Поиск по этому блогу

воскресенье, 20 декабря 2015 г.

Эта замечательная жизнь: Цени каждый прожитый миг.

Фрэнк Капра подарил миру прекрасную картину, ставшую ныне символом Рождества в Соединенных Штатах Америки. «Эта замечательная жизнь» рассказывает зрителю историю Джорджа Бейли (Джеймс Стюарт) с  юношеских лет, чтобы лучше познакомить аудиторию с главным героем. Он выглядит энергичным подростком, имеющим заоблачные мечты о богатом будущем и жизни путешественника. Проходят годы, школьная скамья за плечами, а студенческая еще впереди. Им по-прежнему двигает желание уехать из приевшегося с младенчества города! Мысли о карьере архитектора не могут покинуть его голову даже в совершеннолетнем возрасте: «Буду строить дома, придумывать здания и планы городов. Ты понимаешь, да?», но судьба решает распорядиться Джорджем иначе…



Фрэнк Капра, четырехкратный обладатель премии «Оскар», погружает зрителя в атмосферу ничем не примечательной жизни одного человека. В истории Джорджа Бейли нет никаких сверхъестественных событий, способных поразить аудиторию необычностью и стремительностью повествования. Он, как полагается старшему сыну, занимает место своего отца на посту главы банковской фирмы и с каждым шагом отдаляется от детской мечты. Дела и проблемы «стройки под заем» поглощают разум героя полностью и уже нет никаких шансов покинуть старый и добрый Бедфорд Фоллс. Жизнь течет по своему руслу и как бы он ни старался выбраться на желанный берег, течение  уносит его все дальше и дальше. Женитьба на старой возлюбленной и последующая счастливая семейная жизнь не может удивить ни зрителя, ни сценаристов, написавших «Эту замечательную жизнь». Даже  Фрэнк Капра не смог выжать из такого скудного земного пути Джорджа красивого, эмоционального эпизода. Как бы он ни старался, как бы актеры не пытались прыгнуть выше себя, но после половины просмотра фильм начинает наскучивать. События не имеют никакой динамики. Даже атмосфера, наполняющаяся всеобщей радостью от спасения дорогого банка: «У нас получилось, Джордж! Сегодня нас не закроют!», хоть и вызывает улыбку на лице зрителя, тем не менее, она начинает перемешиваться с проступающей зевотой. В конце концов, появляется желание спросить: «Что все-таки нам хотят сказать создатели?!». Вот именно в этот самый момент душевного разочарования, и когда настигает огромное несчастье мистера Бейли, «Замечательная жизнь» начинает набирать настолько стремительные обороты, что невозможно усидеть на месте.



История окутывается фантастической сюжетной линией, после появления на сцене ангела второго класса – Кларенса. Он послан на Землю, чтобы избавить героя картины от желания совершить страшное преступление над самим собой. Посредством сверхъестественных способностей ангела – хранителя Джордж видит другую сторону жизни, ту, если бы его не было на свете. Такой поворот событий отлично влияет на ощущения, и нахлынувшая скука от первой половины хронометража испаряется абсолютно. «Замечательная жизнь» преображается на глазах. Исчезновение глухоты, стремительное заживление побоев, обсохшая за секунды одежда: «Наверное, недооценил печку», – поражает не только главного героя, но и всю аудиторию. Метания Бейли отлично сыграны Джеймсом Стюартом. Ошалевший взгляд, безумные беготня между разрушенными стенами, слезы и молитвы о прощении заставляют проникнуться в его горе и отчаяние. Фрэнк Капра, видимо, копил такой эмоциональный подъем для финального аккорда. Все последние минуты зажимают зрительское внимание в стальном кулаке и с приближением конца сдавливают его крепче и крепче. Ну, а во время кульминации, не будет преувеличением сказать, что просто хочется выпрыгнуть из кресла и присоединиться к всеобщему веселью. Радость, которая наполняет аудиторию, она не поддельна, она – реальна.



Создатели фильма «Эта замечательная жизнь» наполнили картину множеством философских мыслей, из-за которых невольно начинаешь задумываться над своей жизнью. Переосмысливаешь вместе с Джорджем Бейли мирские ценности, находишь более приземленные радости, и понимаешь, что в бездушных вещах не стоит отыскивать смысл существования, он должен быть в живой семье. Не стоит сетовать на неудачи, так как помощь всегда придет, если захотеть и искренне попросить. И нет таких ситуаций, из которых невозможно выйти победителем. Режиссер все правильно рассчитал и создал уникальное кино, в котором оправдывается начальная блеклость повествования. В его оболочке присутствует прекрасный заключительный стержень, воздвигающий картину на мировой пьедестал.

Текст: Дмитрия Тищенко