«Вся эта информация
поступает стараниями некоего
таинственного инспектора»
Сегодня Международный
день повара. Так отметим его каким – нибудь фильмом о еде. О чем я еще не
писала? Да, есть такая картина.
Говорят, что фильм
«Крылышко или ножка» (1976, реж. Клод Зиди) выступает с критикой на
монополизацию ресторанного бизнеса во Франции в те годы. Наверное, это так, но
не мне в этом разбираться. Критика некачественных, а то и вовсе поддельных
продуктов питания. Вероятно, эта проблема в картине тоже была поставлена (завод
Трикателя, где выпускали все продукты из синтетики и непонятно какой
гадости. Даже могли сделать
искусственные курицу, рыбу и зеленый
салат).
Я же в этом фильме
увидела только аналогию с награждением мишленовскими звездами. Да и фамилии (Мишлен – Дюшмен) созвучны.
«Каждый
год одно значительное событие будоражит издательский мир: через несколько дней
еще один миллион экземпляров всем известной книги выйдет из печати. Мы ведем
речь о последнем романе всеми любимого автора, а точнее сказать, о
«путеводителе», знаменитом «Путеводителе Дюшмена». В назначенный час и день
всем знакомая красно – синяя обложка появится на самом видном месте книжных
витрин. Одна тысяча экземпляров уже разослана по всему миру»
(«Крылышко или ножка»).
Получить звезду Мишлена
– заветная мечта многих ресторанов и других объектов питания. И не только во
Франции.
Компанию «Мишлен» («Michelin») основали братья Эдуард Мишлен и Андре Мишлен в 1889 году, в городе Клермон –
Ферран. Производили шины для велосипедов. В 1900 году появился гид «Мишлен».
Это был путеводитель для шоферов и велосипедистов (где переночевать и поесть,
где купить бензин и т. д.) Позже это стал путеводитель по ресторанам. В 1926 году
появилась звездная система: «Мишлен» начал отмечать одной звездой самые лучшие
рестораны. В 1931 году появилась «трехзвездная» система. Постепенно (в разные
годы) «Мишлен» распространил свои справочники в другие страны (сначала
европейские и азиатские). В 2006 году гид появился в Нью – Йорке. К слову, у
«Мишлена» два гида – зеленый и красный (зеленый впервые был выпущен в 1968
году, и в нем те рекомендации, которые были прежде, со времени открытия
предприятия: где остановиться, какие места самые красивые; в нем говорится об
исторических и природных достопримечательностях). Этот гид тоже имеет свою
«звездную» систему. Ну, а красный гид – это тот, который рекомендует рестораны
и другие пункты питания.
Каждый январь
руководство справочника рассылает шеф – поварам приглашение на гала – ужин, где
и происходит вручение звезд. Но могут звезду, наоборот, и забрать. Как же
происходит оценка ресторанов? Тайные инспекторы ходят по ним (будто посетители)
и заказывают еду. Потом делают выводы: о еде, обслуживании. Они решают, кто
достоин звезды или у кого ее следует отнять. Проводят и опрос жителей; также
читают отзывы в Интернете. Заведения с тремя звездами или те, которые
претендуют на этот статус, могут проверить 3 – 4 раза. За что дают или отбирают
звезду, не говорят.
Так и в фильме «Крылышко или ножка». Дюшмен
посещал разные кулинарные заведения и оценивал их. Заказывал много еды. Все
пробовал. Вообще он мог даже с закрытыми глазами определить название блюд и
вин; и какого года урожай винограда. Дюшмен, в зависимости от обстановки и
статуса заведения, менял наряды: то он элегантно одетая дама, то этакий
простачок в шляпе и в розовом пиджаке, то еще кто – нибудь. В пиджаке, на
уровне груди, у него были вделаны пластиковые футляры, куда он шприцем вливал
соусы и подливки, чтобы потом попробовать. Обставлено в картине все очень
смешно, конечно. Ну, как в истинной комедии. Немаловажно и то, конечно, что
главную роль играет не кто иной, как сам Луи де Фюнес.
Вот здесь на обед
пришла якобы очень милая и представительная женщина. Ее провели за столик.
Посетительница заказала:
-
Ассорти из свежих фруктов на десерт. Утку с персиковым соусом на горячее. И,
главное, бутылку минеральной воды.
Но тут звонок телефона
(надо сказать, заказанный тоже месье
Дюшменом):
-
Алло! Ресторан «Золотая ракушка»?
-
Слушаю.
-
В зале инспектор «Путеводителя Дюшмена»! Толстяк за пятым столиком.
-
Не может быть! Вы уверены? Я сейчас же приму меры. Очень признателен Вам.
В кармане пальто
названного посетителя оказалась красная карточка Дюшмена.
-
Немедленно сообщи шеф – повару!
Перед этим посетителем
чуть ли не наизнанку вывернулись. Принесли две порции вместо одной, ведерко с
шампанским и еще много – много всего.
-
Но я этого не заказывал!
-
За счет фирмы.
Даже подарили огромную
корзину с фруктами.
-
По – моему, он доволен. Выложились по максимуму. Я инспектора Дюшмена нюхом
чую.
А «бедный» Дюшмен сидел и не мог дождаться
минеральной воды, потому что до него очередь никак не доходила. В итоге выпил
воду из цветочной вазочки.
Кстати сказать, тот
посетитель за пятым столиком тоже был обманут: он не знал, что Дюшмен рядом был
в ресторане, в образе той самой дамы. И докладывал ему потом на совещании,
отвечая на вопрос Дюшмена:
-
Ну, как Вам?
-
Еда отменная, а обслуживание – даже чересчур! Я почти уверен, что меня
опознали.
Сомневаюсь, что этому
ресторану присвоили потом звездочку или сохранили, если она уже была.
Из «Золотой ракушки»
месье Дюшмен поехал сразу же на другой обед – в японский ресторан «Клобэ».
-
По два ресторана за обед! Вы же из сил выбьетесь!
– сокрушался его водитель.
В этом – то ресторане
все было действительно на высоте. Свой образ менять не пришлось, но Дюшмена
никто и не узнал.
-
Месье доволен?
-
Более чем.
-
Все вертится, прыгает на глазах у изумленной публики, а потом благополучно
приземляется вам на салфетку, - говорил об этом
ресторане Дюшмен (тоже на совещании).
О Дюшмене пишут в
газетах, о нем говорят, снимают. Он – известная личность. Здесь все готово для
съемки.
-
Все продукты закуплены? Начинайте! А для пущего вдохновения – музыку!
В работе такой были и
свои опасности. Однажды Дюшена даже пытали едой, угрожая оружием. Заставили
съесть огромное количество некачественных и невкусных (и даже несвежих) блюд.
За что? А за то, что однажды отобрал у этого заведения звезду. После такого испытания
великий инспектор потерял вкусовые ощущения: ел и не чувствовал вкуса. Хорошо,
что у него был сын, который имел тот же талант.
Да, просматривается во
всем аналогия с «Мишленом» . Только вот он, как мы наблюдаем, был один тайный
инспектор, а не целая система. И все сам успевал, не считая помощников в
некоторых случаях. Ну так ведь это
кино.
-
Господин директор! Как насчет «Маленького Версаля»? Убрать несколько звездочек?
-
Сложный вопрос. Надо бы еще раз туда съездить.
Текст: Светланы Тищенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий