Поиск по этому блогу

четверг, 16 февраля 2017 г.

Юбилеи любимых фильмов: "Карнавал"

Просто карнавал!

Сегодня исполняется 35 лет со дня выхода на экраны картины Татьяны Лиозновой «Карнавал».                                 


Фильм потрясающий! И я  поняла, - о нем трудно писать, трудно анализировать. Почему? Да потому что не хочется осуждать никого из героев – ни отца,  предавшего дочь дважды (еще до рождения и когда она приехала в Москву после окончания школы; а вернее, предававшего ее  всю жизнь), ни его жену Жозефину Викторовну, ни Никиту, ни хозяйку квартиры…Все превосходно сыграли, все – актеры с большой буквы, и видишь только их игру – это непередаваемое волшебство. Не поворачивается язык осудить Клару Лучко и Юрия Яковлева, хотя ведь не их надо обсуждать, а их героев.
Ну, понятно… Скверно все это. Отец дочь и знать не знал. Еще до рождения бросил ее. Алименты платил, но ни разу не удосужился взглянуть на своего ребенка. Ну, а что взять с его жены? Она вообще не знала о существовании Нины. Та свалилась ей буквально как снег на голову. То есть он и ее обманул. Что в таком случае делать? Жила себе женщина, жила… Строила свое счастье с мужем и сыном. И тут бац!... Его дочка! Внебрачная. И принять ее надо, и деньги ей выделить из семейного бюджета, отрывая от себя и, главное, от своего ребенка. А бюджет – то, по всему видно, и не так велик, а живут в коммуналке. Жозефина Викторовна честно пыталась быть хорошей. Но… до определенного момента. Она была просто восхитительна, добра и великодушна в день переезда на новую квартиру. В тот момент она и Нине искренне радовалась. А потом все изменилось. Однажды Нину даже не хотела впустить в эту новую квартиру, сказав, что отца нет дома. А он был дома. И Димка был (брат). И все не хотели, чтобы Нина в их жизни и дальше была. Как пришла, так и уйдет. Новая квартира – еще ее здесь не хватало. Теперь-то уж заживем и лишних не потерпим. И никакого посягательства на семейный бюджет со стороны. Видимо, у Жозефины Викторовны был серьезный разговор (или скандал, или несколько) с мужем на этот счет. И он смирился. Решил остаться, как говорится, в этой семье. Да и сам-то не очень стремился. Все получилось неожиданно и как в горячке – поездка к матери, неожиданное знакомство с уже взрослой дочерью, ее приезд в Москву. Отцовские чувства как вспыхнули, так и угасли. Как говорится, поиграли в «отцы-дочери» и хватит. Он тоже искренне хотел быть отцом, принять дочь, дать ей все, чего не дал в жизни. Но… не получилось. Не выдержал. Да и чувства быстро угасли. Взрослую дочь любить трудно; если только сейчас познакомились с ней. Хочется сказать: творческий человек… что с него  взять? Он и к матери-то годами не ездил (а вот брошенные им дочь и ее мама были всегда с ней). В общем, так все непросто… Хочется всех оправдать, что-то такое найти в защиту… Вроде бы все и ясно, но и запутанно. И люди все неплохие, а получилось гадко, скверно до отвращения. Скажу так  - в жизни чего только не бывает. Так вот вышло…



В фильме, на мой взгляд, несколько идей. 1 - Отцы, не бросайте детей ваших. 2 – Матери, думайте хорошо, отпускать ли уже взрослого ребенка к отцу, который его 18 лет не знал, а теперь вдруг объявился и пригласил к себе?  Если он раз предал, каковы гарантии, что не предаст еще и еще? 3 -  Взрослые дети, не бросайтесь куда ни попадя, как в омут. Тоже  думайте головой: зачем? Хотя … думать  вообще-то в такой ситуации надо пока что родителям. 4 – Где родился, там и пригодился. Смотреть странно, как вчерашняя школьница «выкарабкивается» из всех ситуаций, горбатясь на всех работах, что попадутся.  А ведь надо было просто возвратиться домой. И еще: я, как мать двоих взрослых детей, скажу так: я бы сама поехала сначала с дочерью в Москву. Посмотрела бы, что да как: что за семья у вновь приобретенного папаши; готова ли его жена принять девочку; я бы обязательно ждала (там, в Москве), сдаст ли ребенок экзамен. И … увезла бы ее домой. А съемная квартира для девушки (даже в то, советске время) – это только повод для искушений. Так и получилось. Бросать ребенка вот так на незнакомых людей нельзя.  В сущности, отец - то ей, Михаил, и был незнакомцем. Каким он стал за почти 20 лет? Что он делал? Как жил? Это матери надо было выяснить в первую очередь, а не отпускать туда ребенка. Так что и на ней большая вина.  Получается, - девочку все бросили. Мы, конечно, видим, что у мамы большие проблемы со здоровьем и ехать она, вероятнее всего, не могла; да и деньги нужны на поездку, а где их взять? Не надо было дочку вообще  отпускать, а устроить ее поближе к себе.  Уговорить остаться дома. Довериться человеку, который тебя так жестоко предал когда-то, - верх легкомыслия и даже преступно перед дочерью. Это поведение сродни тому, будто бросили ребенка в воду и пусть барахтается; будь что будет. Вот так и вышло – ни матери,  ни отца, а в трудную минуту помогли цыгане. А мать знала об этом? Именно:… не знала.  Дописав все это, я поняла: у меня больше всего претензий и вопросов к матери Нины.



В общем, задуматься есть над чем, смотря эту замечательную картину. И особенно родителям детей - выпускников школ; а еще матерям таких вот детей, преданных отцами еще в утробе.

Фильм, несмотря на его довольно грустное содержание, очень яркий и теплый, радующий душу. Режиссер – волшебник, мастер своего дела. Да что говорить, если Татьяна Лиознова даже «Семнадцать мгновений весны» сняла так, что на душе остались радость и восторг и никакой  тяжести!

Очень много комичного: например, руководитель драмкружка с неизменным «Ах, цото бэндэ, цото бэндэ», прыжки одного из старшеклассников через стул, пока не сломал его, Нинины «выверты» на роликах, поведение абитуриентов при поступлении, особенно когда они «мекали» и «бекали»; работа Нины в шоу с медведем, особенно ее эффектное выступление вместо медведя; ее прогулка с отцом Коленьки, где они ели пирожки и «вдругорядь» упали, и т.д.

Очень понравился госэкзамен по танцам, на который неожиданно попала Нина. Это такое чувство, будто побывал на каком-то восхитительном мероприятии и теперь все будет отлично. Естественно, очень понравилась песня «Позвони мне, позвони». Это как луч солнца, сметающий грустную тональность картины.  И тоже хочется сказать «Так и будет. Все будет отлично». Музыка Максима Дунаевского – непередаваемые ощущения. Он один из моих любимых композиторов. Его музыку (почти всю) считаю волшебной, магической, вызывающей в человеке самые высокие и добрые чувства.


Текст: Светланы Тищенко