Поиск по этому блогу

понедельник, 7 декабря 2015 г.

В джазе только девушки: «Слушай, не скупись: гони обаяние на полную катушку!»

Культовая комедия Билли Уайлдера «В джазе только девушки» (в оригинальном переводе «Некоторые любят погорячее») стала для кинематографистов 1959 года не только примером мастерства сплетения множества жанров на фоне комедии, но и переломным моментом морального кодекса Голливуда. На взгляд тогдашних кинематографистов, картина содержала вольный и во многом развратный сюжет, что не дозволялось в середине XX века. Такое пренебрежение правилами последовало за независимым продюсированием фильма от главенствующих студий. Сейчас же такое кино называется попросту независимым, что – то вроде Квентина Тарантино и других подобных режиссеров. Тем не менее, «В джазе только девушки» пробились к зрителям и увенчались оглушительным успехом, который сделал эту комедию лучше всех времен и народов.


На фоне холодной зимы 1929 года два музыканта – Джерри (Джек Леммон) и Джо (Тени Кертис), контрабас и саксофон, – помирая от холода и голода, в метель и лютый мороз чудом скрылись от наряда полиции. Сбежав из опечатанного полицией притона тайных любителей сорокаградусного кофе, они оказываются на гране банкротства. «Теперь хоть не придется ломать голову, с кем из кредиторов рассчитываться в первую очередь. Хозяйка, конечно, выставит нас за дверь; бакалейщик не даст ни грамма колбасы в долг, и у девчонок не займешь, потому что все они в каталажке». Дальнейшая же их судьба погружается в мрачные гангстерские  краски, после того как они невольно становятся свидетелями бандитской разборки в гараже. Это обстоятельство вынуждает героев нацепить юбки, надеть серьги и отправиться в пятинедельное турне по Майами.

Для меня эта картина, после очередного просмотра, стала примером бескорыстной  мужской дружбы, когда один товарищ всецело помогает своему приятелю в кампании по завоеванию девушки. Наверное, это из-за того, что работа Джека Леммона, на чьи плечи взвалилась роль Джерри, или Дафны (кому как удобно), несмотря на второстепенность в сюжете, смогла затмить всех остальных героев и заработать номинацию на премию «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль». Джо из него буквально создает подсадную утку, посредством которой добывает яхту, деньги, пальто и даже браслет с настоящими бриллиантами. В общем, пользуется своим товарищем как угодно и где угодно. «Ты из меня веревки вьешь!» – в один прекрасный момент не выдерживает Джерри; видимо, из-за предчувствия дальнейшего проведения вечера с миллионером – «образиной». «Вдруг он потянет меня в отдельный кабинет и примется щипать?» – с отчаянием спрашивает он своего друга, чувствуя протест против всей ситуации, но понимая, что отказать приятелю он не в силах.


На протяжении приличного хронометража мы видим метание Джерри между двух огней. В одном из сюжетных периодов он старается выставить своего друга в неугодном свете и показать Душечке (Мэрилин Монро) истинное лицо молодого миллионера. Но после неудачного разоблачения и опасности быть поколоченным мыльными кулаками лучшего друга, Дафна капитулирует и вступает в игру на стороне Джозефины (если угодно – Джо). Джерри настолько вошел в свою роль участницы джазовой группы и невесты миллионера, что полностью стирает из своей памяти законы приличия. «Озгут просил выйти за меня замуж! И я… согласился!». Только сильное и долгое внушение Джо помогло Джерри стать снова самим собой.



В заключение хочется добавить, что «В джазе только девушки» не надоедают мне уже в течение долгого времени. Сколько бы я не пересматривал эту комедию, каждый раз смеюсь над давно знакомыми шутками. Сопереживаю героям во время погони и радуюсь их победам. Это действительно комедия всех времен и народов. Все потому, что она содержит в себе прекрасно продуманный и остроумный сюжет. Не имеет на протяжении всего хронометража глупых и плоских шуток. Весь юмор сконцентрирован в рамках сегодняшней интеллигенции и не выглядит пошлой пустышкой ни в наше время, ни в год ее выхода на экраны.