«Нелюбовь»
Андрея Звягинцева рассказывает нам о нелюбви в семье Жени и Бориса, которые
после двенадцати лет несчастливого брака решают закончить надоевшие отношения и
разойтись в разные стороны. Но вот проблема: у них есть сын Алеша, и его судьба
после развода остается туманной. Борис волнуется за сына, но забирать его с
собой не хочет. Мать настолько ненавидит
своего почти бывшего мужа, что и о сыне ничего не хочет знать и надеется отдать
его в приют. Но это порождает новые проблемы: Алеша убегает из дома, что вынуждает Женю и
Бориса объединить силы ради поисков сына. Но и здесь между ними присутствует
нелюбовь до самого конца, так что даже пропажа сына для них не так важна; важны они сами, а
поиски для них всего лишь хороший тон.
Если
честно, то в первые минуты просмотра
фильм вызывает отторжение. В мыслях лишь: «Опять нас грязью облили», «Фильм без
смысла и толка», «Никакой глубины», «Фильм – пустышка». Но это первое
впечатление, которое с каждой минутой растворяется в рассуждениях о том, что
было показано. А на самом деле показана, конечно, негативная часть нашей жизни,
но правдивая.
Сначала
скажу, что «Нелюбовь» не надо воспринимать как фильм, который создан по реальным
событиям и показывает действительность беспристрасно. Новая картина Андрея
Звягинцева – это взрослая, страшная, поучительная притча, где режиссер
заостряет социальные проблемы, которые, увы, прогрессируют в нашей стране и за
ее пределами. Первое, о чем говорит Звягинцев, это о нелюбви к своему ребенку.
Женя в исполнении Марьяны Спевак – это холодная женщина, преисполненная
ненависти и зацикленная на себе. Ненавистная жизнь, причиной которой становится
сын, каждый день ее отупляет. Почему так произошло? Ответ есть: нежелательная беременность, которая сковала
Женю на двенадцать лет, но вот теперь оковы надоели, и она хочет от них
избавиться, даже несмотря на то, что главный замок на ее цепи – это ее сын.
Пассивность
на лице отца, в исполнении Алексея Розина, пугает. Да, он участвует в поисковых
операциях, все время на ногах, но не видно его умственного и душевного участия
во всем этом. Бывает такое в нашей жизни? Бывают отцы, которые безразличны к свои детям?
Конечно, просто надо оглянуться вокруг.
Звягинцев
также критикует всеобщую мобильную зависимость. Зависимость, которая перерастает
в общественную болезнь. Женя вечно в своем телефоне, что-то листает. И
Звягинцев показывает нам, что она там смотрит. И весь фокус, что – ничего. Она
быстро прокручивает новостную ленту, не акцентируя ни на чем внимание, тем
самым уходя от реальности и создавая видимость занятости. Да и селфи тоже
попадает под раздачу. Когда смотришь на то, что показано, то складывается
ощущение, что люди живут именно в сети, а события, происходящие в реальности,
это лишь декорации для очередного фото. И это действительно так. На своем опыте
знаю, что на праздниках люди в первую очередь делают несколько селфи,
выставляют их в сеть. А зачем? Для кого? Ответ – для своего виртуального
общества, а здесь и сейчас - это неважно, это лишь массовка, которая создает
ощущение, будто ты находишься всегда в гуще событий, активно проводишь время. В
общем, молодец. Но со стороны выглядит, что эти люди – суррогаты, неживые какие-то,
и руководит ими не ум, а страница в социальных сетях. Получается, человек – это
страница в Интернете, а его тело – суррогат, который помогает этой странице
продвигать себя в массах. Преувеличено? Может быть… Но, тем не менее наглядно
демонстрирует то, к чему мы движемся.
Когда
заканчивается фильм и ты обдумываешь увиденное, то выстраивается картина того,
что хотел показать нам Андрей Звягинцев. А картинка вот какая: мы живем сейчас
в то время, когда охладела любовь друг другу. Невероятная зацикленность на
своей личности. Безудержное желание пиарить самого себя через соц. сети, апатия
ко всему. Но самое главное - это не развитие людей, не зарождение в них мысли о
перемене своего отношения к жизни, даже после потери ребенка. Полное отсутствие
внутренней работы, внутреннего душевного и нравственного состояния. И это
вердикт Звягинцева: что в нашем обществе есть люди, больные апатией и неумением развиваться и думать.
Нельзя
не согласиться, что все, о чем он говорит, это правда, а достойное принятие
фильма – это объективная реакция критиков. Тем не менее я не могу оценить
картину по высшему баллу: в ней преобладает безысходность. И это для меня главная проблема. Чего же не
хватает? Праведника, человека чистого, который имеет жизненную мудрость,
назовем ее Божественную мудрость. Обладает спокойствием, рассудительностью,
любовью. Такого человека, как Форрест Гамп из одноименного фильма Роберта Земекиса, вышедшего
в 1994 году.
В
данном фильме, так же, как у Звягинцева, показывается срез американского
общества. Что мы видим? Мы видим хиппи, которые окунулись в пучину самопознания
через наркотические вещества, что в итоге их привело к полной потере своей
личности. Войну во Вьетнаме, в которой лейтенант Дэн теряет ноги и озлобляется
на всех и вся. Это и многочисленные народные волнения, убийство президента и
жизненные перипетии, которые, без участия Форреста Гампа имели бы только
негативный эффект. Они не имели бы выхода. Показывали бы только ужас, без шанса
на избавление. Но в этой истории есть Форрест Гамп, который от рождения был
немного отсталым, не улавливал многое, был… блаженным. Но в итоге именно он и
оказывается мудрым. Каждое событие он воспринимает как должное, не нервничает,
не переживает. Лишь несколько раз вспыхивает гневом, когда заступается за
любимую девушку. На войне, когда вокруг ходит смерть, он видит лишь
положительные моменты: всегда есть куда идти, радуется закончившемуся дождю,
думает о доме, строит планы. Вернувшись на родину и начав зарабатывать большие
деньги, он не накапливает их, а щедро раздает на благотворительность; без корысти, просто так, потому что считает это правильным.
И именно такого человека, чистого в уме, в душе, в теле и не хватает фильму
Андрея Звягинцева. Он нужен, чтобы на его фоне все происходящее казалась не только
неприемлемым, но и жалким, мелким; таким, к чему не хочется прикасаться, кем не
хочется становиться, ведь есть более чистая и интересная жизнь, полная
возможностей. Главное, выбрать правильные ориентиры.
Хочется
задаться вопросом, а почему режиссер фильма «Нелюбовь» не вставляет такого
героя в фильм? Ответ есть: просто он не хочет этого делать. Или не видит его в
нашем обществе сам. Его задача - это показать зрителю те гнойные наросты
современной жизни без принижения, а даже с некоторым преувеличением, и тем самым
подтолкнуть аудиторию к размышлению, чтобы они сами, при помощи своего разума,
постарались найти выход из сложившегося. Но ведь это, если быть до конца
честным, путь в никуда. Почему? Потому что человеку не с чем сравнивать. Если
он такой же, как и в фильме; если моральных ценностей у него никаких нет, или
есть, но искаженные до неузнаваемости, но от чего он будет отталкиваться? В
«Форресте Гампе» у нас есть от чего отталкиваться, потому что чистота и
размеренность жизни главного героя предпочтительнее, чем, например, жизнь
лейтенанта Дэна, который потерял ноги. И еще, едва не забыл, правидность
Форреста Гампа помогает жить не только ему, но и окружающим его людям. Дженни,
возлюбленная Гампа, всю жизнь провела в поисках себя, что опустило ее на самое
дно, но именно чистота Форреста, его чувства к ней помогают ей выбраться из
полосы негатива и обрести нормальное человеческое счастье. Лейтенант Дэн после
войны не мог найти места в жизни и вел распутный образ жизни, напиваясь каждый
день, лишь бы уйти от гнусной реальности. Но с появлением Форрества в его
жизни, он преображается, примиряется с Богом и тоже, как и Дженни, обретает
человеческое счастье. Это крайне мощно, это крайне действенно. У Звягинцева
такого нет. Нет человеческого очищения, перерождения. Но ведь оно должно быть.
Конечно,
фильм не вызывает возвышенных эмоций, чувств, с которыми хочется существовать и
использовать их как основу своей жизни. Но он дает такие эмоции, с которыми не
хочется жить; ты их видишь воочию и
начинаешь их обходить. На самом деле, тот материл, который предложил нам
Звягницев, ценен, потому что, хоть и не показывает выход, все – таки заостряет
проблему. Надеюсь, что этот процесс обратимый. И я верю, что обратимый.
7
из 10
Текст: Дмитрия Тищенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий