В конце пятидесятых – начале
шестидесятых годов прошлого века Советский Союз и Соединенные Штаты Америки
стояли на пороге ядерной войны. Правительства обоих держав не желали переводить
политическое противостояние в ожесточенные бои. Для этого каждый хотел собрать
больше информации о своем противнике. Другими словами - профессиональный шпионаж. Именно в этом
обвинили Рудольфа Абеля, который занимался сбором данных для нашего государства,
в 1957 году. Но, по стечению обстоятельств, американский пилот – разведчик терпит крушение
над территорией Советского Союза и становится его пленником. Теперь лишь
страховой юрист Джеймс Донован может наладить контакт между двумя странами, чтобы
провести обмен пленными.
Первое, что привлекает в фильме
«Шпионский мост», примерно после десяти минут просмотра, – легкость
повествования. Это всецело заслуга Стивена Спилберга, который не старается
рассказать реальную историю шпионажа на эмоциональном надрыве, а тратит все
силы, что поселить в душе зрителей легкость, радость и очистить сознание от
ненужного хлама. Особенно запоминается сцена, в которой Донован (Том Хэнкс) в
камере для допроса заключенных предлагает Абелю (Марк Райлэнс) свои услуги
адвоката. И вся ирония в том, что советский шпион, осознавая безысходность
своего положения, еще и начинает торговаться. Узнает о профессиональных
качествах присланного адвоката; были ли у него подобные дела, когда подзащитный
– агент вражеского государства. Все это он делает на полном серьезе, не теряя
хладнокровности. Это так ошарашивает
Донована, что он даже притих и растерялся и начал, как студент на экзамене,
доказывать свою компетентность. Данная сцена также благоприятно влияет на
зрительскую благосклонность: нам становится смешно и уютно.
Поражают в «Шпионском мосту»
не только отношения людей, когда человек человеку не враг, а друг, но также
невероятный контраст между странами - США и ГДР. В то время когда на территории
Соединенных Штатов прекрасная погода и художники выходят в сквер, чтобы
запечатлеть прекрасные пейзажи, когда в барах все убрано и на столиках стоят
миски с орешками, а частные дома запоминаются чистотой и надежностью, в
Восточном Берлине до сих пор здания, разрушенные во время Второй Мировой войны,
лежат в руинах. Улицы мрачные и унылые.
Комнаты холодные и темные, в них тоскливо и прохладно. Все говорит о том, что
здесь была война. Но не смотря на это, на присутствие военной полиции на улицах
и скрежет танков, Стивен Спилберг создает во всей этой обстановке чувство
надежды и веры в светлое будущее. Может, это звучит как-то глупо, но именно такие
эмоции сопровождают зрителя на протяжении фильма.
В заключении рецензии надо
сказать, что «Шпионский мост» ничем не хуже «Марсианина», «Джой» или «Шпиона»,
которые были номинированы на «Золотой глобус» в это году. Наверное, он даже на
голову будет сильнее; даже чем «В центре внимания». На мой взгляд, он должен
бороться в ключевых номинациях, таких как «Лучший фильм», «Лучший режиссер»»,
«Лучший сценарий». Радует, что BAFTA,
премия Туманного Альбиона, увидела силу в «Мосту» и выдвинула его в
вышеперечисленных номинациях, да и вообще он стал лидером по номинациям – их у
него девять. Так что будем ждать и надеяться на благоприятный исход событий для
этого фильма, потому что после его просмотра отличное настроение держится
несколько дней.
Текст: Дмитрий Тищенко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий