Поиск по этому блогу

среда, 29 июня 2016 г.

Индиана Джонс: Во власти хрустального черепа.

Археолог Индиана Джонс, или Генри Джонс младший, оказывается в руках советской разведки в разгар холодной войны. Запертый в багажнике со своим другом и коллегой по приключениям Маком, он попадает в засекреченную военную базу США, известную как «Зона 51». Ирина Спалько – полковник КГБ – убеждает Джонса помочь ей отыскать ящик, в котором находятся мумифицированные останки инопланетянина. Индиана, не видя другого выхода, как пойти навстречу вооруженным русским, помогает им отыскать артефакт, после чего ему удается сбежать от коммунистических агентов. Но это событие повлекло за собой череду новых приключений, из-за чего постаревший археолог отправляется в новое головокружительное путешествие!


После завершения трилогии фильмов об Индиане Джонсе картиной «Последний крестовый поход», вышедшей в прокат 1989 году, режиссер Стивен Спилберг посчитал цикл завершенным и не помышлял о съемке продолжения. И действительно, какой смысл было продолжать? В период своего расцвета, с 1981 года по 1989 год, трилогия собрала в прокате один миллиард двести миллионов долларов, да и Американская киноакадемия  не прошла мимо столь удачных фильмов и наградила первую картину пятью золотыми статуэтками  «Оскар», вторую и третью удостоила по одной. Так что завершение карьеры Индианы Джонса на экране можно считать вполне логичным: чтобы не испортить то,  что есть, надо вовремя остановиться.

Переговоры о съемках четвертой части начались через несколько лет после официального решения Спилберга больше не возвращаться в этот проект. Тем не менее, продюсеры не унимались, и в итоге Харрисон Форд с Джорджем Лукасом (он выступает главным продюсеров фильма и директором киностудии, где и снимается Джонс -  Lucasfilm) смогли убедить режиссера взяться за съемки продолжения. В результате этой договоренности начались поиски сценаристов. Изначально написание истории хотели предложить Джеффри Боэму и М. Найти Шьямалану, но им не удалось прийти к договоренности. Следующим кандидатом на эту должность стал Фрэнк Дарабонт, режиссер таких нашумевших фильмов, как «Побег из Шоушенка», «Зеленая миля», «Мгла».  В 2002 году с ним подписали контракт, и он принялся за работу. Его материал пришелся по душе Стивену Спилбергу и Харрисону Форду, но Джордж Лукас остался недоволен и в 2004 году принял решение о расторжении договора и написании нового сценария, который доверил Джеффу Натансну и Дэвиду Кеппу. В итоге фильм появился 18 мая 2008 года на Каннском кинофестивале, а в мировой прокат  вышел 22 мая того же года.



«Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», в отличие от своих предшественников, не акцентирует внимание на христианской религии, а обращается к мифам древних племен индейцев и к их божествам. Почему «Королевство хрустального черепа»? Кто смотрел, тот знает, что главной целью Индианы Джонса на протяжении двух часов экранного времени является возвращение удлиненного черепа из горного хрусталя на его законное место. Но что это за череп? В предыдущих картинах сюжет строился на реальных научных фактах и библейских историях. Четвертый фильм решил не нарушать сложившуюся традицию и также сделал для себя почвой интересный факт из нашей жизни.

Первые упоминания  о хрустальных черепах появились в середине XIX века. Подобные материалы в прессе тут же получили широкую популярность и завладели умами большой аудитории. Первый хрустальный череп,  вошедший в историю и ставший причиной для начала охоты на столь необычный артефакт (потом нашли еще 12 черепов), был найден в 1927 году археологом Фредериком Альбертом Митчелом-Хеджесом и его семнадцатилетней дочерью Анной, которая, кстати, и заметила блестящий хрусталь среди руин города индейцев майя. После этого начались необычные явления с девушкой. Когда она ложилась спать и клала рядом с собой череп, то ее начинали посещать сны про индейцев майя, которые полностью соответствовали историческим фактам.


Череп поражает исследователей на протяжении многих лет своей формой и обработкой. На нем не было найдено ни единой царапины, даже намека на что-то подобное. «Невероятно… Невозможно… Никаких следов обработки. Единый кусок горного хрусталя. Ни одного шва, что невозможно и при сегодняшнем развитии технологий», - говорит о найденном только что черепе Индиана Джонс, рассматривая его при свете фонаря. Кроме этих свойств, исследователи (сейчас речь опять идет не о фильме) сделали заявление, что возраст черепов превышает возраст всех человеческих цивилизаций, и что горного хрусталя такого качества, по их словам, нет на нашей планете. Также есть свидетельства, что они способны исцелять людей от всех болезней; правда, не каждому человеку дано к ним приблизиться.

Первый череп, который был найден Индианой Джонсом в фильме, находился в «колыбели» Франциско Де Орельяно (реальный человек, родившийся то ли в 1505, то  ли в 1511 году н.э.), которая находилась в Перу, в пустыне Наска. Это еще одно загадочное место планеты, окутанное тайнами индейцев наски. На огромной территории, почти 500 квадратных километров, расположены гигантские рисунки: собака, паук, обезьяна, «Астронавт» (есть огромное изображение, которое напоминает человека в скафандре) и т.д.  Это культурное наследие задало множество вопросов ученым: кто создал их, когда это было, для чего они нужны и каким образом древним людям это удалось? Целью этих росписей некоторые называют разные задачи наски. Кто-то утверждает, что таким образом они общались с богами. Кто-то говорит,  что линии соответствуют звездам. Другие полагают, что они являются ориентирами для космических кораблей. Для героев фильма «Королевство хрустального черепа» они стали ориентиром для поисков хрустального черепа.


Но что можно сказать конкретно по фильму? Если оглянуться на все четыре картины про Индиану Джонса, то четвертая лента, хоть ее считают неудавшимся фильмом, для меня является, наверное, лучшей частью из всей франшизы. Почему? В первую очередь, «Королевство хрустального черепа» смотрится гораздо более насыщенным продуктом, но при этом сбалансированным и не тяжелым. Например, первая картина - «В поисках утраченного ковчега» - скудна на интересные ситуации, хоть и наполнена множеством трюков. История недоработана, чувствуется, что не хватает какого-то маленького процента до идеала, поэтому она просто отличная лента. Второй фильм – «Храм судьбы» - слишком перенасыщен, из-за чего его малый хронометрах быстро утомляет. Третья картина – «Последний крестовый поход» - это действительно идеальный фильм, в котором интересен сюжет и невероятна постановка (отдельные овации Стивену Спилбергу). Что же насчет «Королевства хрустального черепа», то это также идеал. В ней есть прекрасный, отточенный сюжет, который цепляет зрительское воображение (мне, например, после его просмотра тут же захотелось изучать те факты, которые показаны в кино). Прекрасная режиссерская работа, которая делает фильм не просто набором трюков,  но и отличной динамичной лентой, способной держать аудиторию в напряжении до самого конца. Да и визуальная составляющая ленты превосходна. Ну, и, конечно, сам Индиана Джонс, который украшает фильм в любом возрасте.

Текст: Дмитрия Тищенко.