Поиск по этому блогу

среда, 5 октября 2016 г.

Юбилеи любимых фильмов: "Завтрак у Тиффани"

«Жизнь есть жизнь»

Такие слова сказал Пол Варжак своей любимой женщине – Холли Голайтли. Но это уже конец фильма. А на протяжении всей картины мы наблюдаем, как  складываются отношения этих двух молодых людей.

Холли Голайтли – главная героиня фильма «Завтрак у Тиффани» (1961 г.;  реж. Блэйк Эдвардс). Сегодня у картины – юбилей. Невозможно поверить – 55 лет! Смотришь на экран, и кажется, что снимали совсем недавно, ну просто в этом году. Такими реальными представляются герои и все происходящее. Не может такая актриса быть где-то в небытии… Ну это так, отступление.



Картина замечательная! Здесь глубокая идея – человек должен верить в себя, не бояться жизни. Холли Голайтли не нашла себя и искала явно не там, где надо. Она красива, модно одета, у нее тонкая душевная организация (чего она сама, видимо, не знает), но все идет не так. Видно, что Холли одинока. Брат ее – в армии, от старого мужа сбежала, имя изменила, а сама  снимает квартиру в Нью-Йорке, пытаясь как-то жить.  О себе она думает плохо, это передается и окружающим: «Все думают, что я вертихвостка или дурочка. Иногда очень выгодно выглядеть дурочкой».  Женщина недооценивает себя и разменивается на ненужные вещи. Мужчины дают ей по 50 долларов на парикмахерскую; она условно делит их на  «крыс» и «суперкрыс» и все же ищет среди них миллионера для возможного замужества. В друзья она выбрала преступника из Синг-Синг, ездит к нему каждый четверг (тоже получая за это небольшие деньги) и считает его очень хорошим человеком. Впоследствии это вылилось в большие неприятности: арест и всеобщее осуждение; оказалось, что Холли передавала полученную от Салли Помидора зашифрованную информацию, сама не зная, что она значит. Эта молодая женщина, по сути, очень порядочная: просто считает, что ни на что не имеет права, даже дать имя коту.



Холли иногда ездит завтракать к магазину «Тиффани». Причем, надевая при этом, мне так кажется, самые красивые свои наряды. Вероятно, в те моменты, когда на душе «скребут крысы». Видимо, это дает ей какой-то толчок для жизни, жизненный настрой. Может быть, вообще силы жить дальше.

Холли встречает Пола, а Пол – Холли. Это прекрасно. Пол ведь тоже шел по очень неправильному пути; будучи писателем, был просто альфонсом. Именно Холли, можно сказать, привела его в чувство, заставила посмотреть на все иначе, задуматься  и изменить свою жизнь. (Интересно, что в чужой жизни она смогла разобраться в один момент, а вот в своей…Часто у многих нас происходит так же – другим помогаем, а своих проблем можем и не увидеть. Или не знаем, как их решить.) Пол начал снова писать; и какова же была его радость, когда он заработал своим писательским трудом первые 50 долларов! Пол почувствовал себя значимым. По-моему, он просто жизнь увидел заново. А еще он влюбился в Холли. Она, конечно, тоже в него была влюблена, но и думать об этом  не смела. Она ничего не смела. Все-таки скандал в конце фильма оказался полезным: женщина не уехала в Бразилию, где, вероятно, была бы ни к месту и еще несчастливее. Пол признается ей в любви. Этот разговор в автомобиле считаю главным в картине, поэтому приведу его почти полностью:

- Я люблю тебя. Ты моя!

- Люди не могут принадлежать друг другу. Никто не смеет сажать меня в клетку!

- Я не хочу сажать тебя в клетку! Я хочу любить тебя.

- Я не Холли! И даже не Лула Мэй. Я неизвестно кто! Я как мой безымянный кот. Мы никому не принадлежим. Люди не могут принадлежать друг другу!


- Знаешь, что с тобой не так, мисс Неизвестно кто? Ты трусиха! Ты так боишься поднять голову и сказать: «Жизнь есть жизнь». Люди влюбляются, люди хотят принадлежать друг другу. Потому что это единственный шанс быть счастливыми… Ты уже в клетке! Ты сама ее создала… Она всегда будет с тобой. Куда бы ты не отправилась – от самой себя не убежать.

В картине прекрасный конец (примирение, понимание, долгий поцелуй)…И спасенный кот, которого Холли, от своей бесхарактерности и беспомощности, выбросила под дождь. Пол и Холли целуются, а кот, мокрый и счастливый, - между ними.

Фильм, по сути, очень серьезный, разбавлен юмором. И это очень правильно, иначе тяжело было бы смотреть без этого. Например, очень смешна вечеринка у Холли - «сборная солянка» -, куда пришли кто хочет и с кем хочет. Видимо, такие вечеринки собирались довольно часто: неизвестные люди, спиртное рекой, танцы до упаду; кто – то стоит вверх ногами, кто – то возит даму на себе; Полу пришлось ползать на коленях. А одна очень нетрезвая дама сначала смеется, глядя на себя в зеркало, потом рыдает. Другая же говорит мужчине, с которым пришла: «Я отведу тебя в зоопарк и скормлю дикому яку! Вот только допью свой бокал…» Можно  и головной убор поджечь кому-нибудь и не заметить этого. Приезды полиции… Эти вечеринки – следствие неправильного понимания Холли жизни, самой себя и бросания в крайности.


Воодушевляют кадры, где Пол и Холли гуляют по городу весь день, совершая всякие глупости, даже воруя мелочи в магазине.

Вообще этот эпизод – прогулка по городу – имеет свой смысл: изумительная музыка Генри Манчини, которую тоже хочется напевать; заказ на гравировку в «Тиффани», оранжевое пальто (солнечный цвет), яркие и праздничные маски кота и собаки… Уже здесь становится ясно – а ведь все будет хорошо!
А еще костюмы… Они прекрасны до такой степени, что выразить невозможно! Они очень украшают фильм, вызывают восторг и другие возвышенные чувства: розовое платье и корона в тон ему, оранжевое пальто, и конечно, «маленькое черное платье», которое «придумала в 1920 –е Коко Шанель, но этот неустаревающий шедевр стал культовым благодаря дизайну Живанши для Одри Хепберн» (Н. Стивенсон. «История моды в деталях»).

Фильм получил достойную оценку от Американской киноакадемии:  номинации в категориях «лучший адаптированный сценарий», «лучшая женская роль» (Одри Хепберн), «лучшая работа художника (цветные фильмы)» А также два «Оскара» - за песню «Moon river» и саундтрек.


«Рядом с ней надо быть немного поэтом».


Текст: Светланы Тищенко