В
мировой киноиндустрии насчитывается огромное количество фестивалей, премий и киноконкурсов.
Каждый из них имеет собственную политику в отношении отбора участников и выбора
победителя. Все они очень значимы в жизни кинематографа, так как позволяют оценивать его состояние изнутри, делать
правильные выводы и просто доставлять мировому обществу море положительных
эмоций.
Старейшим
киносмотром является Венецианский кинофестиваль, появившийся на свет в 1932 году по просьбе Бенито Муссолини и проводимый на
острове Лидо, за исключением нескольких лет. В 1934 году жюри итальянского
конкурса выдвинуло на соискание «Кубка
Муссолини» несколько советских картин - «Веселые ребята» режиссера Григория Александрова, «Грозу» Владимира
Петрова, «Окраину» Бориса Барнета и «Три песни о Ленине» режиссера Дзиги Вертова. По итогам голосования СССР удостоился
главного приза. Но, вернувшись домой и
начав думать, советская верхушка приняла решение создать свой собственный
фестиваль, так как в мире не было киноплощадок, на которых бы советские картины
получали бы правильные, социалистические,
награды, а не те, которые раздаются в
стране с фашистской диктатурой. Было
решено, что в 1935 году, 21февраля, кинотеатр «Ударник» проведет у себя первый
«Советский кинофестиваль в Москве». Участие в нем приняли девять стран: Великобритания,
Венгрия, Италия, Китай, Польша, СССР, США, Франция, Чехословакия.
В
этот знаменательный год в составе жюри
было три отечественных кинематографиста. Честь председательства досталась
прославленному режиссеру Сергею Эйзенштейну, снявшему «Броненосец «Потемкин». Также в его компании
были Всеволод Пудовкин и Александр Довженко. Не были забыты
и иностранцы, и к тройке советских членов жюри присоединился французский
изготовитель киноаппаратуры Анри Дебри.
Главный
приз Советского кинофестиваля – Большой серебряный кубок - достался киностудии «Ленфильм»,
за картины «Чапаев» (он, кстати, стал фильмом открытия), «Юность Максима» и «Крестьяне»,
посчитавшиеся в то время утверждающими реалистичный стиль советского
кинематографа, сочетая при этом и жизненную
глубину. Вторая награда – Малый серебряный кубок – ушла в руки французского
режиссера Рене Клера, за картину
«Последний миллиардер». Третий приз достался студии Walt Disney, за
мультипликационный фильм «Три
поросенка».
В дальнейшем фестиваль перестал существовать на целых
двадцать четыре года, так как верховный главнокомандующий Иосиф Виссарионович
Сталин несильно вдохновился идеей киносмотра в советской стране. Ко всему
прочему, в мировом обществе не
наблюдалось стабильности, а в 1941 году СССР был атакован фашистской Германией.
Естественно, ни о каком проведении
мировых смотров не могло быть и речи.
В 1959 году, спустя четырнадцать лет после окончания
кровопролитной войны, советское правительство, оглядываясь на европейские
города, в которых начали проводиться свои кинофестивали( Канны(с 1946 года),
Берлин(с 1951 года), а также на Венецию,
где фестиваль после окончания войны снова возобновил свою работу, решило и своему киноискусству вернуть мировую значимость. И вот, в 1959 году, не без
помощи Екатерины Алексеевны Фурцевой, начинается с нуля жизнь Московского
кинофестиваля, который было решено проводить раз в два года. Но, не успев
прожить и несколько лет, ему удалось
заручиться всеобщим признанием и
привлечь внимание многих мировых кинодеятелей. В особенности этому
поспособствовал третий по счету киносмотр (1963 года), прославившийся шумихой
вокруг фильма Федерико Феллини «Восемь с половиной», поразившего огромное
количество советских зрителей. Из-за творческого и идеологического противоречия
некоторые члены жюри не хотели отдавать Большой приз итальянскому режиссеру. Но Георгий
Чухрай, председатель кинофестиваля в тот год, принял нелегкое решение – отдать
главный приз Федерико Феллини, невзирая на давление, исходящее со всех сторон. Как
оказалось, не зря. Феллини, когда
получал награду, сказал пламенную речь о том, что эта награда ему особенно ценна, потому что он ее выиграл в
советской стране. После этого престиж фестиваля вознесся до небес.
В
последующие годы большой шумихи вокруг ММКФ не наблюдалось. Честь стать председателем четвертого киносмотра была
предоставлена Сергею Герасимову, который уже был в этой должности в 1959 году. В
1965 году он удостоил Большим призом картину советского режиссера Сергея
Бондарчука «Война и мир». Но и зарубежную картину обойти никто не решился и
награду получил также венгерский фильм «Двадцать часов» режиссера Золтана Фобри.
В 1967 году опять всех остальных претендентов обошли киноленты из СССР и ВНР
(Венгерской Народной Республики).
Перешагнув
1967-й год, фестиваль начал ощущать некоторые изменения. На пятом киносмотре
название главной премии с Большого приза преобразилось в Золотой приз. Также не
стоит забывать о том, в 1969 году у жюри отсутствовал председатель. Видимо, из-за такой
нестандартной ситуации целых три картины удостоились Золотого приза. Первый фильм был привезен в Москву из
дружеской нам страны – Кубы. Картина Умберто Соласо «Лусия» рассказала
советскому зрителю о борьбе кубинского народа за свою независимость на примере
трех женщин, которые жертвуют многим ради достижения поставленной цели. Второй
фильм – «Серафино» (Италия и Франция). Эта комедия, в которой, кстати,
снимается всеми любимый Адриано Челентано, поразила и развеселила советского
зрителя, так что не дать главный приз было просто невозможно. Но и об
отечественном кинематографе забыто не было. Комедийная лента Станислава
Ростоцкого «Доживем до понедельника», об
учителе в исполнении Вячеслава Тихонова, получила Золотую награду.
В
1972 году в истории Московского кинофестиваля происходит одно из важных событий. Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров
закрепляет за фестивалем категорию «А», после чего он встал в один ряд с такими
прославленными киноплощадками, как Берлин, Венеция, Канны. С этого момента в
Москве должны были демонстрироваться
только те картины, которые не участвовали на других аккредитованных смотрах.
Особое
внимание привлекает к себе фестиваль 1975 года, из-за того что на нем Золотой
приз получила советско – японская картина «Дерсу Узала» режиссера Акиры Куросавы.
В картине показана история увлекательных
путешествий знаменитого ученого и писателя В. Арсеньева. Но в центре
повествования - его дружба с таежным
охотником Дерсу Узала, отличающимся мудростью и добротой. Но это не единственная
почетная награда в копилке фильма. В 1976 году на церемонии вручения премии
«Оскар» кинолента удостоилась статуэтки в номинации «Лучшая иностранная
картина», таким образом став третьей в
истории отечественного кинематографа.
В
1977 , 1979, 1981 и 1983 годах председателем московского киносмотра был
Станислав Ростоцкий. В этот период
особенно интересных работ не наблюдалось. В 1977-м Золотой приз получает
советская картина Георгия Данелия «Мимино», которая после проката моментально
разошлась на цитаты, и даже в западных странах ее оценили по достоинству. В 1979-м
году отечественному кинематографу не удалось заручиться поддержкой жюри, из-за
чего он остался без Золотого приза. А в 1981-м
главным советским фильмом становится лента «Тегеран - 43», рассказывающая о
том, как была предотвращена попытка убийства глав американского, английского и
советского правительства, которые собрались в столице Ирана в1943 году.
Новой вехой в истории Московского кинофестиваля становится
1987 год, когда «железный занавес» рухнул , что повлекло за собой поток
разностороннего кинематографа на экраны нашей Родины. В этот переломный момент
председателем жюри становится американский актер, двукратный обладатель премии
«Оскар» Роберт Де Ниро. Недолго думая, он с легкой руки отдает главный приз Федерико
Феллини за фильм «Интервью», в котором популярные в прошлом кинодеятели
итальянского кинематографа дают интервью, будто разговаривая со зрителями. Но
это не документальное кино, а, напротив,
полностью художественное, в котором есть место фантастическому началу. Но вот
следующий американский актер - Ричард Гир, которому в 1995 году выпала честь
стать председателем Московского
кинофестиваля, оказался чрезвычайно суровым судьей и вообще никому не присудил «Золотого
Георгия» (главная награда стала так называться с 1989 года).
С 1997 года было принято решение, что фестиваль будет
проходить не раз в два года, а ежегодно, но это удалось сделать не сразу.
В девяносто восьмом, из-за финансовых проблем, киносмотр пришлось пропустить и поэтому только
с 1999 года удалось претворить мечту в жизнь. Кстати, в этот год Никита
Сергеевич Михалков, обладатель премии «Оскар» за фильм «Утомленные солнцем»,
становится президентов фестиваля; в
течение 16 лет он с успехом занимает эту должность. При его руководстве
возрождается программа документального кино «Свободная мысль» и создается площадка под названием
«Перспектива», на которой свои работы показывают дебютанты. В 2013 году ее
переименовали в Конкурс короткого метра.
Международный Московский кинофестиваль 2015 года был короче
на несколько дней из-за западных санкций, введенных в отношении России. Тем не
менее, никто не помешал киносмотру пройти. В этом году честь стать
председателем досталась французскому режиссеру Жан-Жаку Ано, который отдал главный
приз – «Золотого Георгия» - болгарской картине «Лузеры», снятой Ивайло
Христовым. Фильм поднимает проблему подросткового общества. По словам Никиты
Михалкова, 37 -й Московский кинофестиваль посетило на пятьдесят тысяч зрителей
больше, чем в 2014 году.
Текст: Дмитрия Тищенко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий