Поиск по этому блогу

пятница, 5 февраля 2016 г.

"Рискующий своей жизнью".

Соединенные Штаты Америки совместно с Великобританией  организовывают в Иране государственный переворот 1953 года. На место прежнего руководителя западные страны воздвигают своего ставленника, который оказывается глух к стонам народа. В течение долгих лет американизированный шах пользуется властью во имя собственных интересов и желаний любимой жены, в то время, когда страна голодает. Спустя внушительный период правления он начинает кампанию по внедрению американской культуры в среду иранского народа. Это приводит к  гражданской революции. Антинародный правитель получает убежище в Соединенных Штатах, что толкает разъяренный народ собраться у стен американского посольства, с требованием вернуть предателя на родину, чтобы публично казнить.



На церемонии вручения премии «Оскар», прошедшей в 2013 году, лучшей картиной года становится политический триллер Бена Аффлека «Операция «Арго». Для многих триумф данной киноленты был большим удивлением. Многие недоумевали, почему не «Линкольн». Для самого Аффлека, обладателя заветной статуэтки за сценарий к фильму «Умница Уилл Хантинг», победа оказалась неожиданностью. «Я здесь стоял лет пятнадцать назад и понятия не имел, что я делаю. Я стоял перед вами, был мальчишкой совсем и никогда не думал, что я снова попаду сюда». После атаки на посольство США в руках взбесившихся исламистов оказались все сотрудники этого учреждения. Все? Нет. Шестерым удалось улизнуть через черный ход, и опасность, навалившаяся на них, слышна теперь в правительственных учреждениях за Атлантическим океаном. Государственный департамент готовит операцию по освобождению из этого плена своих сограждан. Тони Мендес, специалист по засекреченному вывозу людей из агрессивно настроенных стран, приступает к продумыванию лучшего плана для проникновения в окутанное антиамериканскими революционерами государство  – Иран.

С первых минут зритель понимает, так же, как и герои фильма, что каждая минута промедления может стоить жизни попавших в тяжелую ситуацию сотрудников посольства.  Это позволяет событиям не остывать с приближением конца, а постоянно нарастать как снежный ком, катящийся с высокой горы. Известие о сложившейся ситуации и оперативная разработка прикрытия выглядит цельным эпизодом, несмотря на  прерывание его кадрами с попавшими в беду людьми. «Фантастические фильмы: «Звездный путь», «Звездные войны». Для съемок нужны экзотические места. Лунный пейзаж, Марс, пустыня. А теперь представьте: канадская съемочная группа ищет место для съемок фантастического фильма…». Операция по вызволению своих граждан из лап исламистов приобретает необычную  для ЦРУ форму, все концентрируется на кинематографичеком вмешательстве. Такой прием создает отличный эмоциональный и визуальный контраст с заложниками и боссами киноиндустрии. В то время когда американских граждан ведун на показную казнь, где-то в Голливуде спец по спасению людей попивает прохладные напитки и читает возможные варианты сценариев, чтобы история подходила к пейзажам Ирана. «В кадре приземление звездолета. Атмосфера Ближнего Востока. Подходят женщины и предлагают совершить возлияние небесным богам. «Арго» – приключенческая фантастика.»

План утвержден. Билеты куплены. Самолет в воздухе. Операция принимает стремительные и нервозные нотки повествования. В Иране каждый угол кричит о ненависти к Соединенным Штатам Америки. При любом компрометирующем движении народ просто разорвет шпионов и не заметит. Поездка по городу с шестью псевдоканадцами и окутанный взбешенной демонстрацией микроавтобус, такой эпизод выглядит напряженно и волнующе. Пустые звериные глаза собравшегося народа создают ауру неминуемого задержания, остановки машины и полного краха всей операции. Аэропорт. Опасность на каждом шагу. Нет забронированных билетов. Повсюду глаза революционной полиции, готовой арестовать любого, даже за простые американские имена в записной книжке. Бен Аффлек, выступивший в проекте режиссером, главным актером, продюсером, прекрасно накаляет атмосферу и взводит зрительские нервы до предела. Повествование постоянно контрастирует с несколькими действующими площадями. То мы видим паническую беготню главы офиса ЦРУ, то тут же перед нами пропускной пункт иранского аэропорта, злые глаза исламистов, то камера моментально переносит нас в Голливуд, где два завербованных продюсера прогуливаются по ночным улицам города мечты. Все это невероятно накаляет обстановку.




«Операция «Арго» – это действительно сильный фильм 2012 года. Многие с этим не согласны, ссылаясь, что премия «Оскар» стала политизированной наградой. Но это лишь обиды и недопонимание. Вышеуказанная картина действительно заслуживает тех наград, которые у нее на данный момент в копилке. Фильм поднимает никому не известную историю и в ярких эмоциональных красках рассказывает ее зрителю. Конечно, в нем есть один, главный минус – это актерская игра. «Арго» не может похвастаться какой-нибудь выдающейся ролью или хорошо продуманным образом. Может, многие именно из-за того, что в киноленте не хватала выдающегося актера, пренебрегли сюжетной линией и мастерством постановки …

Текст: Дмитрия Тищенко