Культовая комедия Билли Уайлдера «В джазе только девушки» (в
оригинальном переводе «Некоторые любят погорячее») стала для кинематографистов
1959 года не только примером мастерства сплетения множества жанров на фоне
комедии, но и переломным моментом морального кодекса Голливуда. На взгляд
тогдашних кинематографистов, картина содержала вольный и во многом развратный
сюжет, что не дозволялось в середине XX века. Такое пренебрежение
правилами последовало за независимым продюсированием фильма от главенствующих
студий. Сейчас же такое кино называется попросту независимым, что – то вроде Квентина
Тарантино и других подобных режиссеров. Тем не менее, «В джазе только девушки» пробились
к зрителям и увенчались оглушительным успехом, который сделал эту комедию лучше
всех времен и народов.
На фоне холодной зимы 1929 года два музыканта – Джерри (Джек
Леммон) и Джо (Тени Кертис), контрабас и саксофон, – помирая от холода и
голода, в метель и лютый мороз чудом скрылись от наряда полиции. Сбежав из
опечатанного полицией притона тайных любителей сорокаградусного кофе, они
оказываются на гране банкротства. «Теперь
хоть не придется ломать голову, с кем из кредиторов рассчитываться в первую
очередь. Хозяйка, конечно, выставит нас за дверь; бакалейщик не даст ни грамма
колбасы в долг, и у девчонок не займешь, потому что все они в каталажке».
Дальнейшая же их судьба погружается в мрачные гангстерские краски, после того как они невольно становятся
свидетелями бандитской разборки в гараже. Это обстоятельство вынуждает героев
нацепить юбки, надеть серьги и отправиться в пятинедельное турне по Майами.
Для меня эта картина, после очередного просмотра, стала примером
бескорыстной мужской дружбы, когда один
товарищ всецело помогает своему приятелю в кампании по завоеванию девушки.
Наверное, это из-за того, что работа Джека Леммона, на чьи плечи взвалилась
роль Джерри, или Дафны (кому как удобно), несмотря на второстепенность в
сюжете, смогла затмить всех остальных героев и заработать номинацию на премию
«Оскар» в категории «Лучшая мужская роль». Джо из него буквально создает
подсадную утку, посредством которой добывает яхту, деньги, пальто и даже
браслет с настоящими бриллиантами. В общем, пользуется своим товарищем как
угодно и где угодно. «Ты из меня веревки
вьешь!» – в один прекрасный момент не выдерживает Джерри; видимо, из-за
предчувствия дальнейшего проведения вечера с миллионером – «образиной». «Вдруг он потянет меня в отдельный кабинет и
примется щипать?» – с отчаянием спрашивает он своего друга, чувствуя
протест против всей ситуации, но понимая, что отказать приятелю он не в силах.
На протяжении приличного хронометража мы видим метание Джерри между
двух огней. В одном из сюжетных периодов он старается выставить своего друга в
неугодном свете и показать Душечке (Мэрилин Монро) истинное лицо молодого
миллионера. Но после неудачного разоблачения и опасности быть поколоченным
мыльными кулаками лучшего друга, Дафна капитулирует и вступает в игру на
стороне Джозефины (если угодно – Джо). Джерри настолько вошел в свою роль
участницы джазовой группы и невесты миллионера, что полностью стирает из своей
памяти законы приличия. «Озгут просил
выйти за меня замуж! И я… согласился!». Только сильное и долгое внушение
Джо помогло Джерри стать снова самим собой.
В заключение хочется добавить, что «В джазе только девушки» не
надоедают мне уже в течение долгого времени. Сколько бы я не пересматривал эту
комедию, каждый раз смеюсь над давно знакомыми шутками. Сопереживаю героям во
время погони и радуюсь их победам. Это действительно комедия всех времен и
народов. Все потому, что она содержит в себе прекрасно продуманный и остроумный
сюжет. Не имеет на протяжении всего хронометража глупых и плоских шуток. Весь
юмор сконцентрирован в рамках сегодняшней интеллигенции и не выглядит пошлой
пустышкой ни в наше время, ни в год ее выхода на экраны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий