фестиваль, так как в мире не было киноплощадок, на которых бы советские картины получали бы  правильные, социалистические,  награды, а не те, которые раздаются в стране с фашистской диктатурой.   Было решено, что в 1935 году, 21февраля, кинотеатр «Ударник» проведет у себя первый «Советский кинофестиваль в Москве». Участие в нем приняли девять стран:  Великобритания, Венгрия, Италия, Китай, Польша, СССР, США, Франция, Чехословакия.

В этот знаменательный год  в составе жюри было три отечественных кинематографиста. Честь председательства досталась прославленному режиссеру Сергею Эйзенштейну, снявшему  «Броненосец «Потемкин». Также в его компании были Всеволод Пудовкин и Александр Довженко.  Не были забыты  и иностранцы, и к тройке советских членов жюри присоединился французский изготовитель киноаппаратуры Анри Дебри.

Главный приз Советского кинофестиваля – Большой серебряный кубок - достался киностудии «Ленфильм», за  картины  «Чапаев» (он, кстати,  стал фильмом открытия), «Юность Максима» и «Крестьяне», посчитавшиеся в то время утверждающими реалистичный стиль советского кинематографа, сочетая при этом и  жизненную глубину. Вторая награда – Малый серебряный кубок – ушла в руки французского режиссера Рене Клера,  за картину «Последний миллиардер». Третий приз достался студии Walt Disney,  за мультипликационный  фильм «Три поросенка».



В дальнейшем фестиваль перестал существовать на целых двадцать четыре года, так как верховный главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин несильно вдохновился идеей киносмотра в советской стране. Ко всему прочему,  в мировом обществе не наблюдалось стабильности, а в 1941 году СССР был атакован фашистской Германией. Естественно,  ни о каком проведении мировых смотров  не могло быть и речи.

В 1959 году, спустя четырнадцать лет после окончания кровопролитной войны, советское правительство, оглядываясь на европейские города, в которых начали проводиться свои кинофестивали( Канны(с 1946 года), Берлин(с 1951 года), а также на  Венецию, где фестиваль после окончания войны снова возобновил свою работу,  решило и своему киноискусству вернуть   мировую значимость. И вот, в 1959 году, не без помощи Екатерины Алексеевны Фурцевой, начинается с нуля жизнь Московского кинофестиваля, который было решено проводить раз в два года. Но, не успев прожить и несколько лет,  ему удалось заручиться всеобщим признанием  и привлечь внимание многих мировых кинодеятелей. В особенности этому поспособствовал третий по счету киносмотр (1963 года), прославившийся шумихой вокруг фильма Федерико Феллини «Восемь с половиной», поразившего огромное количество советских зрителей. Из-за творческого и идеологического противоречия некоторые члены жюри не хотели отдавать Большой приз итальянскому режиссеру. Но Георгий Чухрай, председатель кинофестиваля в тот год, принял нелегкое решение – отдать главный приз Федерико Феллини, невзирая на давление, исходящее со всех сторон. Как оказалось,  не зря. Феллини, когда получал награду, сказал пламенную речь о том, что эта награда  ему особенно ценна, потому что он ее выиграл в советской стране. После этого престиж фестиваля вознесся до небес.

В последующие годы большой шумихи вокруг ММКФ не наблюдалось. Честь  стать председателем четвертого киносмотра была предоставлена Сергею Герасимову, который уже был в этой должности в 1959 году. В 1965 году он удостоил Большим призом картину советского режиссера Сергея Бондарчука «Война и мир». Но и зарубежную картину обойти никто не решился и награду получил также венгерский фильм «Двадцать часов» режиссера Золтана Фобри. В 1967 году опять всех остальных претендентов обошли киноленты из СССР и ВНР (Венгерской Народной Республики).

Перешагнув 1967-й год, фестиваль начал ощущать некоторые изменения. На пятом киносмотре название главной премии с Большого приза преобразилось в Золотой приз. Также не стоит забывать о том, в 1969 году у жюри  отсутствовал председатель. Видимо, из-за такой нестандартной ситуации целых три картины удостоились Золотого  приза. Первый фильм был привезен в Москву из дружеской нам страны – Кубы. Картина Умберто Соласо «Лусия» рассказала советскому зрителю о борьбе кубинского народа за свою независимость на примере трех женщин, которые жертвуют многим ради достижения поставленной цели. Второй фильм – «Серафино» (Италия и Франция). Эта комедия, в которой, кстати, снимается всеми любимый Адриано Челентано, поразила и развеселила советского зрителя, так что не дать главный приз было просто невозможно. Но и об отечественном кинематографе забыто не было. Комедийная лента Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника»,  об учителе в исполнении Вячеслава Тихонова, получила Золотую награду.



В 1972 году в истории Московского кинофестиваля происходит одно из важных событий.  Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров закрепляет за фестивалем категорию «А», после чего он встал в один ряд с такими прославленными киноплощадками, как  Берлин, Венеция, Канны. С этого момента в Москве должны были  демонстрироваться только те картины, которые не участвовали на других аккредитованных смотрах.

Особое внимание привлекает к себе фестиваль 1975 года, из-за того что на нем Золотой приз получила советско – японская картина «Дерсу Узала» режиссера Акиры Куросавы. В картине показана  история увлекательных путешествий знаменитого ученого и писателя В. Арсеньева. Но в центре повествования -  его дружба с таежным охотником Дерсу Узала, отличающимся мудростью и добротой. Но это не единственная почетная награда в копилке фильма. В 1976 году на церемонии вручения премии «Оскар» кинолента удостоилась статуэтки в номинации «Лучшая иностранная картина», таким  образом став третьей в истории отечественного кинематографа.

В 1977 , 1979, 1981 и 1983 годах председателем московского киносмотра был Станислав Ростоцкий. В этот  период особенно интересных работ не наблюдалось. В 1977-м Золотой приз получает советская картина Георгия Данелия «Мимино», которая после проката моментально разошлась на цитаты, и даже в западных странах ее оценили по достоинству. В 1979-м году отечественному кинематографу не удалось заручиться поддержкой жюри, из-за чего  он остался без Золотого приза. А в 1981-м главным советским фильмом становится лента «Тегеран - 43», рассказывающая о том, как была предотвращена попытка убийства глав американского, английского и советского правительства, которые собрались в столице Ирана в1943 году.

Новой вехой в истории Московского кинофестиваля становится 1987 год, когда «железный занавес» рухнул , что повлекло за собой поток разностороннего кинематографа на экраны нашей Родины. В этот переломный момент председателем жюри становится американский актер, двукратный обладатель премии «Оскар» Роберт Де Ниро. Недолго думая,  он с легкой руки отдает главный приз Федерико Феллини за фильм «Интервью», в котором популярные в прошлом кинодеятели итальянского кинематографа дают интервью, будто разговаривая со зрителями. Но это не документальное кино, а,  напротив, полностью художественное, в котором есть место фантастическому началу. Но вот следующий американский актер - Ричард Гир, которому в 1995 году выпала честь стать  председателем Московского кинофестиваля, оказался чрезвычайно суровым судьей и вообще никому не присудил «Золотого Георгия» (главная награда стала так называться с 1989 года).



С 1997 года было принято решение, что фестиваль будет проходить не раз в два года, а ежегодно, но это удалось сделать не сразу. В  девяносто восьмом,  из-за финансовых проблем,  киносмотр пришлось пропустить и поэтому только с 1999 года удалось претворить мечту в жизнь. Кстати, в этот год Никита Сергеевич Михалков, обладатель премии «Оскар» за фильм «Утомленные солнцем», становится президентов фестиваля;  в течение 16 лет он с успехом занимает эту должность. При его руководстве возрождается программа документального кино «Свободная мысль» и  создается площадка под названием «Перспектива», на которой свои работы показывают дебютанты. В 2013 году ее переименовали в Конкурс короткого метра.


Международный Московский кинофестиваль 2015 года был короче на несколько дней из-за западных санкций, введенных в отношении России. Тем не менее, никто не помешал киносмотру пройти. В этом году честь стать председателем досталась французскому режиссеру Жан-Жаку Ано, который отдал главный приз – «Золотого Георгия» - болгарской картине «Лузеры», снятой Ивайло Христовым. Фильм поднимает проблему подросткового общества. По словам Никиты Михалкова, 37 -й Московский кинофестиваль посетило на пятьдесят тысяч зрителей больше,  чем в 2014 году. 


Текст: Дмитрия Тищенко.