Поиск по этому блогу

среда, 13 января 2016 г.

Шпионский мост: «Каждый человек важен»

В конце пятидесятых – начале шестидесятых годов прошлого века Советский Союз и Соединенные Штаты Америки стояли на пороге ядерной войны. Правительства обоих держав не желали переводить политическое противостояние в ожесточенные бои. Для этого каждый хотел собрать больше информации о своем противнике. Другими словами -  профессиональный шпионаж. Именно в этом обвинили Рудольфа Абеля, который занимался сбором данных для нашего государства, в 1957 году. Но, по стечению обстоятельств,  американский пилот – разведчик терпит крушение над территорией Советского Союза и становится его пленником. Теперь лишь страховой юрист Джеймс Донован может наладить контакт между двумя странами, чтобы провести обмен пленными.



Первое, что привлекает в фильме «Шпионский мост», примерно после десяти минут просмотра, – легкость повествования. Это всецело заслуга Стивена Спилберга, который не старается рассказать реальную историю шпионажа на эмоциональном надрыве, а тратит все силы, что поселить в душе зрителей легкость, радость и очистить сознание от ненужного хлама. Особенно запоминается сцена, в которой Донован (Том Хэнкс) в камере для допроса заключенных предлагает Абелю (Марк Райлэнс) свои услуги адвоката. И вся ирония в том, что советский шпион, осознавая безысходность своего положения, еще и начинает торговаться. Узнает о профессиональных качествах присланного адвоката; были ли у него подобные дела, когда подзащитный – агент вражеского государства. Все это он делает на полном серьезе, не теряя хладнокровности. Это так  ошарашивает Донована, что он даже притих и растерялся и начал, как студент на экзамене, доказывать свою компетентность. Данная сцена также благоприятно влияет на зрительскую благосклонность: нам становится смешно и уютно.

Поражают в «Шпионском мосту» не только отношения людей, когда человек человеку не враг, а друг, но также невероятный контраст между странами - США и ГДР. В то время когда на территории Соединенных Штатов прекрасная погода и художники выходят в сквер, чтобы запечатлеть прекрасные пейзажи, когда в барах все убрано и на столиках стоят миски с орешками, а частные дома запоминаются чистотой и надежностью, в Восточном Берлине до сих пор здания, разрушенные во время Второй Мировой войны, лежат в руинах.  Улицы мрачные и унылые. Комнаты холодные и темные, в них тоскливо и прохладно. Все говорит о том, что здесь была война. Но не смотря на это, на присутствие военной полиции на улицах и скрежет танков, Стивен Спилберг создает во всей этой обстановке чувство надежды и веры в светлое будущее. Может, это звучит как-то глупо, но именно такие эмоции сопровождают зрителя на протяжении фильма.




В заключении рецензии надо сказать, что «Шпионский мост» ничем не хуже «Марсианина», «Джой» или «Шпиона», которые были номинированы на «Золотой глобус» в это году. Наверное, он даже на голову будет сильнее; даже чем «В центре внимания». На мой взгляд, он должен бороться в ключевых номинациях, таких как «Лучший фильм», «Лучший режиссер»», «Лучший сценарий». Радует, что BAFTA, премия Туманного Альбиона, увидела силу в «Мосту» и выдвинула его в вышеперечисленных номинациях, да и вообще он стал лидером по номинациям – их у него девять. Так что будем ждать и надеяться на благоприятный исход событий для этого фильма, потому что после его просмотра отличное настроение держится несколько дней.

Текст: Дмитрий Тищенко.