Просто
карнавал!
Сегодня исполняется 35 лет со дня выхода на экраны
картины Татьяны Лиозновой «Карнавал».
Фильм
потрясающий! И я поняла, - о нем трудно
писать, трудно анализировать. Почему? Да потому что не хочется осуждать никого
из героев – ни отца, предавшего дочь дважды
(еще до рождения и когда она приехала в Москву после окончания школы; а вернее,
предававшего ее всю жизнь), ни его жену
Жозефину Викторовну, ни Никиту, ни хозяйку квартиры…Все превосходно сыграли,
все – актеры с большой буквы, и видишь только их игру – это непередаваемое
волшебство. Не поворачивается язык осудить Клару Лучко и Юрия Яковлева, хотя
ведь не их надо обсуждать, а их героев.
Ну, понятно… Скверно все это. Отец дочь
и знать не знал. Еще до рождения бросил ее. Алименты платил, но ни разу не
удосужился взглянуть на своего ребенка. Ну, а что взять с его жены? Она вообще
не знала о существовании Нины. Та свалилась ей буквально как снег на голову. То
есть он и ее обманул. Что в таком случае делать? Жила себе женщина, жила…
Строила свое счастье с мужем и сыном. И тут бац!... Его дочка! Внебрачная. И
принять ее надо, и деньги ей выделить из семейного бюджета, отрывая от себя и,
главное, от своего ребенка. А бюджет – то, по всему видно, и не так велик, а
живут в коммуналке. Жозефина Викторовна честно пыталась быть хорошей. Но… до
определенного момента. Она была просто восхитительна, добра и великодушна в
день переезда на новую квартиру. В тот момент она и Нине искренне радовалась. А
потом все изменилось. Однажды Нину даже не хотела впустить в эту новую
квартиру, сказав, что отца нет дома. А он был дома. И Димка был (брат). И все
не хотели, чтобы Нина в их жизни и дальше была. Как пришла, так и уйдет. Новая
квартира – еще ее здесь не хватало. Теперь-то уж заживем и лишних не потерпим.
И никакого посягательства на семейный бюджет со стороны. Видимо, у Жозефины
Викторовны был серьезный разговор (или скандал, или несколько) с мужем на этот
счет. И он смирился. Решил остаться, как говорится, в этой семье. Да и сам-то
не очень стремился. Все получилось неожиданно и как в горячке – поездка к
матери, неожиданное знакомство с уже взрослой дочерью, ее приезд в Москву.
Отцовские чувства как вспыхнули, так и угасли. Как говорится, поиграли в
«отцы-дочери» и хватит. Он тоже искренне хотел быть отцом, принять дочь, дать
ей все, чего не дал в жизни. Но… не получилось. Не выдержал. Да и чувства
быстро угасли. Взрослую дочь любить трудно; если только сейчас познакомились с
ней. Хочется сказать: творческий человек… что с него взять? Он и к матери-то годами не ездил (а вот
брошенные им дочь и ее мама были всегда с ней). В общем, так все непросто…
Хочется всех оправдать, что-то такое найти в защиту… Вроде бы все и ясно, но и
запутанно. И люди все неплохие, а получилось гадко, скверно до отвращения.
Скажу так - в жизни чего только не
бывает. Так вот вышло…
В
фильме, на мой взгляд, несколько идей. 1 - Отцы, не бросайте детей ваших. 2 – Матери,
думайте хорошо, отпускать ли уже взрослого ребенка к отцу, который его 18 лет
не знал, а теперь вдруг объявился и пригласил к себе? Если он раз предал, каковы гарантии, что не
предаст еще и еще? 3 - Взрослые дети, не
бросайтесь куда ни попадя, как в омут. Тоже
думайте головой: зачем? Хотя … думать
вообще-то в такой ситуации надо пока что родителям. 4 – Где родился, там
и пригодился. Смотреть странно, как вчерашняя школьница «выкарабкивается» из
всех ситуаций, горбатясь на всех работах, что попадутся. А ведь надо было просто возвратиться домой. И
еще: я, как мать двоих взрослых детей, скажу так: я бы сама поехала сначала с
дочерью в Москву. Посмотрела бы, что да как: что за семья у вновь
приобретенного папаши; готова ли его жена принять девочку; я бы обязательно
ждала (там, в Москве), сдаст ли ребенок экзамен. И … увезла бы ее домой. А
съемная квартира для девушки (даже в то, советске время) – это только повод для
искушений. Так и получилось. Бросать ребенка вот так на незнакомых людей
нельзя. В сущности, отец - то ей,
Михаил, и был незнакомцем. Каким он стал за почти 20 лет? Что он делал? Как
жил? Это матери надо было выяснить в первую очередь, а не отпускать туда
ребенка. Так что и на ней большая вина. Получается, - девочку все бросили. Мы,
конечно, видим, что у мамы большие проблемы со здоровьем и ехать она, вероятнее
всего, не могла; да и деньги нужны на поездку, а где их взять? Не надо было
дочку вообще отпускать, а устроить ее
поближе к себе. Уговорить остаться дома.
Довериться человеку, который тебя так жестоко предал когда-то, - верх легкомыслия
и даже преступно перед дочерью. Это поведение сродни тому, будто бросили
ребенка в воду и пусть барахтается; будь что будет. Вот так и вышло – ни
матери, ни отца, а в трудную минуту
помогли цыгане. А мать знала об этом? Именно:… не знала. Дописав все это, я поняла: у меня больше всего
претензий и вопросов к матери Нины.
В
общем, задуматься есть над чем, смотря эту замечательную картину. И особенно
родителям детей - выпускников школ; а еще матерям таких вот детей, преданных отцами
еще в утробе.
Фильм,
несмотря на его довольно грустное содержание, очень яркий и теплый, радующий
душу. Режиссер – волшебник, мастер своего дела. Да что говорить, если Татьяна
Лиознова даже «Семнадцать мгновений весны» сняла так, что на душе
остались радость и восторг и никакой
тяжести!
Очень
много комичного: например, руководитель драмкружка с неизменным «Ах, цото бэндэ, цото бэндэ», прыжки
одного из старшеклассников через стул, пока не сломал его, Нинины «выверты» на
роликах, поведение абитуриентов при поступлении, особенно когда они «мекали» и
«бекали»; работа Нины в шоу с медведем, особенно ее эффектное выступление
вместо медведя; ее прогулка с отцом Коленьки, где они ели пирожки и
«вдругорядь» упали, и т.д.
Очень
понравился госэкзамен по танцам, на который неожиданно попала Нина. Это такое
чувство, будто побывал на каком-то восхитительном мероприятии и теперь все
будет отлично. Естественно, очень понравилась песня «Позвони мне, позвони». Это
как луч солнца, сметающий грустную тональность картины. И тоже хочется сказать «Так и будет. Все будет
отлично». Музыка Максима Дунаевского – непередаваемые ощущения. Он один из моих любимых композиторов. Его музыку (почти всю) считаю волшебной,
магической, вызывающей в человеке самые высокие и добрые чувства.
Текст: Светланы Тищенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий