Испепеляющий зной
Невады. Организм не выдерживает высокой температуры. Два лучших друга - адвокат
Доктор GONZO
и профессор журналистики Рауль Дюк, - берут
кокаин, цветастые рубашки, магнитофон для особой музыки, машину без верха и
отправляются в Лас-Вегас, чтобы освещать ежегодную гонку по бездорожью MINT 400. Но чем дальше они
продвигаются к цели, тем сильнее окунаются в наркотики, выпивку, долги
финансовые и творческие и раз за разом оказываются на грани ареста. Но, нарушив
все существующие правила в Вегасе, компания наркоманов – интеллигентов спокойно
удирает из этого города.
История, которая
произошла с героями фильма, изначально появилась на листах книги Хантера
С.Томпсона «Страх и отвращение в
Лас-Вегасе: Дикое путешествие в сердце американской мечты». Она имеет в основе
реальные факты, которые произошли с писателем во время работы над статьей
«Странное громыхание в Ацтлане». Для более широкого освещения заостренных в ней
проблем - убийства журналиста Рубена Саласара и расовую несправедливость - он
со своим другом Оскаром Зета Акостом
(адвокат мексиканского происхождения, который боролся с расовой
несправедливостью и оказывал юридическую помощь бедным) совершает поездку в Лас-Вегас, на основе которой и была написана
книга. Спустя 27 лет на Каннском кинофестивале появляется экранизация этого
произведения – «Страх и ненависть в Лас-Вегасе».
Производство картины регулярно
откладывались, из-за чего постоянно менялись актеры. Изначально на главные роли
хотели взять Джека Николсона и Марлона Брандо, но, пока шла подготовка к
съемкам, они вышли из нужного возраста. В связи с этим продюсеры обратили свое
внимание на Дэна Экройда и Джона Белуши, но, из-за смерти последнего, пришлось
искать новый дуэт. Возможными кандидатами после трагических событий были Джон
Малкович и Джон Кьюсак, но слово Хантера С. Томпсона кардинально поменяло все
планы: писатель сказал, что только Джонни Депп подходит на роль Рауля Дюка. Он
позволил актеру на несколько месяцев стать гостем в своем доме, чтобы тот лучше
подготовился к роли, дал свою одежду и лично побрил голову. В компанию к Деппу
записали Бенисио Дель Торо, который
специально для роли поправился на 18 килограммов и досконально изучил своего
персонажа Доктора GONZO.
«Страх и ненависть в
Лас-Вегасе» начинается с документальных кадров, где мы окунаемся в период жизни
США, когда они воевали во Вьетнаме, а страну захлестнула волна народных
митингов. Художественная же часть, без каких – либо лирических отступлений,
окунает нас в безумную наркотическую историю фразой: «Мы были неподалеку от Барстоу, на границе пустыни, когда наркотики
постепенно вошли в привычку». Барстоу
– это небольшой городишко в Калифорнии, чье население на момент путешествия
Дюка и GONZO составляло не более семнадцати тысяч человек. Можно предположить,
что в то время, когда красная машина Chevrolet Impala ехала по
одинокому шоссе пустыни Мохаве, в штате Невада
температура была не меньше сорока пяти
градусов, а то и все пятьдесят. В каком же они были состоянии, если
брать в расчет жару нападающих на них, не видимых никому, кроме них, летучих
мышей?
Изрядно накушавшись
наркотиков и напившись пива, Рауль Дюк и Доктор CONZO прибывают
к месту назначения – отель MINT,
чтобы писать статью: «О мотогонках в
пустыне. Минт 400 – самый богатый мотокросс в истории организованного спорта.
Фантастический спектакль в честь какой-то толстой задницы – владельца
роскошного отеля MINT в
центре Лас-Вегаса». Но на деле все получается иначе.
Наркотики бьют в голову друзьям – путешественникам, и Рауль Дюк не в состоянии
уже контролировать свой раскалившийся мозг, который вызывает жуткие
галлюцинации - рептилий, летающих змей и
прочей ерунды, которая чуть не приводит их за тюремную решетку. И единственное,
что ему поможет, – это арахис.
На следующий после переезда день Дюк, полный сил,
отправляется на гонку. «Пора было встать
на землю, поразмыслить над заданием и решить, как справиться с ним. Пора было
приступать к работе». Но, проработав весь день, наглотавшись пыли и
оказавшись в лапах песчаного тумана, Дюк уже вечером на пару с Доктором GONZO катили
по главной улице Лас-Вегаса и вдыхали прохладный ветер пустыни. Первой
остановкой стал концерт Деби Райленс, который они покинули через несколько
секунд после начала. Следующим пунктом «культурного» отдыха стало казино «Bazooko Circus». «В цирке Bazooko самая крутая тусовка», - отмечает Дюк. Если кому интересно, это заведение открылось 18 октября 1968 года на бульваре Лас-Вегас. «Circus
Circus» (именно так сейчас называется это казино) с самого начала взяло
ориентир на семейный отдых, чтобы детям было чем заняться, пока родители сидят
за рулеткой или играют в покер. Наверное, очень необычно было видеть двух
обкуренных взрослых мужчин, которые нанюхались эфира и приняли мескалин, в
заведении, нацеленном на семейные пары.
Особенно, если взять в расчет, что Доктор GONZO оказался в стадии страха и
не мог даже спуститься с медленно движущейся карусели.
На следующий день, после прогулки по Вегасу,
напряженной ситуации в отеле с GONZO, когда он хотел бросить в
ванну магнитофон, а потом чуть не порезал Дюка в лоскуты, Рауль просыпается в
разгромленном номере и принимает решение бежать из города – счета за проживание
перешли недозволенный рубеж. Но уже на половине пути он узнает от своего друга
– адвоката, который, кстати, уже сидел на работе в Лос-Анджелесе (только что
громил номер, а уже как ни в чем не бывало у себя в офисе), что он должен
освещать конференцию окружных прокуроров на тему «Наркотики и опасные
лекарства» в отеле «Flamingo Las Vegas». «Выбора
не было, я возвращался в Лас-Вегас», - говорит Дюк, настрелявшись в пустыне
из пистолета. Но так как и это мероприятие не заинтересовало профессора
журналистики, то все закончилось изрядным принятием наркотиков, которые
отключили его на долгие сутки. «Когда я
пришел в себя, номер выглядел омерзительным и безумно грязным». Чтобы
восстановить в памяти огрызки событий, он прослушивает магнитофонную пленку, на
которую записывал происходящее, но толку было мало: «Бред. Совсем никакого смысла. Нужны были факты».
Конец фильма размазанный, так же как и воспоминания
героев. Никакой конкретики. Расплывчатые воспоминания дикого путешествия в
Лас-Вегас. Но что несет в себе «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», какие высокие
идеи прочитываются в сюжете фильма, чтобы человек смог сделать для себя выводы?
Центральную проблему уловить крайне сложно. Весь фильм нацелен на изображение
жизни двух друзей и особенно ярких моментов из их путешествия. Но, что бы ни говорили о безыдейности рассказанной
истории, каждый раз в ней проскальзывает мысль о бессмысленности наркотиков. «Сейчас мы все хотим выжить. Нет больше
стимула шестидесятых. Великий гуру Тим Лири допустил фатальную ошибку. Он
мотался по Америке, проповедуя самопознание, не думая о мрачной реальности,
поджидающей всех, кто воспринимал его серьезно. Эти наивные уроды полагали, что
можно обрести мир души и понимание, купив за три доллара таблетку радости. Их
потери и неудачи относятся и к нам. Лири добился того, что создал нам иллюзию
жизни, а результат – поколение пожизненных калек, так и не понявших главную, старую
как мир ошибку наркокультуры – убеждение в том, что кто-то или что-то
поддерживает свет в конце туннеля».
Текст: Дмитрия Тищенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий