Поиск по этому блогу

воскресенье, 28 января 2018 г.

Обзор фильма: «Тоня против всех»

Тоня Хардинг – надежда американского фигурного катания, единственная спортсменка в мире, которая способна делать тройной аксель. Наступает момент, к которому она шла долгие годы - вновь побороться за олимпийское золото. Первый раз она занимает четвертое место на этих играх во Франции, теперь мечтает оказаться на пьедестале с золотой медалью. Но происходит серьезный скандал, связанный с ее соперницей Нэнси Керриган, которой выбивает колено какой-то преступник. И подозрение падает именно на Тоню, что, конечно, нельзя назвать необоснованным, так как в этом грязном неспортивном поведении замешаны ее муж и телохранитель. Этот инцидент ставит жирную точку в ее карьере фигуристки. 


«Тоня против всех» пытается рассказать нам историю вышеописанного скандала от лица нескольких ключевых фигур - матери, мужа, тренера, телохранителя и, конечно,  самой Тони. Каждый по-разному видел эту историю, но все признают свою причастность к ней. Кроме этого сценарист Стивен Роджерс постарался не только интересно показать зрителям огромный скандал, но и окунуть их в причины, по которым нечестная игра стала возможна в принципе. Все это кроется в детстве и в обществе, которое с первых минут рождения окружало Тоню. Беспробудная бедность, которая моментально поставила ее в невыгодное положение среди школьниц и среди соперниц. Ей начали попросту занижать оценки, так как она не ассоциировалась с американской мечтой. Бороться приходилось с самого начала, с четырех лет. Не хотели брать в секцию, постоянные пререкания с матерью, которая унижала ее и принуждала к борьбе. Это в конце концов вросло в Тоню и сделало ее агрессивной. В пятнадцать она смотрит на своих одногруппников по фигурному катанию, как на врагов (это ей мать так сказала). Выходит рано замуж, потому что кто-то ею восхитился, но это ей не приносит счастья, а только новые проблемы. Так что все это делает ее черствой, холодной, переступающей через нравственные принципы. И это вытекает в решительность начать угрожать своей сопернице. Письменные угрозы, простая шалость превращаются в физическое нападение, что выбивает Нэнси Керриган из соревнований. Тоня этого не хотела; она даже не знала, что ее муж к этому причастен, до поры до времени, но она не сильно об этом и сожалеет. И только когда ее отстраняют от спорта и навсегда лишают возможности стать на коньки, она осознает, что потеряла все и что это привитая матерью борьба принесла победы, но все-таки и сгубила ее карьеру навсегда.



С таким сильным персонажем, многогранным, желающим жить нормально, как все люди, но в то же время постоянно противостоящим агрессии буквально почти со всех сторон, прекрасно справилась актриса Марго Робби. Она смогла прочувствовать Тоню, сумела показать весь букет эмоций своего персонажа. Очень здорово было видеть, как она передает внутренний накал своей героини, когда отчаяние, обида и опустошенность необходимо скрывать за маской улыбки, иначе отличной оценки за выступление не получить. Глаза излучают усталость и грусть, рот изображает улыбку, а по щеке сказывается слеза. Но тем не менее Марго Робби необходима еще профессиональная практика и больше подобных ролей в карьере. Почему? Потому что, несмотря на прекрасное понимание чувств своей героини, видно, что они актрисой не проживаются, а изображаются. Только в нескольких моментах мы ощущаем стопроцентное духовное соединение Марго Робби со своим персонажем. Это не упрек, а наоборот похвала, так как это наглядно показывает ее развитие. Ей удалось стать центром истории, сфокусировать внимание зрителей на себе, украсить и разнообразить фильм, но нужна еще большая погруженность, еще большее прорастание корнями в материал. Тогда это будет «Оскар».

Эллисон Дженни, сыгравшая мать Тони, как раз показывает срастание со своим персонажем. Несмотря на то, что сценарист и режиссер предложили ей не самый многогранный материал, она сделала все возможное  и показала нам интересную работу. Ее мать – это, увы, злая женщина. Злая из-за жизни, в которой оказалась. Но все - таки она привела своею дочь на каток и помогла ей стать фигуристкой с огромным потенциалом. В глазах Эллисон Дженни видна озлобленность, хотя сама актриса - хороший человек. Видна агрессия и черствость. Главное здесь - это что, что все эти эмоции не отыграны, а прожиты. Так что те награды, которые она сейчас получает, – заслуженные, и как знать, может она сможет уйти домой 4 марта и со статуэткой «Оскар»?



Режиссерская концепция Крэйга Гиллеспи – комедийная обертка драмы Тони Хардинг – это правильный вариант. Если судить по тому, что нам показали, то серьезная драма была бы не смотрибельна; уж слишком тяжелая жизнь у Тони. Поэтому некоторые комедийные вставки, общение героев фильма напрямую со зрителями делают истории облегченной. Отдельная благодарность постановщику за то, что он смог грамотно соединить две истории в один ровный холст. Речь идет о том, что первая половина фильма рассказывает нам о становлении Тони, о ее трудной дороге к пьедесталу. Вторая часть – это непосредственный скандал. Плавный переход получился благодаря сценарному ходу - рассказать все, вставляя интервью с главными действующими лицами. Режиссер же воплотил этот замысел, и резкий переход на инцидент не показался таким быстрым, не выпал из общей динамики повествования. В руках Гиллеспи «Тоня против всех» стала полноценным, неотесанным (специальный ход для большей глубины) фильмом, который интересно смотреть: он не наскучивает и заставляет призадуматься о некоторых вещах – в первую очередь о силе молодой девушки, которая не смотря ни на что шла вперед и делала невероятные усилия, чтобы добиваться успеха.



«Тоня против всех» - это точно один из ключевых фильмов 2017 года, а для нашей страны - начала 2018. Примечательна лента тем, что она сделана качественно. Конечно, в ней может не хватать глубины идеи, более острых и ярких диалогов, но все равно – это достойный фильм, где чувствуется талант и желание сделать отличный продукт каждым членом съемочной группы.


8 из 10

Текст: Дмитрия Тищенко