Поиск по этому блогу

вторник, 9 мая 2017 г.

Обзор фильма: "На безымянной высоте"

Сколько их было, этих безымянных высот…

Впервые мини – сериал «На безымянной высоте» (реж. Вячеслава Никифорова) мы смотрели в год его выхода на телеэкран  - 2004.  Я не люблю фильмы о войне, но этот… «зацепил» всю нашу семью; то есть очень понравился. Позже мы приобрели диск и иногда пересматриваем сериал перед  Днем Победы. А теперь я захотела написать о нем в преддверии такого великого праздника.


Это – качественный фильм о войне. По моему мнению, лучшие картины об этом времени были созданы в советскую эпоху. Особенно ценны, наверное,  те, которые были сняты непосредственно в военные годы, когда все наши киностудии находились в Средней Азии. Но, думаю, «На безымянной высоте» можно смело поставить в один ряд с теми шедеврами.

Веет от этой картины добротой, человечностью, чем – то настоящим. Фильм, конечно, очень патриотичен, потому что пропитан любовью к Родине. Зритель чувствует это, верит и, может быть, еще больше будет любить свою страну, посмотрев такое кино.
Действие происходит в 1944 году в Белоруссии. Нашим надо было во что бы то ни стало взять и удержать безымянную высоту, а то сорвется наступление. И бойцы стоят до последнего. Очень тяжелый был бой, погибли почти все (кроме Коли Малахова). Но высоту отстояли. А тут и танки советские подоспели. Эти кадры очень тяжелые, но, в то же время, и светлые.


А вообще фильм «берет» тем, что много времени отведено просто армейским будням, человеческим отношениям и тем, что лица у людей настоящие, а не «каменно тверды» и не гордятся «всезнанием» (слова в кавычках – поэта Давида Самойлова), без налета жесткости и напыщенности, как это сейчас часто наблюдается в сериалах. За исключением капитана, которого в конце концов фашисты взяли в плен, и в этом чувствуется наказание за его поведение и скотское отношение к людям.

Молодые ребята, девчата… Это на их плечи легли фронтовые тяготы. Да и люди среднего возраста, и старше среднего, здесь присутствуют. Все, не ропща, делают свое дело, несут бремя войны. При  этом еще успевают мечтать, любить, восхищаться, юморить, хохотать и даже… жениться. Потому что жизнь есть жизнь, и она продолжается даже во время войны. Надо только оставаться человеком.

Но в фильме есть и свои «изюминки». Для нас это Коля Малахов и снайпер Оля Позднеева. Поведение Коли постоянно вызывает смех; он словно добрый клоун и будто и не на войне. Даже в самом начале смешно, когда он во время боя повис на веревке и жутко ругался. А в течение всего фильма так и вообще «разошелся»: постоянные «приколы», хохмы, «танцы» на открытом пространстве, за что немецкий снайпер и прострелил его фуражку,  одолженную у полковника. Поход  же  его прямо в логово вражеских снайперов – это вообще нечто. У немцев буквально глаза на лоб полезли от такой наглости и смелости; особенно когда он в придачу отхлебнул у них кофе из чашки, а остальное вылил.  А еще раньше один из них крутил пальцем у виска по поводу Коли. Но Малахов и дело знает: мы видели, как он воюет, не щадя себя. И, по всему видно, добрейшей души человек. Хоть и был в тюрьме (ясно,  - по дури попал), но вот курицу зарезать не смог…


А вот Оля восхищает своим мастерством снайпера. Да и с Колей они очень хорошо смотрятся вместе. Хочется верить, что эти герои дошли до конца войны и остались вместе. Я думаю, - прощальный танец в финале об этом нам и говорит. Очень понравилась игра актеров  - Алексея Чадова и Виктории Толстогановой.

Чем еще нравится картина… Нет отвратительных сцен жестокости, когда все просто смакуется и выворачивает душу наизнанку. ( Надо сказать, в последнее время это модно). Все, что нужно было показать, показано с минимальным надрывом. В большинстве же случаев только предполагается, что вот там – то и там – то было очень страшно. Думаю,  -  иначе нельзя, а то на душе останется гадкое чувство, а никак не светлое. Показывать жестокость и лишения надо по минимуму. И вообще надо уметь это делать, как, например, сумели создатели  «Семнадцати мгновений весны». Получилось это и у создателей сериала «На безымянной высоте».


Текст: Светланы Тищенко