Поиск по этому блогу

суббота, 12 декабря 2015 г.

Исход. Цари и Боги: "Сухой фильм, переделанная история, неудачная экранизация"

Ветхозаветная история о пророке Моисее известна всем верующим людям. Каждый знает о том, что в страшную  для еврейского народа пору, когда египетский фараон приказал каждого новорожденного сына израильтян бросать в реку, мать Моисея спрятала его в маленькой тростниковой корзинке и спустила вниз по Нилу. Он был найден дочерью фараона и оставлен ею рядом с собой,  воспитан как родной сын. Спустя долгие сорок лет жизни пророк уходит из столицы египетского царства из-за истинного происхождения и совершенного им убийства египтянина. Вдали от дома он находит новое пристанище, женится и живет сорок лет в чине простого пастуха. В это время он встречается с Господом на священной горе Хорив, на которой Бог воззвал к нему из горящего куста и поручил Моисею ответственную миссию – вывести народ израильский из Египта, потому что тот переносил там все большие скорби.



На новую картину Ридли Скотта «Исход: Цари и Боги» взваливалось много надежд. С ним связывали большой триумф на грядущей оскароносной гонке и предрекали прекрасные отзывы и мировые сборы. Еще до премьеры вокруг него скопилось множество скандалов из-за выбора актеров на главные роли. Но после появления фильма на экранах все усугубилось стремительным потоком отрицательных рецензий и недовольством зрителей. Почему? Стоит разобраться во всем по порядку.

Первый, губящий за собой все, момент – это отсутствие какой – либо динамики. События развиваются скучно и натянуто. Все выглядит как-то блекло и неравномерно. То перед нами кровавая битва с колесницами, лучниками, красивыми па Кристиана Бэйла  с мечом в руках, окруженным врагами, то сразу спокойное помещение дворца фараона и языческие ритуалы, нацеленные на различные предсказания. Надо признать, что общая картинка хоть и кажется попрыгунчиком, все – таки выглядит цельной и качественной. Главным минусом абсолютно всего хронометража является полное отсутствие эмоционального стержня. Разговор Моисея с еврейским старейшиной, рассказ о своем истинном происхождении должен выглядеть чем-то весомым и значимым, но на деле он представлен обычным, посредственным эпизодом. Последние слова, обращенные к приемной матери за минуту до изгнания, не вызывают в зрительской душе абсолютно никакого сострадания. Путешествие, новый дом, встреча со своей будущей женой, свадьба, рождение сына и, в конце концов, знакомство на горе с Богом, выглядит скучно. Что же насчет первой встречи пророка с Создателем, то ее искажение сразу отталкивает и ухудшает ощущение от просмотра. Все переиначено, и божественная сила выглядит не столь загадочно. Кстати, изображение Бога в виде маленького мальчика не идет на руку ни фильму, ни Ридли Скотту.

Второй момент – это переделанная суть всей библейской истории. В ветхозаветном «Исходе» говорилось, что еврейский народ угнетался в течение четырехсот тридцати лет и испытывал огромные лишения в период рабства. Это отмечено в начале фильма  с помощью титров, но этого не показали, не настроили наше сознание против египтян, не посадили в нашей душе семени сочувствия народу Моисея. Божьи кары: крокодилы в реке и насыщения ее кровью; лягушки, выползающие на сушу и умирающие по всей территории Мемфиса; разносящие заразу мухи и нарывы на телах жителей,  гибель людей от этого и т.д., создают у зрителя неправильное толкование истории. На протяжении этих бедствий нам только и показывают страдание египтян, от чего складывается ощущение, будто зрителя настраивают против веры; показывают Бога злым и мстительным тираном,так что даже Моисей не может примириться с такой жестокостью и постоянно вступает в пререкания. Но в Библии все было иначе. Пророк не начинал войну на измор, не старался своими силами побороть фараона, а по велению Господа сразу предупредил фараона о неминуемых бедствиях, которые последуют, если рабы не будут отпущены на свободу. И говорил об этом не Моисей, а брат его Аарон, которого посоветовал ему взять с собой Господь, потому что тот умел красиво и правильно выражать свои мысли. Этот Аарон был везде с Моисеем, но в фильме это опущено, что является грубейшим нарушением библейской истории. «Цари и Боги» лишены всей божественной искры, помогающей движению к свободе. Отсутствует облако, являющееся Богом, которое указывало дорогу путникам; нет даже ничего подобного. Рука Господа почти не присутствует во всех деяниях Моисея, хотя он руководствовался только его напутствиями. Третий момент, который вообще губит старое понимание истории,– это переход через Красное море. Почему, почему Ридли Скотт отказался от водяных стен с двух сторон от еврейского народа? Он свел на нет сверхъестественное понимание этого события. Неверная трактовка получения Моисеем на горе Синай десяти заповедей вконец уничтожает малую долю положительных эмоций от просмотра.




«Исход: Цари и Боги» – это невероятно холодное кино, в котором нет ни единой эмоции, способной задеть зрительскую душу. Спецэффекты и прекрасные природные панорамы не спасают плачевного положения. В сценарии множество переделанных важных библейских эпизодов, из-за чего картина разрушается с приближением финала. Главные герои не продуманы до конца, а выглядят лишь ходячими куклами, посредством которых пересказывают историю. В них нет полностью раскрытых характеров, эмоций, из-за чего они смотрятся пустой оболочкой.  А ведь Ридли Скотту всего-навсего необходимо было правдиво, без авторских вставок, переложить «Исход» на кинопленку.