В гостях у «дядюшки Оскара»
Премия «Оскар», которую
впервые раздали в 1929 году, является сейчас главной мировой
кинематографической наградой. Каждый представитель этого вида искусства, в
какой бы области он не работал, желает получить заветную статуэтку в виде
золотого рыцаря. Для одних она ключ к всемирному успеху, для других – пик
карьеры и признание таланта. В истории нашего кино есть шедевры, которым
удалось затмить конкурентов со всего мира и удостоиться «дядюшки Оскара». Но о
них редко кто вспоминает. Так что давайте изменим эту тенденцию в Год
российского кино и выведем их из «подполья».
Первой картиной, которая
получила престижную награду, была документальная лента «Разгром
немецко-фашистских войск под Москвой». Идея создать подобный проект появилась у
Иосифа Сталина, который привлек к работе над фильмом Центральную студию
кинохроники. Режиссерами Леонидом Варламовым и Ильей Копалиным за пятьдесят
пять минут были показаны события в период с октября 1941 года по январь 1942
года. Они запечатлели на пленке подготовку Москвы к обороне: подъем аэростатов,
прием добровольцев в вооруженные силы, производство боеприпасов и военной
техники, патрулирование города. Показаны эпизоды с убитыми местными жителями и
разбитой бронетехникой врага. Сняты бои на подступах к Москве, Туле,
Сталиногорску. После премьеры 23 февраля
1942 года «Разгром немецко-фашистских
войск» удостоился Сталинской премии, а 4 марта 1943 года фильм получил статуэтку
«Оскар» в категории «Лучший документальный фильм».
В 1959 году на советских
экранах появляется фильм по мотивам романа Льва Толстого «Война и мир», снятый
в Соединенных Штатах Америки. Отечественный зритель положительно воспринял
трехчасовую картину, что побудило руководителей нашего кинематографа самим
экранизировать роман. Возглавить съемки поручили нашему земляку – Сергею Бондарчуку, который
на тот момент уже прославился картиной «Судьба человека».
Во время съемок ему было
позволено использовать последние отечественные разработки в области кино,
музейные экспонаты, вооруженные силы
страны. Также было сшито девять тысяч костюмов, сделаны точные копии российских
и французских наград, построено восемь мостов и пятьдесят различных декораций.
В 1965 году состоялся ограниченный прокат первых двух серий «Войны и мира», а
14 марта 1966 года начался широкий прокат.
15 апреля 1969 года в
Лос-Анджелесе картина Сергея Бондарчука удостоилась статуэтки в категории
«Лучший фильм на иностранном языке», став тем самым первой, которая выиграла
«Оскар» за художественный фильм. С сети Интернет есть даже запись того момента,
когда Людмила Савельева (она сыграла Наташу Ростову) выходит на сцену и говорит
благодарственную речь.
Через семь лет, в 1976 году,
высшую награду в мире кино получил советско-японский фильм «Дерсу Узала», ставший
экранизацией одноименного романа отечественного путешественника Владимира
Арсеньева. История в картине
разворачивается на территории Уссурийского края. В ней рассказывается о череде
увлекательных путешествий и дружбе В. Арсеньева с таежным охотником Дерсу
Узалой. Возглавил работу над этим проектом японский режиссер Акира Куросава.
Помимо премии «Оскар», лента победила в главной номинации Международного
Московского кинофестиваля.
Четвертой лентой, получившей
премию «Оскар», стала работа Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».
История о «завоевании» Москвы провинциальными девушками, как ни странно, была
довольно холодно принята отечественной критикой. Многие указывали на слабость
героев, структуры сюжета. Отмечали способность картины вызывать в зрителях их
низменные, потаенные чувства. Но отношение руководителей кино к фильму кардинально поменялось, когда
он стал одним из самых кассовых. В отечественных кинотеатрах «Москва слезам не
верит» собрала более девяноста миллионов зрителей. Мировой прокат принес
прибыль в два с половиной миллиона долларов. Также картина, неожиданно для
всех, одержала победу в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» на церемонии вручения премии «Оскар» в 1981
году.
Увы, Владимир Меньшов не смог выехать за границу.
О своем триумфе он узнал из информационной программы «Время», что было
воспринято как розыгрыш. Тем не менее, награда, которую вместо него получил
атташе по вопросам культуры посольства СССР в США, была действительно ему
присуждена. Статуэтка простояла восемь лет в Госкино и лишь в 1989 году перешла
в руки Владимира Меньшова.
На этом покорение
Американской академии кинематографических искусств и наук в истории
отечественного кино не закончилось. Уже после перестройки, когда старое
государство (СССР) развалилось, а новое (Российская Федерация) только начинало
свой нелегкий путь, Никита Михалков выпустил в свет «Утомленные солнцем».
История начала репрессий в сталинское время тронула многих критиков и зрителей.
На Каннском кинофестивале 1994 года
фильм забрал Большой приз жюри и Приз экуменического (христианского)
жюри. Через полгода, на церемонии вручения премии «Оскар» 1995 года, Никита Михалков вышел на сцену со своей дочерью Надей, чтобы
получить статуэтку за лучший иностранный фильм.
Последним, кому удалось на
данный момент завоевать заветный «Оскар», стал российский мультипликатор
Александр Петров. В 2000 году он удостоился награды за короткометражный
анимационный фильм «Старик и море», снятый по одноименной повести Эрнеста
Хемингуэя. Над этим проектом режиссер работал в течение двух лет в Монреале
(Канада). Главной особенностью мультфильма
можно считать то, что он первый в истории вышел в формате IMAX (максимальное изображение).
В заключении стоит отметить,
что российский кинематограф XXI
века старается прославлять нашу страну за рубежом, но пока это не удается.
Номинированный в 2015 году «Левиафан» Владимира Звягинцева так и остался в
числе претендентов и заработал дурную славу в России за свои критические
взгляды. В этом году на соискание золотой статуэтки выдвигался новый фильм
Никиты Михалкова «Солнечный удар», которому так и не удалось войти в пятерку
номинантов. Тем не менее, без нашего участия церемония вручения премии «Оскар»
в 2016 году не пройдет. «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита
претендует на награду в категории «Лучший короткометражный мультфильм». Так
что, гордимся прошлыми победами, болеем за новых претендентов и ждем оглашения
победителей, которое начнется 29 февраля в три часа ночи (по нашему времени).
Текст: Дмитрия Тищенко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий