Поиск по этому блогу

среда, 5 октября 2016 г.

С Днем учителя!

День учителя. Прекрасный осенний праздник, который отмечают более чем в ста странах. Также в разных странах снимают и кино об учителях. На двух замечательных фильмах мы сегодня и остановимся.  Один – советский, другой – американский.

Фильм Владимира Меньшова «Розыгрыш» вышел на экраны в уже далеком 1977 году, но он актуален и сегодня. Идея картины -  каким должен быть учитель, ученик, родитель. Да все картины на школьную тематику – об этом. Думаю, - их нужно обсуждать на классных часах (поведение учеников – кто прав, кто нет), дома (родители с детьми и сами себе сделать выводы, что взять для себя; подумать «прав я или нет» в воспитании своих детей. И, конечно же, учителям здесь есть, над чем задуматься: «что я делаю так, а что нет?»). Я слышала, что актрисе Евгении Ханаевой, сыгравшей учителя математики, писали тогда многие учителя, просили поделиться опытом. Значит – убедила, заставила поверить, что она настоящий учитель; причем такой, у которого можно поучиться.
 
"Розыгрыш" 1976 г.
"Розыгрыш" 1976 г.
«Розыгрыш» - это не просто случай с контрольной. Это цепь событий. Разыграли учительницу, потом Комаровский разыграл Таю Петрову; также он с успехом разыгрывал всех в угоду себе. Кажется, он вообще все время играет, выстраивая свое будущее. Разговор Олега с отцом, мне кажется, - это ключевой эпизод фильма. Интересно, где был отец раньше, если только сейчас увидел, понял, какого «монстрика» он вырастил? Проглядел. А надо было заниматься с сыном и настраивать его с малых лет на нужный лад. Видимо, одна мать занималась воспитанием. Ну и воспитала. Под стать себе. Можно сказать, что сына у отца нет. Да и семьи – тоже.

Понятно, что жизнь Олега будет трудна и ему ничего хорошего «не светит» с таким отношением к людям. Какое-то время он, конечно, будет «идти по трупам», сшибая всех, но обычно такие сами же все и портят. Будет лидером еще где-то, но потом это всем надоест. Да и состарится быстро, тем более, что, по сути, он уже старик. Не позавидуешь и его будущей жене и семье. Если они у него будут, конечно.

Учителя ценили Олега как отличного ученика и , вероятно, не замечали скрытых мерзостей характера. Да он и маскироваться умел прекрасно. И к тому же, что могут сделать учителя без родителей?
 
"Розыгрыш" 1976 г.
"Розыгрыш" 1976 г.
Противоположность Комаровскому – Игорь Грушко. Это действительно положительный подросток. Он нервный в силу сложившихся обстоятельств ( мама недавно умерла, отец уже завел другую семью, а мальчик живет у тетки). Но налицо благородство и хорошие задатки. Игорь приехал из Новосибирска. У него там была музыкальная группа, и здесь он создал группу. Ребята репетируют, таясь. Учителей это беспокоит. Комаровский злорадничает и злобствует (вероятно, одновременно и завидует, и презирает: музыка – это ведь не академия). Вскоре ребята получили грамоту за исполнение патриотической песни. И… еще они начали зарабатывать деньги (в Советском Союзе было не принято, чтобы дети зарабатывали, тем более после учебы в школе). Поэтому реакция учителей (в частности завуча Калерии Георгиевны) – неудивительна. Учителя мне все понравились. Несмотря на беспокойство и какие-то упреки в адрес учеников, это настоящие педагоги советской школы, когда низкий уровень работы редко допускался.

В конце фильма Олег Комаровский  реализовал свой план мести учительнице математики, в день ее 55-летия. Все радовались, поздравляли, а он сидел с таким лицом… На этом лице был написан «приговор». Ну и «выдал». Дескать, жизнь у Марии Васильевны не удалась: многие ее ученики уже давно академики, а она сидит здесь «тридцать лет и три года» на одном стуле, пока другие живут настоящей, интересной жизнью. Хорошо, что Марья Васильевна восприняла этот выпад достойно, с высоты педагогической мудрости. И даже была рада, что Олег еще способен на такие безрассудные поступки.

Кто же виновен, что подросток такой? Да  родители. Больше никто.

Хорошо бы родителям подростков и учителям посмотреть еще один потрясающий фильм – «Общество мертвых поэтов» (1989; реж. Питер Уир). Здесь совсем другая страна, другое мировоззрение, но… есть же общечеловеческие ценности в жизни, и в педагогике тоже.
 
"Общество мертвых поэтов" 1989 г.
"Общество мертвых поэтов" 1989 г.
Престижный высокооплачиваемый колледж для мальчиков. Ребята с первых уроков очарованы своим новым преподавателем литературы. Они просто увидели этот предмет заново. Джон Китинг научил подростков (причем за короткое время) мыслить свободно (конечно, не во вред другим). «Лови момент» - вот его девиз; то есть не упускай ничего, ничего не бойся, живи! Дети раньше считали Шекспира скучным, но учитель сумел показать красоту его произведений. Ребята даже научились сочинять стихи (то есть находить что-то внутри себя и выплескивать это на бумаге; затем читать их на уроке). Один из учеников – Тод Андерсон – очень испугался задания на дом – сочинить стихотворение. Для него это было нереалистично. На нем просто лица не было несколько дней. Китинг это заметил на уроке и вызвал мальчика к доске. Закрыв ему глаза ладонью, заставил говорить о  том, что он видит перед собой мысленно. И получился потрясающий текст! Все были ошарашены, а Андерсон почувствовал себя героем. Учитель на недосягаемую высоту поднял его самооценку.

Очень показателен урок, когда учитель заставлял мальчиков ходить. Кто как хочет. Это вырабатывало мировоззрение, ощущение свободы выбора, помогало не стать конформистом, как были все вокруг (особенно преподаватели этого консервативного колледжа).

Один из учеников Китинга – Нил Перри – понял, что не хочет быть технарем, а хочет играть в театре. Но вот беда – отец и слышать об этом не хотел. Он расписал уже всю жизнь сына по своей схеме. Под влиянием эксцентричного учителя Нил увидел в себе то, чего до этого не видел. Не получилось убедить отца. Тот словно непробиваемая скала. Вечно озабоченный, мрачный. Он – то и с сыном ни разу не поговорил, как подобает отцу, а все приказами, отрывисто, словно с чужим человеком. Ясно, почему сын говорит ему в основном не папа, а «да, сэр». Где уж тут «папа», если от страха хочется сжаться в комок.

Последней каплей стали слова отца, что он завтра забирает сына из колледжа и определяет в военную школу, а потом тот будет учиться на врача. Мальчик же уже должен был выступать в школьном спектакле, и это у него получалось на репетиции отлично. Нил не мог теперь представить себя без своих друзей, уроков Джона Китинга, а особенно без театра. Пока родители спали, Нил нашел отцовский пистолет и … застрелился. Отец впервые кричал в ужасе: «Сынок!», но даже сейчас ни одной извилиной в мозгу не подумал, что сам во всем виноват. Виноватым оказался учитель, научивший детей мыслить свободно. И все преподаватели так подумали, и даже некоторые «хорошие мальчики» («Если бы не Китинг, сидел бы он, решал  свои задачки по химии»). Закончилось все увольнением учителя с передовыми взглядами. Литературу стал вести другой, который требовал знать только то, что написано в учебнике. И все стало… скучно. Какая тоска в глазах тех, кто возродил «общество мертвых поэтов»!
 
"Общество мертвых поэтов" 1989 г.
"Общество мертвых поэтов" 1989 г.
Хочется сказать несколько слов о матери погибшего мальчика. Она словно бессловесная тварь. В глазах жалость к сыну, а возразить мужу – никогда! Ее хватило только на то, чтобы сказать: «Тебе надо поспать».

Фильм заставляет прежде всего родителей задуматься – чего вы хотите от своего ребенка? Сейчас ведь тоже некоторые родители (имею в виду, наших, российских) «пихают» детей в престижные вузы с высшей математикой, не думая, а как он будет «биться» с этой математикой, имея низкие баллы в  ЕГЭ по этому предмету? Просто диву даюсь. Однажды мой сын жил на квартире с одним мальчиком – Ваней, студентом I курса экономического факультета. Смотрю – лежит на столе учебник высшей математики. Открыла – ужас для меня! Думаю: «Какой, наверное, умный мальчик!» Спрашиваю: «Ты математику на сколько баллов сдал?» «На 40». Я чуть со стула не упала. «А что, так хотел быть экономистом?» «Да нет, я географию люблю. Но родители сказали «непристижно» и заставили идти на экономический». Так вот… Фильм «Общество мертвых поэтов» особенно полезно посмотреть таким родителям.

Оба фильма мощные и замечательные! И поучительные. Конечно, первый мне нравится на все 100 %, так как после просмотра «Розыгрыша» остаются только возвышенные чувства на душе. А второй – «Общество мертвых поэтов» - не на все 100 %, так как остается не только восторг от замечательного кино, но и … уныние от событий. Очень хотелось бы, чтобы все было по-другому (мальчик бы не решился на такой шаг, а у его отца прибавилось бы ума, и чтобы Джон Китинг остался бы и дальше работать в колледже).

Текст: Светланы Тищенко